Модуль 3. Задачи информационного менеджмента в управлении и
Формировании организационных структур ИС
Данный модуль посвящен собственно задачам управления ИС предприятий, компаний,
организаций:
инновациям в сфере автоматизации,
формированию организационных структур ИС,
управления персоналом ИС
Задача управления персоналом ОИ и персоналом ИТ-подразделений в отдельную главу не
выделена. Это связано с тем, что вопрос управления персоналом не возможно оторвать от вопросов
управления (менеджмента) ИС и организационной структуры ИС. Поэтому все особенности
управления, обучения, мотивации персонала ОИ и ИТ-подразделений рассмотрены в главах,
посвященных организационным структурам ИС и инновациям в сфере ИС. Кроме того, вопросы
связанные с управлением персоналом рассматривались в Модуле 1 (Глава 1.5) и Модуле 2 (система
«человек-машина»).
Глава 3.1. Инновации в сфере информатизации
Область ИТ является динамичной. В следствии этого, готовность к инновациям в области ИС
становится явной и важной составляющей культуры производства и предпринимательства вообще.
Если стратегия компании предусматривает передовую роль в своей отрасли, необходимы постоянные
инновации в области ИС. Задачей ИМ такой компании является выявление перспективных
направлений в развитии ОИ и преобразования их в инновационные проекты. Реализация
инновационных проектов происходит на оперативном уровне в соответствии со стратегическими
планами компании.
Понятие инновации
Определений понятия инновация существует достаточно много. Однако все они сводятся к
следующему: инновация представляет собой процесс превращения достижений научно-технического
прогресса в новые продукты и технологии.
В зависимости от параметров, характеризующих инновационную деятельность, инновации
подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации касаются новых материалов,
полуфабрикатов и комплектующих и принципиально новых продуктов. Процессные инновации
включают работы по исследованию и внедрению новых методов организации производства и новых
технологий; в результате таких работ может измениться организационная структура фирмы.
Целями инноваций в бизнесе являются внедрение наиболее передовых технологий,
повышение производительности труда и эффективности управления, получение стратегических
преимуществ на рынке.
Типичные изменения для бизнеса в результате инноваций были определены еще в начале
прошлого столетия:
85. использование новой техники и новых технологических процессов;
86. новое рыночное обеспечение производства (купля-продажа);
87. внедрение продукции с новыми свойствами;
88. использование нового сырья;
89. изменения в организации производства и его материально-технического обеспечения;
90. появление новых рынков сбыта.
В различных сферах деятельности инновации отличаются в своей реализации. Различают
инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, в области
управления.
По степени охвата бизнес-процессов инновационные проекты разделяют на локальные,
системные и стратегические; по инновационному потенциалу и степени новизны - на радикальные,
комбинаторные и совершенствующие.
Для сферы ИС и ИТ инновационные проекты реализуются компаниями,
специализирующимися в секторе информационных продуктов и информационных услуг. Для ИС
специалисты выделяют следующие этапы инновационных проектов:
прикладные исследования,
разработка,
проектирование,
создание,
освоение.
Не трудно заметить, что перечисленные этапы практически совпадают с этапами ЖЦ ИС. Для
эффективного использования результатов новейших научных исследований необходимо проведение,
как локальных проектов, так и постоянных стратегических исследований. Такая деятельность требует
от компаний значительных затрат. Инновационные проекты в информатизации являются
дорогостоящими и отнимают у ведущих компаний значительную долю их дохода - это так
называемые расходы R&D (Research & Development - исследование и развитие). Только за счет R&D
фирмам удается сохранять лидерство, хотя и не навсегда, в противном случае шансы фирмы на
лидерство призрачны. Даже крупным и известным компаниям, таким, как IBM не всегда достаточно
финансовых и иных ресурсов чтобы нести тяжелое бремя инновационных проектов.
Реализация инвестиционных проектов связана с рисками. Наиболее очевидными рисками
инноваций являются неудачный выбор проекта, не выполнение целей проекта, потеря финансовых
ресурсов, потеря информации из-за неудачной технологии. Для быстрого и успешного внедрения
инновации необходима развитая инфраструктура и профессиональное руководство инновационными
проектами. Совокупность принципов, методов и форм управления инновационными процессами,
инновационной деятельностью, занятыми этой деятельностью инновационными структурами и их
персоналом составляют инновационный менеджмент. В сфере ИТ и ИС цели и задачи
информационного менеджмента и инновационного менеджмента тесно соприкасаются.