Этап 4,5. Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии
q Типы стратегий организации
¨ Общие стратегии бизнеса:
§ стратегия низких издержек
§ стратегия дифференцированности (специализация)
§ стратегия лидерства
§ стратегия фокусирования
Доля рынка | широкая | Дифференцированность (специализация) Специализированный товар, рынок, высокое качество, модификации, высокие цены, интенсивные НИОКР | Лидерство Лидерство в ценах, высокие технологии, высокая продуктивность каждого служащего |
узкая | Фокусирование Фиксация сегмента рынка, интенсивный маркетинг, специализация производства, снижение издержек, низкий оборот капитала | Низкие издержки Низкая себестоимость, большая доля рынка, высокий оборот капитала | |
Специализированный продукт | Товар широкого пользования | ||
Пространство продукта |
¨ Корпоративные (общеорганизационные) стратегии организации:
Они связаны с изменением следующих 5 элементов:
· Продукт
· Рынок
· Отрасль (в какой отрасли работает предприятие)
· Положение фирмы внутри отрасли
· Технология
Выделяют следующие виды стратегий:
q Стратегия концентрированного роста (в центре внимания продукт, рынок)
§ стратегия усиления позиций на рынке (интенсивный маркетинг, горизонтальная интеграция, т.е. контроль над своими конкурентами)
§ стратегия развития Рынка (поиск новых рынков)
§ стратегия развития Продукта (усовершенствование продукта, производство нового продукта)
q Стратегия интегрированного роста (изменение положения фирмы внутри Отрасли)
§ стратегия обратной вертикальной интеграции (контроль над поставщиками)
§ стратегия прямой вертикальной интеграции (контроль над распределением и продажей продукта)
q Стратегия диверсифицированного роста (поиск нового Рынка, нового Продукта)
§ стратегия центрированной диверсификации новый продукт с прежней технологией на действующем рынке, изменение системы продвижения и распределения продукта)
§ стратегия горизонтальной диверсификации (новый продукт с новой технологией на действующем рынке)
§ стратегия конгломеративной диверсификации (новый продукт на новом рынке)
q Стратегии сокращения (изменились условия бизнеса, необходима перегруппировка сил)
§ стратегия ликвидации (фирма не в состоянии вести дальше бизнес – банкрот)
§ стратегия «сбора урожая» (при постепенном сокращении данного бизнеса до 0 добиться за этот период получения максимальной прибыли)
§ стратегия сокращения (фирма закрывает или продает одно из своих подразделений)
§ стратегия сокращения расходов (сокращение затрат)
q Оценка и выбор текущих стратегий
¨ Бостонская матрица.
Темпы роста рынка | высокие | “ЗВЕЗДА” – стратегия роста Интенсификация усилий для поддержания или увеличения доли на рынке | “ДИКАЯ КОШКА” – сочетание стратегий (неустойчивое состояние) Интенсификация усилий или уход с рынка |
низкие | “ДОЙНАЯ КОРОВА “ – стратегия ограниченного роста Использование прибыли для помощи растущим предприятиям, для поддержания существующего положения | “СОБАКА” – стратегия сокращения Уменьшение усилий или продажи | |
высокая | низкая | ||
Доля рынка |
¨ Матрица Томпсона и Стрикланда (стратегии вписаны в возможном порядке предпочтения)
Быстрый рост рынка
II квадрант стратегий 1.Пересмотр стратегий концентрации 2.Горизонтальная интеграция или слияние 3.Сокращение 4.Ликвидация Слабая конкурентная | I квадрант стратегий 1.Концентрация 2.Вертикальная интеграция 3.Центрированная диверсификация Сильная конкурентная |
позиция III квадрант стратегий 1.Сокращение расходов 2.Диверсификация 3.Сокращение 4.Ликвидация | позиция IV квадрант стратегий 1. Центрированная диверсификация 2.Конгломеративная диверсификация 3.Совместное предприятие в новой области |
Медленный рост рынка