Практическая РАБОТА СТУДЕНТОВ. Студенты для закрепления теоретических знаний должны выполнить следующие задания с оформлением протокола

Студенты для закрепления теоретических знаний должны выполнить следующие задания с оформлением протокола

ЗАДАНИЕ 1. Необходимо провести фасовку и упаковку алтейного сиропа во флаконы по 125 г. Какого цвета необходимо брать флаконы? Как должна быть оформлена этикетка? Нужна ли вторичная упаковка? Что собой представляет групповая упаковка?

ЗАДАНИЕ 2. Необходимо провести фасовку и упаковку капель для носа в стеклянные флаконы по 10 мл. Как обеспечивается контроль первого вскрытия? Какими дополнительными упаковочными средствами должны быть обеспечены данные капли? Какие требования предъявляются к оформлению этикетки?

ЗАДАНИЕ 3. Необходимо провести фасовку и упаковку настойки пустырника в стеклянные флаконы по 50 мл. Какого цвета необходимо брать флаконы? Как обеспечивается контроль первого вскрытия? Какими дополнительными упаковочными средствами должны быть обеспечены данные капли? Какие требования предъявляются к оформлению этикетки?

Методы обучения и преподавания:Контроль знаний (исходный уровень, степень закрепления материала), практическая работа, решение ситуационных задач, написание и защита протокола.

Рекомендуемая литература основная:

1. Торланова Б.О. Машины и автоматы для фасовки и упаковки лекарственных форм. – Шымкент, 2003. – 162 с.

2. Тютенков О.Л., Филиппин Н.А., Яковлева Ж.И. Тара и упаковка готовых лекарственных средств. М.; Медицина, 1982 г.-128 с.

3. Новиков Е.Д. и др. Автоматы для изготовления лекарственных форм и фасовки. - М.: Медицина, 1976 г.

4. Муравьев И.А. Технология лекарств -М.: Медицина, 1980 г. 1 том и 2 том -703 с.

5. Технология лекарственных форм. (Под ред. Кондратьевой Т.И.) – М.: Медицина. – 1991 г. – Том 2. -544 с.

6. Технология лекарственных форм. (Под ред. Ивановой Л.А.) – М.: Медицина. – 1991 г. – Том 1. -496 с.

7. Чуешов В.И. и др. Промышленная технология лекарств.– Харьков.– 2002.– в 2-х томах: 1-й том, 716 с., 2-й том, 557 с.

8. Руководство к лабораторным занятиям по заводской технологии лекарственных форм. – (Под ред. Тенцовой А.И.) – М.: Медицина. – 1986 г. – 272 с.

9. Приказы и инструктивные письма, нормирующие деятельность аптечных учреждений и фармацевтических предприятий

Контроль:

Контрольные вопросы:

1. Дайте классификация жидких и густых лекарственных форм: по назначению, природе растворителя, типу дисперсных систем.

2. Какие материалы разрешены к применению в фармацевтической промышленности в качестве первичной упаковки жидких и густых лекарств? Дайте их краткую характеристику. Какие требования к ним предъявляются?

3. Какие лекарства по назначению требуют капельного дозирования?

4. Какие факторы обусловливают работу капельницы?

5. Дайте сравнительную характеристику устройствам для капельного дозирования жидких лекарств: со свободным откапыванием, с принудительным откапыванием препарата. В чем заключаются их конструктивные особенности, преимущества и недостатки?

6. Дайте описание усовершенствованной капельнице с боковым каплеобразованием, капельнице с центральным каплеообразованием и комбинированной капельнице для глазных капель

7. Как осуществляется изготовление и наполнение тюбик-капельниц? Каков принцип работы машин и автоматов, применяемых в их производстве?

8. Какие потребительские упаковочные устройства применяются для объемного дозирования лекарств? Каковы их преимущества и недостатки?

9. Как осуществляется на производстве фасовка жидких и густых лекарств во флаконы, склянки, бутыли? Как работают наливные разливочные аппараты I-го типа (с гидравлическим затвором) и II-го типа (с дозирующим стаканом)? Каково устройство и принцип работы поршневых разливочных машин.

10. Дайте объяснение схеме поточно-автоматической линии розлива (фасовки) и упаковки жидких и густых (вязких) лекарственных форм.

11. Как осуществляется этикетировка/маркировка флаконов с жидкими и густыми препаратами?

12. Как влияют материал и вид упаковки на сроки годности жидких ЛФ для внутреннего и энтерального применения?

Ситуационные задачи:

Задача 1. На фармацевтическом производстве выпускается настойка красавки, которая содержит сильнодействующий алкалоид атропин. Настойку разливают во флаконы оранжевого стекла и укупоривают полиэтиленовой пробкой-капельницей с боковым каплеообразованием. Укажите, какое нарушение допущено при подборе пробки капельницы? Почему? Какую конструкцию капельницы вы можете порекомендовать для данного препарата:

Задача 2. На фармацевтическом производстве выпускают суспензию антибиотика для детей. Какое дозирующее средство наиболее целесообразно вложить в упаковку с препаратом: мензурку с делениями от 10 до 50 мл, ложку-дозатор, пипетку? Почему?

Тестовые задания:

~ Метод капельного дозирования жидких лекарств применяется для доз, величина которых НЕ превышает… .

| 1 мл+

| 2 мл

| 6 мл

| 5 мл

| 10 мл

~ Выберите лекарственный препарат для наружного применения, который отпускается в стеклянном флаконе, снабженном пробкой-капельницей с двумя отверстиями.

| Раствор йода 5-%-ный спиртовый+

| Настойка пустырника

| «Корвалол»

| Раствор пилокарпина гидрохлорида

| Настойка корня валерианы

~ Отклонения от точности дозирования ЛФ при капельном способе не должны превышать… .

| 5%+

| 10%

| 8%

| 1%

| 13%

~ Автоматические дозаторы обычно состоят из … .

| выпускной и затворной камеры+

| затворной и рабочей камеры

| выпускной и рабочей камеры

| кольцевой и затворной камеры

| кольцевой и промежуточной камеры

~ Упаковками для густых и вязких ГЛФ являются:

| стеклянные баночки и флаконы+

| контурные ячейковые упаковки из пленки

| непрозрачные пластмассовые баночки

| полиэтиленовые пакеты

| бумажные пакеты

~ Упаковками для жидких ГЛФ являются:

| тюбики-капельницы, ампулы, флаконы+

| контурные ячейковые упаковки из пленки

| пластмассовые баночки, пластиковые коробочки

| полиэтиленовые пакеты

| бумажные пакеты

~ Виды упаковки для жидких лекарств

| флаконы и бутыли из обесцвеченного или оранжевого материала+

| алюминиевые и полимерные тубы

| блистеры

| жестяные банки

| пластмассовые тубусы

***************************

Занятие № 5 Упаковки для медицинских мазей. Машины и автоматы для их расфасовки. Этикетировка и маркировка флаконов и туб. Упаковка в коробки. Решение ситуационных задач

Цель:Освоить знания и навыки по фасовке и упаковке медицинских мазей, гелей и кремов. Изучить устройство и принцип работы машин и автоматов для фасовки и упаковки вязких лекарственных форм.

Задачи обучения

студент должен знать:

- Общую характеристику и классификацию вязких лекарственных форм (мази и линименты);

- Виды упаковки для медицинских мазей, паст, линиментов и косметических кремов, укупорочные средства к ним.

- Примеры туб для дозированной выдачи мазей паст и кремов.

- Перечень основных материалов, разрешенных к применению в фармацевтической промышленности в качестве первичной упаковки для мазей и линиментов, их классификация, требования, предъявляемые к ним.

- Машины и автоматы для фасовки мазей, паст и косметических кремов. Шнековая самодозирующая машина. Машина поршневого (плунжерного) типа, их устройство и принцип работы.

- Тубонабивочные автоматы, схема их устройства, принцип работы.

- Вспомогательные упаковочные средства для мазей, паст и кремов, расфасованных в стеклянные/полимерные флаконы и баночки.

- Этикетировка флаконов и маркировка туб с мазями, пастами и косметическими кремами.

студент должен уметь:

- выбирать материалы и конструкции первичной упаковки для мазей, паст и косметических кремов;

- правильно подбирать устройства фасовки и упаковки мазей, паст и косметических кремов;

- правильно подбирать материал для изготовления тюбиков для мазей, паст и косметических кремов;

- правильно выбирать машины и автоматы для фасовки и упаковки мазей, паст и кремов

- правильно оформлять этикетки для флаконов и маркировку тюбиков с мазями, пастами и косметическими кремами;

- основные предупреждающие надписи на этикетках и цели их применения.

Основные вопросы темы

по базисным знаниям:

  1. Общие технологические понятия и термины
  2. Классификация мазей по составу, типу дисперсных систем, назначению.
  3. Классификация мазевых основ.
  4. Условия и сроки хранения мазей, паст и косметических кремов.

по теме занятия:

1. Общая характеристика и классификация мазей по назначению, природе основы, типу дисперсных систем.

2. Перечень основных материалов, разрешенных к применению в фармацевтической промышленности в качестве первичной упаковки для мазей, паст и косметических кремов, их классификация, требования, предъявляемые к ним.

3. Виды упаковки для медицинских мазей, паст, линиментов и косметических кремов, укупорочные средства к ним. Вспомогательные упаковочные средства для мазей, паст и кремов, расфасованных в стеклянные/полимерные флаконы и баночки.

4. Примеры туб для дозированной выдачи мазей паст и кремов.

5. Машины и автоматы для фасовки мазей, паст и кремов. Шнековая самодозирующая машина. Машина поршневого (плунжерного) типа, их устройство и принцип работы.

6. Тубонабивочные автоматы, схема их устройства, принцип работы.

Наши рекомендации