И методические рекомендации по ее заполнению
Технологическая карта туристского маршрута — основной документ транспортного маршрута составляется работником субъекта хозяйствования, занимающегося туристской деятельностью, подписывается руководителем планово-финансового отдела, скрепляется печатью.
Строка «Наименование маршрута».Отназвания маршрута зависит его популярность. Поэтому оно должно быть образным, ярким и отражать характерные особенности маршрута.
В строке «Основные пункты маршрута»следует указать его начальный и конечный пункты, наиболее крупные промежуточные пункты, в которых осуществляется обслуживание туристов и проводятся туристско-экскурсионные мероприятия.
Строка «Вид маршрута».В зависимости от вида транспорта в нее записывается: железнодорожный, автобусный, авиационный, теплоходный. При условии использования автобуса указывается, собственный это транспорт или арендный.
Строка «Километраж для автобусных маршрутов».Общий километраж на автобусном маршруте указывается на основании акта замера протяженности маршрута.
Строка «Продолжительность маршрута в днях» (календарных)должна соответствовать количеству дней, указанных в графике движения по маршруту, приведенному в третьем разделе карты.
Строка «Количество туристических рейсов (групп)».Оно должно соответствовать количеству рейсов (групп), указанному в договоре с соответствующим предприятием на обслуживание туристов.
В строке «Число туристов в рейсе (группе)»указывается число человек (группе). В это число не включаются руководитель туристской группы, водители автобуса.
В строке «Всего туристов по маршруту»указывается количество туристов по маршруту, которое определяется путем умножения количества туристских рейсов (групп) на число туристов в рейсе (групп).
В строке «Всего человеко-дней (по ночлегам) обслуживания на маршруте»указывается общее количество человеко-дней по указанному маршруту, которое определяется путем умножения общего количества туристов на продолжительность обслуживания в календарных днях, предусмотренных туром.
В строке «Расходы по внутримаршрутному транспорту»указывается стоимость расходов, связанных с переездом туристов между пунктами, указанными в строке «Основные пункты маршрута».
При переезде по железной дороге включается полная стоимость билетов, оплата белья, а также расходы по предварительному заказу и доставке билетов, стоимость транспорта, использованного для туристских мероприятий, подвоза к пунктам питания, проживания, а также к местам проведения экскурсионных и массово-зрелищных мероприятий; расходы по транспорту на железнодорожный вокзал, пристани, аэропорт. В данную графу вносятся расходы по транспорту, например стоимость поездки или переезда на железнодорожном транспорте, теплоходе и др.
В строке «Продолжительность работы руководителя туристской группы (гида)»указывается общее количество часов работы руководителя туристской группы; если на автобусном маршруте планируется проведение экскурсии, то указывается дробью: в числителе — количество часов ведения экскурсии, в знаменателе — количество часов сопровождения.
Расходы по внутримаршрутному транспорту и экскурсионному обслуживанию, а также стоимость туристского ваучера (путевки) на группу и на одного человека указываются в размерах, определенных «Стоимостью ваучера (путевки)»данного туристского транспортного средства.
Во втором разделе указываются построчно в соответствии с заключенными договорами даты отъезда и прибытия рейсов (групп) по месяцам и количество рейсов (групп).
Общее количество рейсов (групп) отмечается в графе «Количество рейсов (групп)».
В третьем разделе карты указывается содержание и график движения по маршруту.
В графе «Пункты маршрута и обслуживания, расстояние между ними (км.)»следует отметить пункты маршрута в порядке движения по нему, в которых осуществляется обслуживание и проводятся туристско-экскурсионные мероприятия, а также санитарно-технические остановки. Километраж устанавливается в соответствии с актом замера протяженности автобусного туристского маршрута, с учетом подъездов к месту проживания, питания, экскурсионным объектам. По строке «Всего» указывается общий пробег автобуса на маршруте.
В графе «Время прибытия в пункт и выезда из него»указывается время прибытия автобуса в пункт маршрута и отправления из него.
В графах 4-6 «Программы обслуживания»условно обозначается, в каком пункте маршрута, в течение какого промежутка времени и какие виды услуг предоставляются туристам. Также указываются предприятия-партнеры, предоставляющие указанные услуги на основании заключенных договоров.
В графе 6 «Наименование туристско-экскурсионных мероприятий»указывается точное наименование тем экскурсий, прогулки, похода, продолжительность мероприятий, перечисляются услуги, предоставляемые туристам в каждом пункте в соответствии с запланированной программой обслуживания на данном маршруте, включая услуги сопровождающего группы (информационные услуги, инструктажи, путевая информация и т. д.). В графе указываются предприятия-партнеры предоставляющие указанные услуги на основании заключенных договоров.
В графе «Дополнительные услуги» указываются услуги предлагаемые программой «по желанию туриста», и приобретаемые туристами за дополнительную плату.
В четвертом разделе карты «Описание маршрута» приводится описание маршрута и условия приема и обслуживания туристов.
Технологическая карта туристского маршрута является одним из важнейших документов при разработке и организации туристских маршрутов, которая позволяет качественно организовать туристское обслуживание, облегчает работу туристских предприятий по разработке конкретных туров и программ, дает полное представление потребителю о качестве и количестве туристских услуг, отражает объем обслуживания туристов на данном маршруте, служит для расчета стоимости тура.
Приложение 9
Структура программы мероприятия по связям с общественностью (PR-мероприятия)
1. Акция (мероприятие), форма его проведения (презентация, викторина, конкурс и т.д.)
2. Целевая аудитория (например туристы или турагентства)
3. Цель проведения мероприятия
4. Место проведения (например офис туроператора/офисы турагентств/выставочные мероприятия(конкретные)/городские мероприятия и т.д).
5. Время проведения (даты (выставка) или за сколько (недель или месяцев)до начала продаж)
6. Продолжительность (часов)
7. Количество сотрудников для проведения мероприятия
8. Необходимые рекламные материалы (каналы распространения информации) для информировании о мероприятии, в т.ч. приглашения (макеты по желанию) – как целевая аудитория узнает о мероприятии (не забудьте про интернет)
9. Рекламные материалы (средства) распространяемые на мероприятии (печатные, видео, сувениры) (макеты по желанию, можно просто описание)
Приложение 10