Тема 10. Организационные структуры управления
1.Организация как процесс, его основные этапы
2.Основные типы структуры управления
3.Принципы и критерии эффективной организации
Любую конкретную группу людей, числом не менее двух, намеренно работающих вместе для реализации значимых для них целей, можно рассматривать как организацию. Работа в ней должна быть организована таким образом, чтобы работники выполняли свою работу в соответствии с планом действий эффективно, знали свои место и цели в организации, причем эти цели должны совпадать с целями организации в целом. Для четкой работы организации необходимо следующее:
· цели должны быть понятны всем работникам фирмы;
· система целей должна реализовать глобальную цель;
· информационные каналы связи не должны иметь «узких» мест;
· работники должны иметь четкие рабочие инструкции, регламентирующие их деятельность;
· удовлетворенность в работе должна обеспечиваться выбранной системой мотивации.
Очевидно, что управление фирмой реализуется в рамках конкретного хозяйственного механизма, в котором различают статику (его организационную структуру) и динамику (протекающие процессы принятия решений).
Сформулируем основные правила создания организационной структуры управления:
· организационная структура должна быть предельно проста, чем она
проще, тем легче персоналу её понять;
· схема организационной структуры должна быть обозрима;
· каждый работник должен иметь должностную инструкцию;
· информационные каналы должны обеспечить передачу информации
как в прямом направлении (передача управленческих решений), так и в обратном (контроль исполнения);
· линии подчиненности и ответственности должны быть четкими, необходимо избегать двойного подчинения;
· координацию всей деятельности осуществляет высшее руководство на
уровне заместителей руководителей фирмы;
· окончательные, глобальные решения принимаются на уровне руководителей фирмы с учетом возможностей и перспектив ее развития;
· функции линейного руководства и функциональных подразделений
должны быть разграничены.
Реализация указанных правил позволит проектировать наиболее эффективную структуру управления фирмой.
Для того чтобы понять динамику развития организационных структур и сущность многочисленных проблем, стоящих на пути их совершенствования, необходимо рассмотреть методологические принципы проектирования системы организационного управления, которые вырабатывают теория и практика построения хозяйственных организаций, на основе различных социально-экономических и точных наук. Анализ принципов позволяет создать методический аппарат для построения организационного обеспечения системы управления в их единстве и взаимоувязанности. Такой подход дает возможность учитывать особенности отдельных предприятий, специфику функционирования подразделений на различных иерархических уровнях в условиях высокой технической оснащенности. Важность детального рассмотрения принципов управления обусловлена тем, что они непосредственно влияют на структуру аппарата управления, внося в нее определенные коррективы.
Можно сформулировать следующие принципы проектирования системы организационного управления.
Развитие демократических основ управления. Большую роль при этом играет правильное соотношение централизации и децентрализации принятия решений, способствующее разделению стратегических и текущих задач в управлении. В соответствии с этим принципом проектирование организационной структуры управления необходимо доводить до такой степени, при которой обеспечиваются единоначалие и персональная ответственность за дело.
Принцип системного подхода при проектировании структуры управления требует формирования полной совокупности управленческих решений, реализующих все цели функционирования организации.
Принцип управляемости предполагает фиксирование оптимального соотношения – руководитель / число подчиненных ему работников. Важным здесь является распределение управленческих решений по уровням, которое должно предусматривать рациональную степень загрузки руководителя, принимающего решение. Если загрузка руководителя намного превышает допустимые нормы, резко снижаются эффективность и оперативность управления. Осуществление на практике этого принципа значительно затруднено из-за отсутствия научно обоснованных норм управляемости.
Принцип соответствия субъекта и объекта управления — важный методологический принцип, который заключается в том, что структура управления формируется, прежде всего, исходя из особенностей объекта управления, особенности, состояние и тенденции развития которого необходимо рассматривать как базу совершенствования организационных структур. Состав подразделений организации, характер взаимосвязи между ними определяются спецификой функционирования, как отдельных структурных звеньев, так и системы в целом. Структура управления координирует и определяет направление деятельности и обусловлена характером производственных процессов. Принцип адаптации. В условиях многообразия производственно-хозяйственных задач, подчеркивающих сложность, как объекта управления, так и управляющих процессов, повышается роль координации функциональных подразделений. Вопросы совершенствования организационных структур следует рассматривать в динамическом плане. Это обстоятельство выдвигает к проектируемой структуре требование гибкости, адаптивности, способности быстро реагировать на изменение внешних и внутренних экономических условий. Важное значение здесь приобретает совершенствование информационного аспекта с целью обеспечить проявление и развитие данного принципа.
Принцип специализации. Проектирование структуры управления необходимо вести таким образом, чтобы обеспечить технологическое разделение труда при формировании структурных подразделений. При этом часть управленческих работ, которые могут выполняться с использованием вычислительной техники, подлежит выделению в самостоятельные группы, для которых предполагается сформировать специальные подразделения.
Принцип централизации. При проектировании структуры управления необходимо объединять управленческие работы с повторяющимся характером операций, однородностью приемов и методов их выполнения. Такими операциями могут быть плановые, бухгалтерские, учетные и др. Принцип централизации требует одновременно сокращения числа уровней управления.
Принцип профессиональной регламентации. Предполагает группировку функциональных звеньев на каждом организационном уровне таким образом, чтобы каждое звено работало на достижение конкретной совокупности целей и, несло полную ответственность за качество выполнения своих функций. Решающее значение приобретает дифференциация работ между специалистами, каждый из которых принимает решения на основе своей компетенции. Принятие решения руководителем, уровень знаний которого выше либо ниже требуемого, ведет к снижению экономической эффективности данного подразделения и системы в целом. Очевидно, что проектировать структуру управления необходимо не абстрактно, а с учетом деловых качеств предполагаемых руководителей и исполнителей разных уровней.
Принцип правовой регламентации. Создание любого подразделения всегда детерминировано и, тем не менее, должно быть закреплено правом, чтобы обеспечивалось соблюдение всех решений и постановлений вышестоящих организаций в части распределения обязанностей и персональной ответственности за выполнение определенных решений. Правовой аспект при формировании подразделений управления отражает условия и порядок функционирования данного подразделения, а также степень его значимости и самостоятельности, контролирует также баланс целей функционирования всех структурных единиц аппарата управления, исключая наличие собственных, «своих» целей у того или иного подразделения аппарата управления.
Основные типы структуры управления
Организационная структура– совокупность рабочих мест, должностей, органов управления и производственных подразделений, форм их взаимосвязей, обеспечивающих достижение стратегических целей предприятия.
Многолетняя практика и научные исследования в нашей стране и за рубежом выработали ряд типовых общепринятых форм построения хозяйственных организаций. Производственные особенности, различная степень интеграции и дифференциации деятельности каждой из них позволили выделить: линейную, функциональную, линейно-функциональную, матричную и матрично-штабную структуры аппарата управления.