Работа по развитию памяти и орфографической зоркости.
Копыловой Екатерины, 4 курс, лого-1
Конспект урока русского языка в 3 классе.
Тема: Часть речи – прилагательное.
Цель: Ознакомить с новой частью речи именем прилагательным, его ролью в речи.
Задачи:
1. Ознакомить с существенными признаками имени прилагательного как части речи.
2. Формирование умения находить в предложениях имена прилагательные.
3. Развивать связную речь, творческую активность, интерес к изучению русского языка.
4. Воспитывать дружеские отношения в классе.
Оборудование: карточки со словами, буквами.
Ход урока.
I. Организация начала урока.
- Здравствуйте, ребята! Наш урок начнем со слов М.Ломоносова: «Всем, кто хочет добиться успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны».
- Как вы понимаете выражение «тайна слова»?
- Для чего нужно открывать тайны языка?
- Сегодня на уроке мы продолжим изучение русского языка, раскроем еще одну его тайну. Как вы считает, что для вас будет успехом на уроке?
II. Вводная часть.
- Ребята, посмотрите на доску, прочитайте слова, по какому признаку они записаны в 2 столбика?
Солнце хитрый
мороз яркий
лисица крепкий
урожай богатый
(В 1столбике – имена существительные, во 2 столбике - слова, отвечающие на вопрос какой?)
Составьте из них словосочетания.
Что вы для этого сделали? (изменили окончания)
О чем это говорит? (Это говорит о том, что эти слова зависят от имени прилагательного)
Знаете ли вы, к какой части речи относятся слова 2 столбика?
Значит, какую цель мы ставим перед собой на этом уроке? (узнать о новой части речи).
III. Основная часть.
1. Игра «Аукцион».
- Чтобы узнать, как называется эта часть речи, предлагаю вам игру «Аукцион». Подбирайте слова, отвечающие на вопрос какой? какая? какое?, начинающиеся на буквы:
П – прекрасный, плохой, пасмурный, приятный, плакучая
Р – радостный, редкий, рогатый, розовая, рваный, рыжая
И – интересный, индивидуальный, известный
Л – ласковая, легкий, любимая, липкий
А – ароматный, азартный, алая
Г – гадкий, гибкая, громкий, грозный, грязная
А –
Т – теплая, терпкий, тонкий, толстая
Е – единая, единственная, едкий
Л-
Ь
Н – нежная, норковая, низкое
О – обаятельная, обворожительная, острый, оранжевое, обидное
Е -
- Прочитайте как называется новая часть речи.
- Назовите тему урока (Часть речи – имя прилагательное)
- Что вы уже узнали об этой части речи? (отвечает на вопросы какая, какое, какой)
- Что обозначает? (признак предмета)
А сейчас поработаем в тетрадях. А для этого подготовим наши пальцы.
Гимнастика для пальцев рук.
Чистописание.
Зв..здная, ноч.., плач.., ст..на, рож.., тр..ва.
- Разделите слова на группы по орфограммам.
- Найдите лишние слова в этих группах (звёздная, плач)
- Найдите в них буквы, обозначающие твердый согласный звук.
Пропишите соединение букв: нпл ннпл
Наблюдение над ролью прилагательных в языке.
А) Игра «Узнай»
Серый, хищный, жадный…
Рыжая, хищная, ловкая..
Высокий, красивый, каменный…
Круглый, разноцветный…
Б) А теперь вы сами попробуйте описать некоторые предметы: 1 ряд- улица, 2 ряд - озеро, 3 ряд – мальчик.
Постарайтесь ответить на следующий вопрос. Какую роль выполняет имена прилагательные в речи? Для чего мы используем их в предложениях?
Обобщение нового материала. Работа в группах.
- А теперь объединитесь в группы. Представьте, что вы ученые. Вам нужно написать учебник по русскому языку с правилами. Сегодня вы напишите правило об имени прилагательном. Нужно помнить, что правило – это четкое определение, понятное всем учащимся.
Выслушаем ваши правила.
А теперь проверим по учебнику, справились ли вы с заданием.
Работа по учебнику.
А) чтение правила
- Ребята, вы молодцы! Из вас выйдут хорошие ученые-языковеды.
Б) закрепление новых знаний – распознавание имен прилагательных в тексте.
Упражнение 469
Выполните задание к упражнению самостоятельно.
- Как отличить прилагательное от других частей речи?
- С какой частью речи связано прилагательное? Почему?
Физкультминутка.
Мы читали, мы писали
И немножечко устали,
Физкультминутку проведем
И все вместе отдохнем.
Руки в стороны возьмите
И на пояс опустите,
Шаг на месте, раз, два, три
Плечи шире разверни.
И закончилась игра
За работу нам пора!
Работа по развитию памяти и орфографической зоркости.
Упражнение 470 – письмо по памяти. Взаимопроверка.