Революция в технике передачи информационных потоков

Революция в науке об информационных потоках, появление информатики как естественнонаучной, технической, математической дисциплины.

Сегодня мы наблюдаем ряд изменений в коммуникациях.

1.Ускорение. Скорость передачи информации постоянно увеличивается и эти изменения – ускоряются.

До 90% добытой человеком информации приходится на ХХ век.

2. Лаг – время от научного открытия до его внедрения в практику сокращается.

Телефон был открыт в 1820 г., внедрение в практику в 1876 г. Лаг составил 56 лет.

Радио (1867-1902) лаг составляет 35 лет.

Телевидение (1922-1936) – 14 лет.

Радар ( 1926-1940) – 14 лет.

Транзистор ( 1956-1961) – 5 лет.

Лазер – лаг составил 3 года.

3. Происходит увеличение объема информации. 99% информации, которой пользуется человек, создано в ХХ веке

4. Изменение носителя информации: в дописьменной культуре -звук (речь). В письменной культуре - (пергамин, бумага) – в современной культуре - световой экран - электронный сигнал.

Средством передачи сообщения – выступал язык, звук, потом вещество, вещь – пером на бумаге, книга. В эпоху кино – свет, экран, в период компьютерной революции – ПК, электронный сигнал

5. Если до этого отдельные средства, аппараты, выполняли свои узкоспециализированные функции, то ПК интегрирует множество функций в одно аппаратное устройство. Происходит синтез, интеграция функций и создание интегрированного устройства.

6. Расширение сферы применения: до этого – сферы были специализированные. Например, кино – одна сфера кинематографии, книга – другая область – книгоиздательства и книгопечатания, то теперь все это объединяется в одну область – информационную. Она охватывает коммуникационное общение, услуги, производство, транспорт, связь, быт, сферу искусства, политики.

В основе всех этих изменений лежат изменения в технических средства коммуникации. Но они порождают и социальные изменения, изменения места и роли человека в обществе.

Социальные последствия революции в технике и компьютеризации.

В своем отношении к природе человек демонстрирует два их вида – непосредственное и опосредованное. В непосредственном отношении к природе человек выступает сам как часть природы, он сам еще – природное существо. Собственно социальным существом человек выступает в его опосредованных связях и отношениях. Среди важнейших средств опосредствования следует указать на орудия труда и их существование в виде техники.

В своем историческом развитии орудия труда изменяются, приобретая все более сложную структурную форму. Так, если первобытного человека характеризует деятельность с использованием односоставных орудий труда, одноэлементных, то впоследствии происходит усложнение и добавляется еще второй элемент, третий, четвертый. Меняется материал орудий труда - им становится металл, сами орудия труда в их элементном выражении получают сложную форму.

Для индустриальной культуры характерно существование машин – трехзвенной системы орудий труда, в постиндустриальной культуре на смену им придут автоматы – четырехзвенная система технических устройств.

Структурные изменения в развитии технических устройств сопровождаются их технологическими, функциональными изменениями. Человек все большую часть своих функций передает на плечи искусственно созданных им орудий. Технологические (исполнительские), транспортные, энергетические функции, то есть функции физического труда, человек передает техническим устройствам, таким как механизмы, машины. Функции труда умственного, в частности, контроля за действием технических устройств, человек передает автоматам. В истории наблюдается процесс передачи функций труда, исполняемых ранее человеком, на плечи технических устройств - машин и автоматов. Человек освобождает себя, выходя из процесса производства в качестве его главного агента, для занятий, связанных с общим контролем за всем ходом общественного производства. Это приводит к тому, что человек сосредоточивает свое внимание на разработке сугубо человеческих, творческих функций – открытии нового (эвристике, творчество) прогнозирование, проектировании общественной жизни, ее организации, развития. Последнее невозможно без развития коммуникаций, общения между людьми.

Но и в обществе, в сфере коммуникаций, человек также передает свои функции, которые носят алгоритмический, повторяющийся характер, техническим устройствам, сохраняя за собой функции социального целеполагания и целеосуществления, прогнозирования, проектирования, и конструирования социальной жизни. Помощниками здесь человеку будут технические средства, поддерживающие коммуникационный процесс.

Сегодня персональные и корпоративные компьютеры могут вести медицинские исследования, ставить медицинский диагноз человеку, сочинять музыку, стихи, осуществлять проектирование и технический дизайн, производить конструирование технических устройств, переводить звуки речи (голоса) в знаки и наоборот, переводить с одного языка на другой.

Информационная революция.

Отсюда возникает необходимость информационной революции, выступающей в форме компьютерной грамотности.

Это проявляется в том, что в школах и вузах вводятся программы по информатике, осуществляется широкий доступ к компьютерам и глобальным сетям коммуникаций – к Интернету, происходит переход образования на открытый доступ, создаются «открытые Университеты», осуществляется широкая демократизация образования.

В основе современной информационной революции лежит ряд революций.

Революция в материале. В истории общества происходит последовательная смена ряда культур: камня (минерала) – металла (бронза и железо). Что придет на смену железу – минерал, камень, обработанный по новым технологиям? Или искусственный материал, платсмасса? Вопрос до сих пор остается дискуссионным.

К концу ХХ века созданы моторы без трения, что позволяет тратить на 100 км. пути до 2 л. бензина. Создаются искусственные суставы, срастающиеся с костью, создаются материалы с неизвестными свойствами.

Появляются особо чистые металлы, «усы» железа, изделия из них – прочнее стали, они не ржавеют.

Создаются композиты – соединения металлов и металлами, которые при обычных условиях не соединяются, или соединения металлов и неметаллов.

Материалы из традиционных минералов, например, керамика, фарфор, стекло, которые по прочности превосходят железо.

Искусственные, «синтетические» материалы с заранее заданными свойствами.

В основе революции в материале использование свойств, открывающих свой характер на молекулярном уровне.

То есть в основе революции в материале переход на более низкий уровень организации вещества – от тела (макротела) к микротелу (молекуле).

Еще больше неожиданностей нас ждет, когда мы перейдем к использованию свойств, открывающихся не на молекулярном уровне, а на субатомарном, использование свойств атомов и частиц), применение «нанотехнологий».

Использование новых уровней организации материи позволило свершить переворот и в области обработки информации, создать новые виды информационной техники и технологий обработки информпотоков.

Одной из составляющих революции в материале является открытие сверхпроводимости. Обычно она возникает при очень низких температурах, что потребовало развития криогенной (холодопорождающей) техники. В 1987 г. Была открыта сверхпроводимость, возникающая при относительно «высоких» температурах. Сверхпроводимость - - это свойство материалов, связанное с резким падением сопротивления электротоку, приближающееся к «0». Сейчас этого эффекта удается достичь при 300 градусах Кельвина (то есть при -27 градусах по Цельсию). Некоторые ученые высказывают предположение, что достижение сверхпроводимости возможно и при положительных температурах.

Наши рекомендации