Практическая значимость результатов
Научная новизна
В Положении о порядке присуждения ученых степеней, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 января 2002 №74, дается основное содержательное представление о научной новизне докторских и кандидатских диссертаций:
"Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.
Диссертация на соискание ученой степени кандидата наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой содержится решение задачи, имеющей существенное значение для соответствующей отрасли знаний, либо изложены научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.
….Диссертация должна быть написана автором самостоятельно, обладать внутренним единством, содержать новые научные результаты и положения, выдвигаемые для публичной защиты, и свидетельствовать о личном вкладе автора в науку.
Предложенные автором решения должны быть аргументированы и оценены по сравнению с другими известными решениями.
В диссертации, имеющей прикладной характер, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных автором научных результатов, а в диссертации, имеющей теоретический характер, - рекомендации по использованию научных выводов"9.
Таким образом, под научной новизной результатов понимаются теоретические положения, которые сформулированы и обоснованы автором впервые, ранее в такой форме не были известны, либо научно обоснованные технические, технологические или иные решения, имеющие важное значение для практики и которые ранее не применялись.
Наиболее распространенными формами результатов исследований в магистерских диссертациях по направлению подготовки "Бизнес-информатика" являются следующие:
· тенденции, закономерности;
· принципы, правила;
· формализованное описание, математические модели;
· способы, подходы, методики;
· научно-обоснованные требования, характеристики, критерии, показатели, проектные решения;
· модели бизнес-процессов;
· алгоритмы;
· инструментальные средства;
· учебно-методические комплексы;
· научно-обоснованные рекомендации;
· положения, регламенты, инструкции, планы.
Новые знания, получаемые в большинстве магистерских диссертаций по направлению подготовки "Бизнес-информатика", относятся к области прикладных исследований. Часто они связаны с обоснованием методологических, технологических и технических решений, отвечающих потребностям предприятий и организаций; адаптацией и конкретизацией известных в теории и практике подходов, методологий в области проектирования, разработки, внедрения, сопровождения и развития информационных систем; распространением применения или комплексным использованием известных в экономический теории и/или теории менеджмента методов и подходов на сферу ИТ-проектов.
Следует отметить, что требования к магистерским диссертациям ниже, чем к кандидатским, а тем более докторским диссертациям. Поэтому для магистерских диссертаций достаточно наличия в ней элементов научной новизны. Их количество в регламентирующих документах не оговаривается. В специальной литературе можно найти предложения по наличию двух пунктов научной новизны для магистерских диссертаций10.
Как правило, в магистерских диссертациях по направлению подготовки "Бизнес-информатика" элементы научной новизны представляют собой:
· новый объект исследования;
· применение известного метода к новому объекту исследования;
· применение нового метода к известному объекту исследования;
· постановку известных проблем или задач в новых условиях;
· новые следствия из известных теоретических положений в новых условиях;
· новые или усовершенствованные архитектуры, принципы разработки, модели, методологии, методы решения, методики, технологии, алгоритмы, средства, критерии, показатели.
Элементы научной новизны составляют основу магистерской диссертации и отличают её от выпускной квалификационной работы бакалавра, поскольку свидетельствуют о том, что выпускник обладает необходимыми компетенциями в области производства новых знаний.
Элементы научной новизны должны быть четко и аргументировано изложены в виде совокупности научных/научно-методических положений и обобщений и оценены в сравнении с известными научными результатами других авторов в данной области. Для этого в процессе исследования необходимо изучить и проанализировать лучшие практики, известные научные достижения, научные труды, аналитические исследования по выбранной проблематике.
Формулируя элементы научной новизны, необходимо соотнести их с поставленными задачами, т.е. указать, что выявлено, определено, обосновано, разработано, показать сущность нового результата и его отличие от ранее известных. Например, отличительными признаками элементов научной новизны модели могут быть новые ограничения и допущения, применение модели в новой предметной области, введение новых элементов, блоков, взаимосвязей.
Описание элементов научной новизны рекомендуется проводить по схеме, представленной на рис. 2.9.
Рис. 2.9.Схема описания элементов научной новизны
Пример описания элементов научной новизны приведен в таблице 2.9.
Таблица 2.9. Пример описания элементов научной новизны в магистерской диссертации по направлению подготовки "Бизнес-информатика" | |
Тема | Описание элементов научной новизны |
Оценка степени зрелости российского рынка ИТ-консалтинга | Предложен подход к оценке степени зрелости рынка ИТ-консалтинга, отличительными особенностями которого является применение в качестве основы оценки собственного набора критериев, учитывающего специфику рынка ИТ-услуг, и подходов, используемых в портфельном анализе для определения уровня развития рынка |
Примеры типовых ошибок, допускаемых студентами при описании элементов научной новизны, приведены в таблице 2.10.
Таблица 2.10. Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании элементов научной новизны | |
Группа ошибок | Примеры |
Типовые ошибки, допускаемые студентами при описании элементов научной новизны | · Описание элементов научной новизны размыто, элементы явно не выделены. · В описании элементов научной новизны отсутствуют отличительные признаки. · Элементы научной новизны работы не имеют непосредственного отношения к заявленной теме. · Элементы научной новизны подменяются результатами практического характера |
Практическая значимость результатов
При формулировании результатов исследования необходимо показать их практическую значимость.
Практическая значимость результатов исследования:
· отражает их вклад в практику,
· показывает, что могут дать результаты для практики или что уже дали,
· характеризуется оценкой эффективности.
В работах, выполняемых в учебном процессе по направлению подготовки "Бизнес-информатика", практическая значимость результатов может проявляться в разработке:
· практических рекомендаций, предложений для конкретного предприятия, группы предприятий или отрасли, госструктур;
· научно-практических и научно-методических рекомендаций для ИТ-компаний;
· предложений по методикам ИТ-образования персонала предприятий и компаний;
· технологий, инструментальных средств для конкретного предприятия, группы предприятий или отрасли, госструктур.