Анализ стратегических альтернатив и выбор стратегии

Проанализировав внешние опасности и новые возможности, приведя в соответствие с ними внутреннюю структуру, руководство организации может приступить к выбору стратегии. Выбор стратегии - центральный момент стратегического управления.

Существуют такие 4 варианта построения и составления стратегии предприятия: ограниченный рост, рост, сокращение, а также сочетание этих трех стратегий.

ОГРАНИЧЕННЫЙ РОСТ. Это стратегия, которой следует большинство организаций. Для нее характерно установление целей от достигнутого, скорректированных с учетом инфляции. Стратегия ограниченного роста применяется, когда организация удовлетворена в основном своим положением. Организации следуют этим путем потому, что он самый удобный, легкий и наименее рискованный. Если фирма была прибыльна в прошлом, придерживаясь стратегии ограниченного роста, она, скорее всего, будет оставаться прибыльной и в будущем.

РОСТ. Стратегия роста осуществляется путем постоянного повышения уровня краткосрочных и долгосрочных целей над уровнем показателей предыдущего периода. Она применяется в динамично развивающихся областях промышленности с быстро изменяющимися технологиями. Рост может быть внутренним и внешним. Внутренний рост может происходить за счет расширения ассортимента товаров и услуг. Внешний - рост в смежных областях в форме вертикального или горизонтального роста.

СОКРАЩЕНИЕ. Стратегия, реже всего избираемая руководителями, называющаяся также стратегией последнего средства. Уровень преследуемых целей снижается ниже уровня достигнутого в прошлом. В рамках стратегии сокращения возможны несколько вариантов:

1. Ликвидация (полная распродажа материальных запасов и активов).

2. Отсечение лишнего (отделение некоторых подразделений и видов деятельности).

3. Сокращение и переориентация (сокращение части деятельности).

Стратегия сокращения выбирается чаще всего тогда, когда показатели деятельности организации продолжают ухудшаться, при экономическом спаде или для спасения организации.

СОЧЕТАНИЕ. Данная стратегия представляет объединение любых из трех упомянутых стратегий. Этой стратегии будут придерживаться, скорее всего, крупные фирмы, действующие в нескольких отраслях.[2]

Выбор стратегии производится по определенным критериям, в ранжировании которых решающая роль принадлежит высшим руководителям организации. Многообразные стратегии, которые используют фирмы, являются лишь модификациями нескольких базовых стратегий. Каждая из них эффективна при определенных условиях и состоянии среды. Понятие базовой конкурентной стратегии характеризует вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается. Для данного предприятия наиболее рационально выбрать стратегию ограниченного роста, которая предполагает расширения ассортимента дополнительных услуг, а именно открытие боулинг клуба, за счет чего предприятие сможет повысить финансовые показатели путем привлечения большего количества клиентов. Это самый простой, удобный и наименее рискованный способ действия. Его выбирают фирмы в сложившихся сферах деятельности со стабильной технологией.

Планирование реализации стратегии

Успешное внедрение стратегии требует соответствия ей структуры, культуры и рычагов управления предприятием. В первом этапе реализации стратегии возникает множество проблем: здесь осуществляется переход от проектирования к практике управления, столкновение с реальностью. Обоснованные цели являются важнейшим компонентом эффективного планирования, но они не обеспечивают полностью адекватных ориентиров для принятия решения и поведения. Чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования, руководству следует разрабатывать дополнительные планы и конкретные указания по обеспечению целей и наладить процесс реализации стратегического плана.

На рис. представлена последовательность реализации стратегии.

Реализация стратегии   Тактика   Политика   Процедура   Правила

Рис. 2. Последовательность реализации стратегии

После выбора основополагающей общей стратегии ее необходимо реализовать, объединив с другими организационными функциями. Важным механизмом увязки стратегии является разработка планов и ориентиров: тактики, политики, процедур и правил.

Под тактикой мы понимаем разработку кратковременных планов, согласующихся с общими долгосрочными планами руководства. Тактикой для отеля «ОТУЗ» будет в дальнейшем расширение ассортимента услуг для привлечения новых потребителей.

После составления тактических планов руководство должно приступить к разработке дополнительных ориентиров. Для того, чтобы избежать дезориентации и неправильного толкования этих планов на многих предприятиях вырабатывается политика. Политика должна устанавливать цели предприятия и средства их достижения. Для рассматриваемой гостиницы политикой является: увеличение прибыли и клиентской базы предприятия.

Для детализации политических действий разрабатываются процедуры. Процедуры - это последовательность действий, которые следует предпринять в конкретной ситуации. Процедуры для нашего предприятия следующие: установление конкурентной цены для привлечения потребителей, проведение рекламной компании.

Чтобы решить небольшие, но важные проблемы, руководители используют правила. На исследуемом предприятии действуют обязательные правила: быть пунктуальным и приходить на рабочее место во время, работать эффективно и с полной отдачей, быть вежливыми с клиентами. Реализация новой стратегии не требует введения новых правил на рассматриваемом предприятии.

Наши рекомендации