Противоречия информационной революции и коммуникация.

1. Информационная революция – то есть революция в области техники и науки, не снимает социальных противоречий, но обостряет их. Пропасть между богатыми и бедными, севером и югом, западом и востоком, Европой и Азией – увеличивается.

Социальны противоречия становятся все очевиднее и зримее. Они обостряются и нарастают, прежде, чем общество изыскивает средства для их разрешения.

2. Информация – используется не во имя всеобщего блага, а в корыстных целях, в интересах узкого слоя господствующего класса, в интересах ТНК, ВПК, правящих политических элит. Отсюда сохраняется ее предвзятый, односторонний, закрытый характер.

3. Обостряется проблема информационной безопасности, а информационные

коммуникации служат целям, являются средством информационных войн. Насаждается «культурный империализм» - насильственно утверждаемое господство одной культуры экономически господствующей нации, в ущерб существованию культур других наций и народов.

4. Информация – непосредственно общественный, совместный продукт всего человечества, производится и распространяется по законам товарного обращения, втискивается в узкие рамки денежных и рыночных связей.

Информация, самой своей природой предназначенная для служения обществу, существующая для целей развития общества, насильственно подчиняется цели извлечения прибыли – основной цели товарно-денежного обращения.

5. Информация выступает средством конкурентной борьбы, подавления конкуренции, вытеснения и подавления оппонентов, средством концентрации и централизации капитала.

Известно, что духовный продукт, в отличие от материального, обладает рядом особенностей. Так, он производится всем обществом, а значит, должен быть использован всем обществом. При обмене и потреблении духовной продукцией она не исчезает, но сохраняется, в отличие от материальной. Поэтому втиснуть духовную продукцию в рамки рабочего времени не удается. Но так как производство духовной продукции осуществляется в обществе, где господствуют товарно-денежные отношения, товарное производство, то и духовный продукт втискивается в узкие формы товара.

Таким образом, растет противоречие между непосредственно-общественным характером духовной продукции, информации, и ее капиталистическим, эгоистическим использованием как товара.

6. Наблюдаются противоречия между информационной культурой и традиционными культурами: растет число лиц, «функционально» неграмотных. Люди не умеют читать, писать, но готовы всю жизнь смотреть телевизор, слушать радио, играть на ПК в игры и т.д.

7. Растет противоречие между глобальным, непосредственно-общественным характером информации, и ее местным, федеральным, национальным, региональным производством и потреблением. Так, мы наблюдаем голод в Афганистане – и продажу спутниковых антенн, сделанных кустарным способом из железных бочек.

8. Обостряются противоречия внутри национальных, региональных сообществ. В связи с переходом в постиндустриальную стадию развития уменьшается доля лиц, занятых в сфере аграрной и индустриальной культур. Но роль, значение этих областей культуры – возрастает. Ведь высвобождение работников возможно только в результате роста производительности труда, увеличения доли продукции, которая производится в этих областях.

Происходит увеличение численности населения, занятого в сфере инфраструктуры, образования, обслуживания, науки, сфере услуг, в областях информационных технологий. Происходит интенсивное становление материально-технической базы информационных технологий, подготовка работников для этой сферы, становление системы непрерывного образования.

Последствия информационных революций:

Информационная (глобализация) и компьютерная революции, те есть, изменение в технике и средствах коммуникации приводят к ряду кардинальных последствий.

Если раньше коммуникация была локальной, то в современных условиях она становится глобальной.

Если раньше коммуникация была чаще всего связана с перемещением людей, предметов, вещей, то теперь – идей, образов.

Если раньше коммуникация сопровождалась перемещением в физическом пространстве, и оно было разнородным, а культурное пространство оставалось однородным. То теперь физическое пространство остается однородным, а культурное – разнородно, гетерогенно. Сидя за компьютером, выходя в ИНТЕРНЕТ, пользователь может общаться с любым человеком на земле, отбирать для освоения любую культуру. Но отбирает он «свою культуру».

Если раньше менялось физическое время, время перемещения в физическом пространстве, то теперь физическое время не меняется, общение идет в режиме «реального времени», сиюминутного. Но если раньше культурное время не менялось, то теперь, общаясь глобально, человек меняет свое культурное время, время существования своей культуры он обменивает на время существования культуры «чужой».

Если раньше коммуникация была дискретной, прерывистой – ей мешали границы – географические, национальные, политические, то теперь коммуникация оставляет только культурные границы, размывая граница географические, экономические, национальные, политические.

Если раньше общение всегда было односторонне, однообразное, то теперь многостороннее, многообразное.

Но современная коммуникация несет еще один аспект – социальный. Она выступает средством воздействия на людей, а значит, средством воздействия на их поведение, его изменения в соответствии с заданными целями, нормами, требованиями.

Вот этот аспект изучают не естественные науки – математика, информатика, и др., а гуманитарные, социальные, общественные, то есть науки изучающие социальное поведение человека. Сегодня они концентрируются в таких отраслях знания, как информационные технологии, коммуникативные технологии, реклама, пиар.

Наши рекомендации