Этапы проведения диагностики системы управления
Автор Рабочей тетради: к.э.н., доцент Хайруллина А.Д.
Введение
Особую роль в процессе исследования эффективности управленческих систем играет диагностика системы управления организацией. В данной связи настоящая разработка призвана помочь студентам овладеть основами системного и структурного анализа.
Цель и задачи настоящей рабочей тетради состоят в том, чтобы:
- научить студентов основам диагностики и совершенствования организационного построения системы управления предприятием;
- ознакомить студентов с правилами представления информации о системе управления предприятием в виде матрицы/карты распределения ответственности.
Рабочая тетрадь предполагает, что объектом исследования студента будет являться реальная организация (фирма, предприятие). Полагаем, что данная форма проведения практических занятий, связанных с диагностикой и совершенствованием организационного построения системы управления предприятием, позволит студентам наилучшим образом закрепить полученные в процессе изучения дисциплины теоретические знания.
Сбор информации, необходимой для проведения анализа, должен осуществляться студентом во внеаудиторное время.
Рабочая тетрадь сдается преподавателю на проверку в заполненном виде и защищается каждым студентом во время практического занятия по теме «Диагностика системы управления». Выполнение данной практической работы является обязательным условием допуска к зачету по предмету.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Краткие сведения об организации
Полное наименование организации | |
Организационно-правовая форма | |
Форма собственности | |
Юридический адрес | |
Год основания организации | |
Численность персонала | |
Отрасль | |
Классификатор по ОКОНХ | |
Виды деятельности | |
Дополнительная информация |
Этапы проведения диагностики системы управления
Задание 1 -проанализировать существующую в организации систему управления по качественному и количественному составу звеньев аппарата управления (в таблице 1).
Таблица 1
Структура управленческого персонала организации
Категория АУП | Кол- -во, чел | Доля в общей числен-ности АУП, % (норма/факт) | Перечень звеньев (выборочно, если численность организации значительная –можно 5-6) |
1. Руководители (собственно менеджеры) | |||
2. Инфраструктурный персонал, в т.ч.: | |||
А) специалисты | |||
Б) служащие | |||
3. Институциональный персонал | |||
ИТОГО |
Комментарии к таблице 1: _____________________________________ ________________________________________________________________ ________________________________________________________________
Задание 2 –проанализировать структуру корпуса менеджеров организации (в таблице 2).
Таблица 2
Структура руководителей организации
в соответствии с классификацией П. Друкера
Уровень менедж-мента | Коли-чество, чел | Доля в общей числ-сти менедже-ров, % (норма/факт) | Должности |
Top менеджеры | |||
Middle менеджеры | |||
Lower менеджеры | |||
ИТОГО |
Комментарии к таблице 2: _________________________________________ ________________________________________________________________
Задание 3 - оценить соответствие фактической сферы контроля управленческих звеньев нормативному показателю (в таблице 3).
Таблица 3
Средние показатели масштаба управляемости в организации
Должность | Норма управляе-мости | Факти-ческая сфера контроля | От-кло-не-ние | Комментарии |
Руководитель организации | ||||
Top уровень, в т.ч.: | ||||
Линейные руководи-тели высшего уровня | ||||
Функциональные ру-ководители высшего уровня | ||||
Middle уровень, в т.ч.: | ||||
Линейные руководи-тели среднего уровня | ||||
Функциональные ру-ководители среднего уровня | ||||
Lower уровень, в т.ч.: | ||||
Линейные руковод-ители низшего уровня (lower) | ||||
Функциональные ру-ководители низшего уровня |
Выводы по таблице 3: _____________________________________________ ________________________________________________________________Задание 4 – охарактеризовать эффективность субординационных связей в организации (в табл. 4).
Таблица 4
Характеристика субординационных связей организации
Уровень управ-ления | Субъект управления | Объекты управления, подчиненные данному субъекту | Обоснование необходимости связи (ее эффективность) |
Top уровень | |||
Middle уровень | |||
Lower уровень | |||
Задание 5– охарактеризовать эффективность некоторых коорди-национных связей между звеньями управления организации (в табл. 5).
Таблица 5
Характеристика координационных связей
системы управления организацией
Уровень управления | Участники связи | Содержание информационных потоков (двусторонних) | Эффективность связи |
Top уровень | |||
Middle уровень | |||
Lower уровень | |||
Выводы по таблице 4 _____________________________________ ________________________________________________________________
Выводы по таблице 5 ______________________________________ ________________________________________________________________
Задание 6 – определить оптимальность уровней управления ОСУ, обосновать необходимость делегирования полномочий нижестоящим лицам (в случае информационной перегрузки).
________________________________________________________________
Задание 7 -нарисоватьдействующую схему организационной структуры управления организацией (в Приложении 1) и охарактеризовать ее по следующим направлениям:
1) обозначить на схеме звенья управления организацией – линейные, функциональные и штабные (цветом/штриховкой);
2) показать на схеме связи управления организацией – субординационные (сплошной линией)и координационные (пунктирной линией);
3) выделить на схеме уровни управления организацией – I, II, III, IV и т.д.;
4) обозначить на схеме фактическую сферу контроля каждого управленческого звена;
5) подписать на схеме тип действующей ОСУ.
Задание 8 -на основе существующей организационной структуры управления разработать матрицу распределения ответственности аппарата управления Вашей организации (по форме, представленной в Приложении 3).
Перечень обязанностей каждого сотрудника должен содержать 2-3 основных направления его деятельности (формулировку обязанностей необходимо взять из должностной инструкции данного управленческого работника исследуемой организации)
Если в представляемой Вами организации отсутствуют должностные инструкции, разрешается пользоваться типовыми инструкциями квалификационных справочников.
Обязательным условием является наличие в таблице порядка 15-20 граф (в случае, если схема ОСУ Вашей организации содержит гораздо большее количество звеньев, рекомендуется выбирать звенья аппарата управления, носящие экономический характер).
Задание 9 –в Приложении 4разработайте карту ответственности любого бизнес-процесса Вашего предприятия, отражающего распределение полномочий при егоосуществлении (основным условием при этом является задействование в бизнес-процессе как минимум 5 человек аппарата управления организации).
Задание 10 -в результате проведенного выше анализа разработать предложения по оптимизации структурного построения системы управления организацией и представить усовершенствованную ОСУ Вашей организации (Приложение 2).
Выводы по работе
Рекомендации по оптимизации системы управления организацией:
1_______________________________________________________________2_______________________________________________________________
________________________________________________________________3_______________________________________________________________4_______________________________________________________________5_______________________________________________________________
________________________________________________________________
Рекомендуемая литература:
1. Виханский С.С., Наумов Л.И. Менеджмент. Учебник для экономических специальностей вузов.- М.: Высшая школа, 2014.
2. Кибанов А.Я. Регламентация труда. – М.: Изд-во «Экзамен», 2013.
3. Мескон М., Альберт М., Хедоури В. Основы менеджмента.- М.: Дело, 2016.
4. Новый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих. – М.: Омега-Л, 2015.
5. Шоннесси Дж. Принципы организации управления фирмой. – М., 2012.
Существующая схема ОСУПриложение 1
Приложение 2