Осознанность информационного обмена

Информационный обмен должен осуществляться собесед­никами осознанно. Передача информации должна входить в намерение обоих собеседников.

Если мой собеседник догадался о чем-либо, касающемся меня, хотя я совсем не намеревался ему об этом сообщать — это тоже не результат обмена информацией. Это результат интер­претации слов собеседника, результат догадки или интуиции (ср. диалог из фильма «Ирония судьбы»: — Вы замужем? — Какое это имеет значение? — Значит, не замужем!).

Целенаправленность передачи информации

Если мы слышим разговор, адресованный не нам, то мы не общаемся с тем, кто говорит — ведь он осознанно свое со­общение нам не направляет. Подслушивание разговора дру­гих — не акт общения с ними. Информационное сообщение в процессе общения должно быть адресовано конкретному собе­седнику, конкретной аудитории. Возглас «Кто-нибудь, отзови­тесь! «Ау!», «Помогите!» — это не акт общения с кем-либо, а попытка найти собеседника, с которым можно было бы всту­пить в общение, обратиться за помощью и т. д.

Целью участников общения является целенаправленная передача информации друг другу. Если человек возмущается чем-либо себе под нос, а мы спрашиваем его: — Вы что хо­тите сказать?, а он при этом отвечает: —Да это я так..., обмен информацией не состоялся.

Рациональная оформленность информационного обмена

Словесное выражение информации с обеих сторон должно удовлетворять требованиям определенного кода — оно долж­но осуществляться общающимися на одном языке, должно со­держать обоюдоизвестные языковые единицы и структуры.

Если человек что-либо бормочет, говорит бессвязно — общения не произойдет, эту информацию не поймут и на нее

Язык как общественное явление____________________________ 45_

не отреагируют. Парализованный человек говорит, но не об­щается, поскольку его речь непонятна окружающим и не мо­жет быть интерпретирована в смысловом, информационном отношении. Вопли, крики — тоже не акт общения, так как они носят чисто эмоциональный, в языковом плане практически неоформленный характер. Общение с обеих сторон должно удовлетворять требованиям рациональной языковой оформ-ленности и понятности.

Индивидуализация собеседника

Собеседники в акте полноценного общения должны инди­видуализировать друг друга, то есть выделять друг у друга от­личительные черты, отличать собеседника от других людей. Собеседник должен быть «прочитан», то есть воспринят орга­нами чувств, выделен из других, к нему должно быть сформи­ровано определенное эмоционально-оценочное отношение — со знаком плюс или минус.

Например, когда мы говорим коллеге или незнакомому человеку «У вас что-то случилось?», «Вы плохо себя чувствуе­те?», «Вам нужна помощь?», это значит, что мы его «прочита­ли» и индивидуализировали. Если нам надо обратиться с просьбой к незнакомому человеку, и у нас есть выбор из не­скольких потенциальных адресатов, мы. «читаем» всех и обра­щаемся к наиболее доброжелательному, внешне приятному, симпатичному или доброму на вид человеку. В справочном бюро, в магазине, железнодорожной кассе нас обычно не «чи­тают», мы тоже не «читаем» собеседника. Начальник нас обычно не «читает», а мы его «читаем», и нам хочется, чтобы и он нас «прочитал».

Обратная связь

Собеседник должен иметь обратную связь при общении. Если я говорю и не знаю, слышит ли меня мой собеседник, воспринимает ли он то, что я ему сообщаю (а обратная связь показывает именно наличие этого), то между нами и не осуще­ствляется общение. Говорящий следит за реакцией собеседни-

46_______ ______Тема 2

ка, и если тот смотрит на говорящего, кивает, поддакивает, со­глашается, или, наоборот, высказывает несогласие, говорящий корректирует свое сообщение. Если обратной связи нет, то во­прос об эффективности общения под вопросом. С этой точки зрения общение через телеэкран, газету, книгу — неполноцен­ное общение, так как обратная связь там бывает случайной и неполной.

Эмоциональный контакт с собеседником

Для общения нужен эмоциональный контакт. Если эмо­ционального контакта нет, то и общение не может считаться полноценным — это просто информационный обмен. Именно так, без всяких эмоций, мы получаем информацию по телефо­ну 09, покупаем билет в кино или пакет молока в киоске. Для полноценного общения необходимо установить с собеседни­ком взаимный эмоциональный контакт.

Контакт может быть с эмоциональными знаками «плюс» с обеих сторон, с эмоциональными знаками «минус» или с по­лярными эмоциональными знаками — в любом случае обще­ние так или иначе состоится. А вот общение без всяких эмо­ций — как машина с машиной, как «функция» с «функци­ей» — не может считаться полноценным. Оно, кстати, обычно неприятно собеседникам и остается только информационным обменом.

Информационный обмен у нас и с компьютером. Мы мо­жем испытывать к компьютеру эмоции, а он к нам нет.

Функции общения

Функции общения в современном обществе разнообраз­ны. Можно выделить следующие функции (Б. Д. Парыгин):

социальные — связанные с потребностями общества в целом;

социально — психологические (связанные с общественны­ми потребностями личности);

индивидуально-психологические (связанные с индивиду­альными потребностями личности).

Наши рекомендации