Результатов практической деятельности учащихся
Ф 09.1-020
Управление образования Гомельского областного исполнительного комитета
Учреждение образования
«Мозырский государственный политехнический колледж»
УТВЕРЖДАЮ Директор учреждения образования “Мозырский государственный политехнический колледж” ____________ ______________ (подпись) (И.О.Фамилия) ___ _____________ ________ г. |
Регистрационный номер _____
Технологическая практика
(название дисциплины)
Учебная программа
_2-48 01 35___ __”Переработка нефти и газа”___________
(код специальности) (наименование специальности)
Мозырь 2016 г.
Программу составили:
_Раевская Л.А., преподаватель высшей категории______________________ (Фамилия И.О., должность, степень, звание)
Программа составлена на основе:
образовательного стандарта среднего специального образования РД РБ 02100.4.011-2003 «Переработка нефти и газа» и примерного тематического плана, утвержденного Министерством образования Республики Беларусь 02.06.2014 г.______________________________________________________
( Перечень документов, на основе которых составлена программа)
Рецензенты: Приболовец Е.В., преподаватель
Программа рассмотрена цикловой комиссией_естественных дисциплин_ и рекомендована к рассмотрению на Совете колледжа
Протокол № __ от ____________ 20__г.
Председатель цикловой комиссии ____________________ _Л.А. Раевская____
( подпись) (И.О.Фамилия)
Программа одобрена Советом колледжа и рекомендована к утверждению
Протокол № __ от ____________ 20__г.
Пояснительная записка
Практическое обучение является составной частью образовательного процесса и эффективной формой подготовки специалистов к трудовой деятельности.
Практика учащихся по специальности организуется в соответствии с учебным планом, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь, Положением о практике учащихся средних специальных учебных заведений Республики Беларусь на основе договоров, заключенных между учреждением образования и предприятием.
Планирование и организация практики должны обеспечить:
- последовательное формирование у учащихся практических навыков и умений;
-целостную подготовку к выполнению обязанностей на всех должностях, где используются специалисты со средним специальным образованием;
-связь практики с теорией;
-участие учащихся в выпуске товарной продукции.
Задачами технологической практики являются:
-приобретение учащимися профессиональных умений по специальности;
-закрепление, расширение и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин;
-приобретение практического опыта и развитие профессионального мышления;
-формирование организаторских навыков на производстве;
-повышение квалификационного разряда по профессии рабочего.
Технологическая практика, как правило, проводится концентрированно.
Продолжительность рабочей недели составляет 40 академических часов. В этот период учащиеся могут повысить квалификационный разряд по профессии рабочего.
При прохождении учащимися технологической практики составляются планы-графики их перемещения по объектам и рабочим местам.
Индивидуальные задания на период технологической практики выдаются учащимся с целью более глубокого изучения ими вопросов технологии, организации производства.
Тематика индивидуальных заданий определяется руководителем практики от учреждения образования, обсуждается на заседании цикловой комиссии и утверждается заместителем руководителя учреждения образования по производственному обучению. Выполненное индивидуальное задание должно быть представлено учащимися на зачетном занятии по практике.
Тематический план
Тема | Количество дней |
Введение 1. Изучение технологического процесса установки объекта практики 2. Выполнение функций дублера в соответствии с присвоенным разрядом по профессии рабочего 3.Систематизация материала и оформление отчетных документов. Зачет по практике Итого |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ
Содержание темы | Формируемые умения и навыки | Виды выполняемых работ | Рабочее место | |
Введение | ||||
Задачи практики. Ознакомление с рабочим местом. Значение отрасли для экономики Республики Беларусь. Перспективы развития отрасли. Инструктаж по охране труда, технике безопасности, пожарной безопасности. | Оценивать уровень развития предприятия. Анализировать подученную информацию. Соблюдать правила безопасности труда, пожарной безопасности. | Ознакомление с рабочим местом. Беседы со специалистами. Прослушивание, инструктажа по безопасности труда и пожарной безопасности. | Класс производственного обучения ОАО «Мозырский НПЗ», установка. | |
Тема 1. Изучение технологического процесса установки объекта практики | ||||
Характеристика установки. Ее роль и значение в схеме предприятия. Сырье, получаемая продукция, вспомогательные материалы. Стандарты на них. Технологическая схема установки. Нормы технологического режима. Способы контроля и регулирования технологических параметров,качества сырья и готовой продукции. Конструкция основного технологического оборудования. Технико-экономические показатели производства, перспективы его развития. Меры по охране труда, охране окружающей среды | Анализировать технологическую схему установки, технологический режим, способы контроля и регулирования технологических параметров, качества сырья и готовой продукции. Составлять материальный баланс. Проводить сравнительный анализ оборудования различного назначения. Соблюдать правила охраны труда, окружающей среды. | Изучение технологической схемы установки, технологического режима, показателей качества сырья и готовой продукции, основ эксплуатации установки, мер борьбы с коррозией. Составление материального баланса установки. | Установка базового предприятия. Регламент установки, ее технологическая схема, аппараты и паспорта на них, контрольно-измерительные приборы и средства автоматики. | |
Тема 2.Выполнение функций дублера в соответствии с присвоенным разрядом по профессии рабочего | ||||
Организация и учет работы установки. Пуск установки. Плановая остановка перед текущим и капитальным ремонтом. Аварийная остановка. Подготовка оборудования к ремонту. Источники опасности на установке. Меры борьбы с опасностями. Предупреждение аварий. | Соблюдать последовательность эксплуатации установки. Производить пуск установки под руководством оператора более высокой квалификации, осуществлять плановую и аварийную остановку установки. Подготавливать установку к ремонту. Анализировать источники опасности. Соблюдать правила безопасности труда на установке. | Осуществление эксплуатации установки, ее пуска, плановой и аварийной остановки. Подготовка установки к ремонту. Составление наряда-допуска на ремонтные работы, заявок на необходимое оборудование. Участие в ремонте. | Установка базового предприятия. Документация установки: режимный лист, вахтовый журнал, регламент установки. | |
Т е ма 3. Систематизация материала н оформление отчетных документов Зачет по практике | ||||
Систематизация материалов индивидуального задания: перспективы развития отрасли; материальный баланс установки, материальные потоки. Характеристика сырья, выпускаемой продукции, вспомогательных материалов, реагентов, катализаторов, растворителей. Стандарты. Назначение, физико-химические основы процесса. Технологическая схема установки с контрольно-измерительными приборами и автоматикой. Лабораторный контроль качества сырья и получаемых продуктов. Влияние отклонений от норм технологического режима на качество и выход продукции. Способы контроля и регулирования технологических параметров. Средства автоматики. Конструкция основного технологического оборудования. Технико-экономические показатели работы установки. Состав стоков и выбросов в атмосферу, способы их обезвреживания и сокращения потерь. Меры охраны окружающей среды. Правила безопасности труда, пожарной безопасности, промышленной санитарии при обслуживании объекта. Недостатки в работе установки. Графическая часть: технологическая схема установки, чертеж основного аппарата, эскизы, графики. | Анализировать качество исходного сырья и вырабатываемой продукции. Осуществлять контроль и регулирование технологического процесса в соответствии с требованиями нормативных документов. Веста учет вырабатываемой продукции. Определять технико-экономические показатели установки. Анализировать отходы и потери производства. Подготавливать аппараты и оборудование к ремонту, соблюдать правила безопасности труда при ремонте. Выявлять недостатки в работе установки. Соблюдать стандарты при выполнении и оформлении отчета. | Изучение показателей качества сырья, вырабатываемой продукции. Устранение причин, вызывающих ее отклонение от стандартов. Наблюдение за работой контрольно-измерительных приборов и средств автоматики. Составление материального баланса установки. Анализ расхода пара, воды, электроэнергии, топлива, воздуха на единицу товарной продукции. Определение количества отходов и потерь, сравнение полученных показателей с нормативными. Разработка мер по уст-ранению недостатков в работе установки. Осмотр аппаратов и оборудования и составление ведомости дефектов. Оформление чертежей технологической схемы установки, основного аппарата, эскизов; вспомогательных аппаратов, графиков. Сдача зачета. | Технологическая установка, класс производственного обучения ОАО «Мозырский НПЗ», техническая библиотека предприятия. Техническая доку-ментация установки. Библиотека учреждения образования | |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Отметка в баллах | Показатели оценки |
(один) | Узнавание отдельных объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде (фактов, терминов, явлений, инструктивных указаний, действий и т. д.) |
(два) | Различение объектов изучения программного учебного материала, предъявленных в готовом виде. Осуществление соответствующих практических действий |
(три) | Воспроизведение части программного материала по памяти (фрагментарный пересказ и перечисление объектов изучения). Осуществление умственных и практических действий по образцу |
(четыре) | Недостаточно осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с элементами объяснения, раскрывающими структурные связи и отношения). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Наличие единичных существенных ошибок |
(пять) | Осознанное воспроизведение большей части программного учебного материала (описание объектов изучения с объяснением структурных связей и отношений). Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Наличие несущественных ошибок |
(шесть) | Полное знание и осознанное воспроизведение всего программного учебного материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (описание и объяснение объектов изучения, выявление и обоснование закономерных связей, приведение примеров из практики, выполнение упражнений, задач и заданий по образцу, на основе предписаний). Наличие несущественных ошибок |
(семь) | Полное, прочное знание и воспроизведение программного учебного материала. Владение программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, формулирование выводов, недостаточно самостоятельное выполнение заданий). Наличие единичных несущественных ошибок |
(восемь) | Полное, прочное, глубокое знание и воспроизведение программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в знакомой ситуации (развернутое описание и объяснение объектов изучения, раскрытие сущности, обоснование и доказательство, подтверждение аргументами и фактами, формулирование выводов, самостоятельное выполнение заданий). Наличие единичных несущественных ошибок |
(девять) | Полное, прочное, глубокое, системное знание программного учебного материала. Оперирование программным учебным материалом в частично измененной ситуации (применение учебного материала, как на основе известных правил, предписаний, так и поиск нового знания, способы решения учебных задач, выдвижение предположений и гипотез, наличие действий и операций творческого характера для выполнения заданий) |
(десять) | Свободное оперирование программным учебным материалом. Применение знаний и умений в незнакомой ситуации (самостоятельные действия по описанию, объяснению объектов изучения, формулированию правил, построению алгоритмов для выполнения заданий, демонстрация рациональных способов решения задач, выполнение творческих работ и заданий) |
Примечание. Отметка "0" (ноль) выставляется учащемуся при отсутствии ответа,
а также при невыполнении учащимся учебной программы дисциплины (практики).
Литература
1.Багиров И. Т. Современные установки первичной переработки нефти. - М.: Химия, 1974.
2.Гуревнч И. Л. Технология переработки нефти и газа:Ч. 1: Общие свойства и первичные методы переработки нефти и газа. - М.: Химия, 1972.
3.Смидович Е. В. Технология переработки нефти и газа:Ч. 2: Деструктивная переработка нефти и газа. - М.: Химия, 1980.
4.Суханов В. П. Каталитические процессыв нефтепереработке. -М.: Химия,
1979.
5.Хаджиев С. Н. Крекинг нефтяных фракций на цеолитсодержащих катализаторах. -М.: Химия, 1982.
6.Червожуков Н. И.Технология переработки нефти и газа: Ч. 3: Очистка нефтепродуктов и производство специальных продуктов. - М.: Химия, 1978.
7.Школьников В. М. Товарные нефтепродукты: Свойства и применение: Справочник. - М., Химия, 1978.
8.Эрих В. Н., Расина М. Г., Рудин М. Г. Химия и технология нефти и газа. Л.: Химия. Ленингр. отделение, 1985.