Этапы проведения диагностики системы управления

Автор Рабочей тетради: к.э.н., доцент Хайруллина А.Д.

Введение

Особую роль в процессе исследования эффективности управленческих систем играет диагностика системы управления организацией. В данной связи настоящая разработка призвана помочь студентам овладеть основами системного и структурного анализа.

Цель и задачи настоящей рабочей тетради состоят в том, чтобы:

- научить студентов основам диагностики и совершенствования организационного построения системы управления предприятием;

- ознакомить студентов с правилами представления информации о системе управления предприятием в виде матрицы/карты распределения ответственности.

Рабочая тетрадь предполагает, что объектом исследования студента будет являться реальная организация (фирма, предприятие). Полагаем, что данная форма проведения практических занятий, связанных с диагностикой и совершенствованием организационного построения системы управления предприятием, позволит студентам наилучшим образом закрепить полученные в процессе изучения дисциплины теоретические знания.

Сбор информации, необходимой для проведения анализа, должен осуществляться студентом во внеаудиторное время.

Рабочая тетрадь сдается преподавателю на проверку в заполненном виде и защищается каждым студентом во время практического занятия по теме «Диагностика системы управления». Выполнение данной практической работы является обязательным условием допуска к зачету по предмету.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Краткие сведения об организации

Полное наименование организации  
Организационно-правовая форма    
Форма собственности    
Юридический адрес    
Год основания организации    
Численность персонала    
Отрасль    
Классификатор по ОКОНХ  
  Виды деятельности  
Дополнительная информация    

Этапы проведения диагностики системы управления

Задание 1 -проанализировать существующую в организации систему управления по качественному и количественному составу звеньев аппарата управления (в таблице 1).

Таблица 1

Структура управленческого персонала организации

    Категория АУП Кол- -во, чел Доля в общей числен-ности АУП, % (норма/факт)   Перечень звеньев (выборочно, если численность организации значительная –можно 5-6)
1. Руководители (собственно менеджеры)        
2. Инфраструктурный персонал, в т.ч.:      
А) специалисты      
Б) служащие        
3. Институциональный персонал      
ИТОГО    

Комментарии к таблице 1: _____________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________

Задание 2 –проанализировать структуру корпуса менеджеров организации (в таблице 2).

Таблица 2

Структура руководителей организации

в соответствии с классификацией П. Друкера

Уровень менедж-мента Коли-чество, чел   Доля в общей числ-сти менедже-ров, % (норма/факт)   Должности
  Top менеджеры          
  Middle менеджеры          
  Lower менеджеры          
ИТОГО    

Комментарии к таблице 2: _________________________________________ ________________________________________________________________

Задание 3 - оценить соответствие фактической сферы контроля управленческих звеньев нормативному показателю (в таблице 3).

Таблица 3

Средние показатели масштаба управляемости в организации

  Должность Норма управляе-мости Факти-ческая сфера контроля От-кло-не-ние   Комментарии
Руководитель организации        
Top уровень, в т.ч.:
Линейные руководи-тели высшего уровня        
Функциональные ру-ководители высшего уровня        
Middle уровень, в т.ч.:
Линейные руководи-тели среднего уровня          
Функциональные ру-ководители среднего уровня        
Lower уровень, в т.ч.:
Линейные руковод-ители низшего уровня (lower)        
Функциональные ру-ководители низшего уровня        

Выводы по таблице 3: _____________________________________________ ________________________________________________________________Задание 4 – охарактеризовать эффективность субординационных связей в организации (в табл. 4).

Таблица 4

Характеристика субординационных связей организации

Уровень управ-ления Субъект управления Объекты управления, подчиненные данному субъекту Обоснование необходимости связи (ее эффективность)
Top уровень        
   
   
     
   
   
Middle уровень      
   
     
   
       
   
Lower уровень          
       
       
       
       
       

Задание 5– охарактеризовать эффективность некоторых коорди-национных связей между звеньями управления организации (в табл. 5).

Таблица 5

Характеристика координационных связей

системы управления организацией

  Уровень управления   Участники связи Содержание информационных потоков (двусторонних)   Эффективность связи
  Top уровень        
       
       
       
       
  Middle уровень        
       
       
       
       
  Lower уровень          
       
       
       
         

Выводы по таблице 4 _____________________________________ ________________________________________________________________

Выводы по таблице 5 ______________________________________ ________________________________________________________________

Задание 6 – определить оптимальность уровней управления ОСУ, обосновать необходимость делегирования полномочий нижестоящим лицам (в случае информационной перегрузки).

________________________________________________________________

Задание 7 -нарисоватьдействующую схему организационной структуры управления организацией (в Приложении 1) и охарактеризовать ее по следующим направлениям:

1) обозначить на схеме звенья управления организацией – линейные, функциональные и штабные (цветом/штриховкой);

2) показать на схеме связи управления организацией – субординационные (сплошной линией)и координационные (пунктирной линией);

3) выделить на схеме уровни управления организацией – I, II, III, IV и т.д.;

4) обозначить на схеме фактическую сферу контроля каждого управленческого звена;

5) подписать на схеме тип действующей ОСУ.

Задание 8 -на основе существующей организационной структуры управления разработать матрицу распределения ответственности аппарата управления Вашей организации (по форме, представленной в Приложении 3).

Перечень обязанностей каждого сотрудника должен содержать 2-3 основных направления его деятельности (формулировку обязанностей необходимо взять из должностной инструкции данного управленческого работника исследуемой организации)

Если в представляемой Вами организации отсутствуют должностные инструкции, разрешается пользоваться типовыми инструкциями квалификационных справочников.

Обязательным условием является наличие в таблице порядка 15-20 граф (в случае, если схема ОСУ Вашей организации содержит гораздо большее количество звеньев, рекомендуется выбирать звенья аппарата управления, носящие экономический характер).

Задание 9 –в Приложении 4разработайте карту ответственности любого бизнес-процесса Вашего предприятия, отражающего распределение полномочий при егоосуществлении (основным условием при этом является задействование в бизнес-процессе как минимум 5 человек аппарата управления организации).

Задание 10 -в результате проведенного выше анализа разработать предложения по оптимизации структурного построения системы управления организацией и представить усовершенствованную ОСУ Вашей организации (Приложение 2).

Выводы по работе

Рекомендации по оптимизации системы управления организацией:

1_______________________________________________________________2_______________________________________________________________

________________________________________________________________3_______________________________________________________________4_______________________________________________________________5_______________________________________________________________

________________________________________________________________

Рекомендуемая литература:

1. Виханский С.С., Наумов Л.И. Менеджмент. Учебник для экономических специальностей вузов.- М.: Высшая школа, 2014.

2. Кибанов А.Я. Регламентация труда. – М.: Изд-во «Экзамен», 2013.

3. Мескон М., Альберт М., Хедоури В. Основы менеджмента.- М.: Дело, 2016.

4. Новый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. – М.: Омега-Л, 2015.

5. Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. – М., 2012.

Существующая схема ОСУПриложение 1

Приложение 2

Наши рекомендации