Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного обмена.

В отличие от обычного текста, который является линейным средством коммуникации, т.е. читается последовательно от начала к концу, сегодня все шире используются компьютерные гипертекстовые технологии с нелинейной организацией текста, под которой понимается наличие в тексте большого количества взаимных ссылок. Специалистами отмечается, что у пользователя появляется выбор средств «навигации» по тексту и возможность активно влиять на этот процесс, вплоть до создания собственного оглавления.

Таким образом, можно считать одной из существенных причин популярности гипертекстовых технологий предоставляемая ими возможность реализации сугубо индивидуальных информационных потребностей, а также существенное ускорение научного поиска.

Особо важно и перспективно использование гипертекстовых технологий в социальной сфере, описываемой множеством трудно формализуемых параметров.

Необходимо отметить, что существует целый ряд подходов к периодизации и анализу развития социальных систем через призму накопления в социуме знаний, развития знаковых систем и информационных технологий, которые были выдвинуты исследователями постиндустриального и информационного общества.

Представим далее три наиболее интересных варианта подхода к такому анализу, с точки зрения уровня систематизации и наглядности:

1. Выделяются следующие так называемые эволюционно-информационные стадии развития человеческой цивилизации в контексте появления различных типов информационных технологий:

1) устно-речевая,

2) письменная,

3) книгопечатная,

4) радиотелеграфная,

5) компьютерная,

6) компьютерная вещественно-сетевая и

7) глобальная био-квантово-полевая или компьютерно-персонифицированно-сетевая.

2. Выделяются следующие исторические ступени производства информации:

· устно-опосредованный обмен «лицом к лицу»,

· письменный обмен, опосредованный печатью, и

· электронно-опосредованный обмен.

При этом отмечается, что, если для первой ступени характерно согласование символов, для второй – знаковая репрезентация, то для третьей ступени характерно информационное моделирование.

3. Д.С. Робертсон (США), исходя из взаимообусловленности цивилизационного и информационного процессов, выдвинул формулу «цивилизация - это информация». Опираясь на количественные меры математической теории информации, ученый ранжирует цивилизации по количеству производимой ими информации следующим образом:

Уровень 0 - информационная емкость мозга отдельного человека - 107 бит;

Уровень 1 - устное общение внутри общины, деревни или племени - количество циркулирующей информации » 109 бит;

Уровень 2 - письменная культура; мерой информированности общества служит Александрийская библиотека, имеющая 532800 свитков, в которых содержится 1011 бит информации;

Уровень 3 - книжная культура: имеются сотни библиотек, выпускаются десятки тысяч книг, газет, журналов, совокупная емкость которых оценивается в 1017 бит;

Уровень 4 - информационное общество с электронной обработкой информации объемом 1025 бит.

Завершим рассмотрение проблемы приведением блок-схемы социальной коммуникации

Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного обмена. - student2.ru

1-отправитель;

2- физический канал;

3- получатель;

4- обучение за длительное время.

Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного обмена. - student2.ru Гипертекст как новая технология работы с текстами на компьютерной фазе информационного обмена. - student2.ru - наборы знаков отправителя и получателя (тезаурусы).

Процесс коммуникации включает в себя следующие основные компоненты: выбор известных знаков из перечня отправителя и передачу их по так называемому каналу коммуникации и опознавание воспринятых знаков получателем с помощью имеющегося у него набора. Передача идей возможна только при условии, что названные два набора имеют общую часть, что передано на схеме соответствующей площадью пересекающихся кругов. По мере повторного осуществления этого процесса в системах, обладающих памятью и “статистическим” восприятием, и в частности в человеческом мозгу, восприятие одних и тех же знаков постепенно обеспечивает все большую площадь пересечения перечня получателя с перечнем отправителя. Этот процесс обучения получателя показан на схеме пунктирной стрелкой справа. Множество отдельных актов коммуникации в силу их прогрессирующего влияния на состав набора приобретают кумулятивный характер. Таков, в частности, процесс освоения культуры, в особенности мозаичной культуры нашего времени. Семантемы, наиболее часто встречающиеся в сообщениях, постепенно проникают в перечень получателя и меняют его состав; в этом ключ к циклическому развитию социальной культуры.

Выводы по лекции.

В ходе развития информационно-обменных процессов все их исторические формы, их вклад в культуру общества, должны не исчезать, заменяясь последующими, а наполняться новым содержанием, максимально проявлять свою самостоятельную роль в развитии общества на базе возможностей новых информационных технологий.

[1] Широкий обмен мыслями, значениями, в которые вступает каждый новый автор и каждый новый текст.

[2] Взаимодействие между текстами.

Наши рекомендации