Модуль 3. Задачи информационного менеджмента в управлении и

Формировании организационных структур ИС

Данный модуль посвящен собственно задачам управления ИС предприятий, компаний,

организаций:

инновациям в сфере автоматизации,

формированию организационных структур ИС,

управления персоналом ИС

Задача управления персоналом ОИ и персоналом ИТ-подразделений в отдельную главу не

выделена. Это связано с тем, что вопрос управления персоналом не возможно оторвать от вопросов

управления (менеджмента) ИС и организационной структуры ИС. Поэтому все особенности

управления, обучения, мотивации персонала ОИ и ИТ-подразделений рассмотрены в главах,

посвященных организационным структурам ИС и инновациям в сфере ИС. Кроме того, вопросы

связанные с управлением персоналом рассматривались в Модуле 1 (Глава 1.5) и Модуле 2 (система

«человек-машина»).

Глава 3.1. Инновации в сфере информатизации

Область ИТ является динамичной. В следствии этого, готовность к инновациям в области ИС

становится явной и важной составляющей культуры производства и предпринимательства вообще.

Если стратегия компании предусматривает передовую роль в своей отрасли, необходимы постоянные

инновации в области ИС. Задачей ИМ такой компании является выявление перспективных

направлений в развитии ОИ и преобразования их в инновационные проекты. Реализация

инновационных проектов происходит на оперативном уровне в соответствии со стратегическими

планами компании.

Понятие инновации

Определений понятия инновация существует достаточно много. Однако все они сводятся к

следующему: инновация представляет собой процесс превращения достижений научно-технического

прогресса в новые продукты и технологии.

В зависимости от параметров, характеризующих инновационную деятельность, инновации

подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации касаются новых материалов,

полуфабрикатов и комплектующих и принципиально новых продуктов. Процессные инновации

включают работы по исследованию и внедрению новых методов организации производства и новых

технологий; в результате таких работ может измениться организационная структура фирмы.

Целями инноваций в бизнесе являются внедрение наиболее передовых технологий,

повышение производительности труда и эффективности управления, получение стратегических

преимуществ на рынке.

Типичные изменения для бизнеса в результате инноваций были определены еще в начале

прошлого столетия:

85. использование новой техники и новых технологических процессов;

86. новое рыночное обеспечение производства (купля-продажа);

87. внедрение продукции с новыми свойствами;

88. использование нового сырья;

89. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;

90. появление новых рынков сбыта.

В различных сферах деятельности инновации отличаются в своей реализации. Различают

инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области

управления.

По степени охвата бизнес-процессов инновационные проекты разделяют на локальные,

системные и стратегические; по инновационному потенциалу и степени новизны - на радикальные,

комбинаторные и совершенствующие.

Для сферы ИС и ИТ инновационные проекты реализуются компаниями,

специализирующимися в секторе информационных продуктов и информационных услуг. Для ИС

специалисты выделяют следующие этапы инновационных проектов:

прикладные исследования,

разработка,

проектирование,

создание,

освоение.

Не трудно заметить, что перечисленные этапы практически совпадают с этапами ЖЦ ИС. Для

эффективного использования результатов новейших научных исследований необходимо проведение,

как локальных проектов, так и постоянных стратегических исследований. Такая деятельность требует

от компаний значительных затрат. Инновационные проекты в информатизации являются

дорогостоящими и отнимают у ведущих компаний значительную долю их дохода - это так

называемые расходы R&D (Research & Development - исследование и развитие). Только за счет R&D

фирмам удается сохранять лидерство, хотя и не навсегда, в противном случае шансы фирмы на

лидерство призрачны. Даже крупным и известным компаниям, таким, как IBM не всегда достаточно

финансовых и иных ресурсов чтобы нести тяжелое бремя инновационных проектов.

Реализация инвестиционных проектов связана с рисками. Наиболее очевидными рисками

инноваций являются неудачный выбор проекта, не выполнение целей проекта, потеря финансовых

ресурсов, потеря информации из-за неудачной технологии. Для быстрого и успешного внедрения

инновации необходима развитая инфраструктура и профессиональное руководство инновационными

проектами. Совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами,

инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью инновационными структурами и их

персоналом составляют инновационный менеджмент. В сфере ИТ и ИС цели и задачи

информационного менеджмента и инновационного менеджмента тесно соприкасаются.

Наши рекомендации