Для обеспечения бесперебойной подачи топлива к двигателям и для полноты его выработки из баков, а также для перераспределения в случае необходимости топлива между отдельными баками в топливной системе предусмотрены следующие виды перекачки топлива:
- перекачка в расходные отсеки;
- перекачка в предрасходные отсеки;
- межбаковая перекачка.
В системах перекачки топлива обычно используются центробежные электронасосы и струйные топливные насосы. С помощью центробежных насосов производится межбаковая перекачка. С помощью струйных насосов производится перекачка топлива в предрасходные и расходные отсеки баков. Принципиально и конструктивно струйные насосы различных типов выполнены одинаково. Они отличаются размерами и величинами рабочих параметров.
В систему перекачки с помощью струйных насосов входят: заборник топлива из бака, трубопровод подачи активного топлива и трубопровод перекачиваемого топлива. Заборники струйных насосов предназначены для наибольшей полноты перекачки топлива из отсеков, в которых установлены насосы. С этой целью входные окна заборников располагаются с минимально допустимыми зазорами от днищ отсеков. С помощью заборников сами струйные насосы крепятся в отсеках. Для этого на каждом заборнике выполнен фланец, с помощью которого от соединяется со струйным насосом и одновременно крепится к элементам конструкции отсека.
По трубопроводам активного топлива к струйным насосам подается топливо под давлением из линий подачи топлива к двигателям или от специальных насосов перекачки. В линиях активного топлива устанавливают обратные клапаны, которые служат для предотвращения перетока топлива в направлении, противоположном направлению перекачка топлива струйными насосами. Кроме того, обратные клапаны предназначены для предупреждения попадания воздуха в трубопроводы подачи топлива к двигателям в тех случаях, когда питание двигателей происходит самотеком (при неработающих насосах подачи).
Межбаковая перекачка предназначена для перекачки топлива из любого бака топливной системы в любой из основных топливных баков. Так, в частности, межбаковая перекачка может быть использована для перекачки топлива из бака, в котором отказали подкачивающие насосы. При этом питание топливом соответствующего этому баку (группе баков) двигателя производится по линии кольцевания. Межбаковая перекачка может быть использована также для предупреждения недопустимой разницы количества топлива в баках в полете. Например, на самолете Ил-86 в полете допускается разница между количеством топлива в баках 1А и 4А, расположенных в концевых отсеках крыла, не более 1500 кг, в других симметрично расположенных баках, а также в правом и левой полукрыле - не более 3000 кг. В составе топливной системы межбаковая перекачка обычно не имеет самостоятельных агрегатов и трубопроводов. Для межбаковой перекачки используются электронасосы, электрогидрокраны и трубопроводы систем заправки и аварийного слива.
На рис. 3.4 приведена принципиальная схема системы перекачки топлива в предрасходные и расходные баки одной группы баков, которые подают топливо на питание одного двигателя.
Бак 2Г предрасходный отсек |
Рис. 3.4. Принципиальная схема перекачки топлива из баков одной группы, где 1- электроприводной центробежный насос перекачки; 2- сигнализатор давления; 3- струйный насос; 4- предохранительный клапан; 5- обратный клапан в стенке нервюры; 6- дроссель |
Бак 2Д предрасходный отсек |
Бак 2Р предрасходный отсек |
Конструктивно в группу баков входят:
- главный бак 2Г, в котором расположен расходный отсек (из него топливо подается в двигатели);
- дополнительный бак 2Д, который имеет общий отсек и предрасходный отсек. Топливо из общего отсека в предрасходный подается самотеком (или струйным насосом), а из предрасходного центробежными насосами перекачки 1 в расходный отсек бака 2Г;
- резервный бак 2Р, который имеет общий отсек и предрасходный отсек. Топливо из общего отсека в предрасходный подается струйным насосом 3, а из предрасходного центробежными насосами перекачки 1 в расходный отсек бака 2Г.
Для сигнализации о работе системе перекачки на выходе из каждого насоса установлен сигнализатор давления 2, а также обратные клапаны, предотвращающие перетекание топлива обратно в бак через отказавший насос.
Подача топлива к двигателю 1 |
Рис.3.5. Принципиальная типовая схема системы кольцевания топлива, где 1- электроприводной центробежный насос подачи; 2- обратный клапан; 3- кран кольцевания; 4- перекрывной (пожарный) кран; 5- перекрывной кран ВСУ |
Подача топлива к двигателю 2 |
Подача топлива к двигателю 3 |
Подача топлива к двигателю 4 |
В стенках нервюр, соединяющих баки, установлены обратные клапаны 5, обеспечивающие перетекание топлива в предрасходные и расходные отсеки самотеком. В трубопроводах, соединяющих насосы системы с отсеками установлены дроссели 6, которые обеспечивают заданные расходы перекачки и полное заполнения расходного отсека бака 2Г. Если давление в отсеке превысит заданный уровень, то сработает предохранительный клапан 4.
В рассмотренном примере активное топливо для питания струйного насоса 3 забирается от центробежных насосов перекачки. Забор активного топлива может осуществляться также от основных насосов подачи топлива в двигатели.