Происходит оценка идей и выбор тех, которые можно наиболее оптимально использовать в данной ситуации.

Такая форма может быть использована: — когда родитель и психолог четко осознают причину проблемы и необходимость найти эффективные пути ее решения; — когда необходимы нестандартные решения знакомой, часто повторяющейся проблемной ситуации. Например, ребенок изо дня в день не моет руки и никакие воспитательные меры не помогают. Наряду с работой с родителями часто возникает потребность «свести» вместе в сети родителя (ей) и ребенка, организовав процесс совместной коммуникации. Это особенно необходимо, когда родители и дети имеют разные точки зрения на возникшую проблемную ситуацию. Например, мама ругает ребенка с особыми потребностями за тройки, хотя для ребенка отметка 3 — это предел его возможностей. Здесь необходимо, чтобы мама и ребенок высказали взаимные претензии, договорились об определенных моментах, или убедились через слова взрослого или ребенка, что с сегодняшнего дня родитель (ребенок) будут подругому относиться друг к другу. Также подобные мероприятия бывают нужны, чтобы показать родителю «детский взгляд» на проблему. Процесс может быть организован в виде двустороннего общения, когда «на одной стороне» находится психолог, а на другой ребенок с мамой в рамках ICQ/Skype. Также возможен вариант трехстороннего общения, когда мама общается с рабочего компьютера (или ребенок со школьного) или в ситуации, когда дома несколько компьютеров, подключенных к сети Интернет. Процесс выстраивания детско-взрослого консультирования напоминает по форме консультирование взрослых. Техники его организации могут быть различны в зависимости от цели, проблемы. В качестве одного из вариантов его организации в сети может выступать следующая технология.

Обозначаются цели общего сбора у компьютера мамы и ребенка.

2. Ребенок и мама «рисуют» в сети воображаемый портрет друг друга и затем говорят, что им особенно нравится друг в друге.

Родитель и ребенок или только ребенок обозначают 1—3 характеристики, которые бы они хотели изменить друг в друге.

Идет обсуждение обозначенных характеристик по одной или пакетом.

Происходит выработка договоренностей.

6. Фиксация договоренностей в виде сетевого дого вора. Обычно я предлагаю по завершении консультирования сделать реальный договор, под писать его и повесить на стенку.

Подведение итогов.

Совместный процесс детско-родительского консультирования более труден и непредсказуем в организации по сравнению с индивидуальным консультированием ребенка или родителя и требует от консультанта еще более тщательного отношения к словам, наличия хороших навыков поиска решений решения, модерирования и арбитража конфликтных ситуаций в режиме «здесь-и-теперь». Хорошо, если при подобном консультировании мы подключаем сетевые графические сервисы, документы Google, где можно в режиме реального времени рисовать, создавать тексты, презентации. Выход на совместную деятельность в сети всегда помогает вывести решение конфликтов в новую, конструктивную плоскость, а после подписания договоренностей есть шанс попробовать эту договоренности в деятельности, шанс почувствовать дополнительную взаимную поддержку и принятие. Получать поддержку, позитивное подкрепление — это всегда приятно, а родителям особого ребенка — вдвойне. Это необходимо, чтобы родители поверил в свои силы, поверили в ребенка, получили заряд бодрости и начали действовать с утроенной энергией. Для этого в рамках online консультирования родителей, детско-родительского консультирования, мозгового штурма можно использовать «Позитив-сервис», а также непрямые формы просвещения. «Позитив-сервис» — простой прием организации сетевого взаимодействия с родителями, идея которого заключается в том, что мы периодически по ходу общения посылаем им позитивные сигналы и даем возможность поделиться своими позитивными открытиями. Это могут быть целые большие фрагменты в общении, когда мы хвалим родителя, а родитель делится своим позитивом. На самом деле включение таких моментов имеет еще один глубокий смысл — мы приучаем родителей позитивно смотреть на мир и на ребенка, уметь на ходить и подмечать его минимальные продвижения . Как это можно организовать?

— Это может быть «вплетение» смайликов, значков, позитивных слов, фраз в тексты;

— это может быть внезапно возникший фрагмент текста, где мы отмечаем позитивные моменты;

— похвала может предшествовать, а затем подкреплять разбор трудной ситуации; — это может быть специально организованная ситуация, когда мы подводим родителей к тому, что они должны описать чтото позитивное.

Например — маленькое достижение ребенка. Это должно восприниматься родителями как нечто естественное. Можно придумать много различных форм. Главное, чтобы позитивное подкрепление было искренним — только тогда оно становится источником развития и мощной поддержки. Наряду с позитивными моментами не менее важной технологией формирования нужных установок у родителей являются непрямые техники просвещения — еще один подход в дистанционных коммуникациях. Суть его в том, чтобы в ненавязчивой форме пре поднести собеседнику новые технологии, определенный подход, стиль жизни. Порой это бывает важным в работе с родителями, которым, наряду с простой поддержкой, необходимо ненавязчиво вселить уверенность, показать оптимальный способ действия, культурный образец, изменить родительскую установку, не вызвав у человека и тени сомнения, что его хотят чемуто научить или дать совет. Ведь не все любят прямые советы. Для этого в дистанционном общении есть ряд способов: — невольно брошенная ссылка на интересный материал для ознакомления; — включение цитаты, притчи — из серии «сама только увидела, понравилось и вам рекомендую»; — вплетение в разговор личностных историй успеха, историй успеха других родителей и т. д. Таковы базовые приемы, которые мы использовали в организации поддержки семьи особого ребенка и которые привели нас к успеху. Но успешность, связанная с использованием тех или иных технологий, определяется не только используемыми технологиями и их сочетанием, но и личностью самого специалиста, который осуществляет процесс сопровождения. Именно от профессиональных умений, личностных особенностей, харизмы специалиста зависит то, станет ли технология в его руках уникальным инструментом в сопровождении семьи особого ребенка или потеряется во всем многообразии приемов, форм, методов. И главное, всегда надо помнить о том, что нет трудных или легких родителей — есть мы как профессионалы, наши возможности и наши технологии. Именно они определяют успех взаимодействия с любой семьей.

Электронные тесты

Существуют различные виды тестов, так для тестирования можно применить так называемую закрытую форму тестов. Пользователю представлен вопрос или утверждение, а также варианты ответов. Причем количество самих ответов и правильных из них может быть неограниченно. Тест может быть, охарактеризован как эффективный при условии, что он удовлетворяет определенным требованиям.

Основные требования следующие: надёжность, валидность и дискриминативность.

Надёжность теста– это характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов. При этом надёжность бывает нескольких видов:

1) ре-тестовая надёжность – когда рассматриваются показатели при повторном исследовании испытуемых с помощью одного и того же теста по прошествии времени;

2) надежность частей теста – получается путём анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или отдельных частей теста.

Когда тест не может дать тот же самый результат для некоторого испытуемого (при условии, что этот испытуемый не изменился) в различных условиях, – значит, не все в порядке. Способ измерения ре-тестовой надёжности очень прост. Вычисляется корреляция показателей для выборки испытуемых, протестированных в двух случаях. Удовлетворительным наименьшим значением для ре-тестовой надежности является 0,7. Указанный предельный коэффициент надежности в известной мере условен. Для проективных и некоторых других тестов личности показатель ре-тестовой надежности может быть ниже, при этом диагностическая ценность методики не снижается.

Средняя величина корреляции одного теста или задания со всем тестами или заданиями из генеральной совокупности называется коэффициентом надежности. Квадратный корень из коэффициента надёжности является корреляцией данного теста или задания с истинным показателем. Однако на практике невозможно точно вычислить это теоретическое значение надежности происходит оценка идей и выбор тех, которые можно наиболее оптимально использовать в данной ситуации. - student2.ru , потому что количество разработанных нами заданий и тестов не является бесконечным. Это означает, что надежность происходит оценка идей и выбор тех, которые можно наиболее оптимально использовать в данной ситуации. - student2.ru некоторого теста можно оценить лишь приблизительно.

Таким образом, на практике коэффициенты надежности основаны на корреляции одного теста с другими, и эта оценка может быть не очень точной. Это, означает, что имеющая более существенное значение корреляция теста или задания с истинным показателем тоже может быть оценена неточно.

Тесноту связи между качественными признаками X и Y измеряют с помощью коэффициента ассоциации. Где Х – вид теста, а Y – результаты тестирования. В простейшем виде формула, по которой рассчитывается этот показатель, выглядит следующим образом:

происходит оценка идей и выбор тех, которые можно наиболее оптимально использовать в данной ситуации. - student2.ru , (8.1)

где a, b, c, d – численности коррелируемых групп.

Коэффициент ассоциации, как и пирсоновский коэффициент корреляции, изменяется от -1 до +1. Значимость происходит оценка идей и выбор тех, которые можно наиболее оптимально использовать в данной ситуации. - student2.ru можно проверить с помощью t-критерия Стьюдента. Нулевую гипотезу, которая сводится к предложению, что в генеральной совокупности этот показатель происходит оценка идей и выбор тех, которые можно наиболее оптимально использовать в данной ситуации. - student2.ru равен нулю, отвергают, если

происходит оценка идей и выбор тех, которые можно наиболее оптимально использовать в данной ситуации. - student2.ru , (8.2)

где n – количество тестируемых, кa – коэффициент ассоциации, tst – t-критерий Стьюдента, для принятого уровня значимости a и числа степеней свободы k = n – 2.

Так как коэффициент ассоциации имеет прямое отношение к пирсоновскому критерию c2, на котором он основан, то распределение вероятных значений критерия c2 является непрерывным. Качественные же признаки дискретны, их числовое значение не распределяются непрерывно. Учитывая эту особенность, в формулу (8.1) принято вносить поправку Йейтса на непрерывность вариации, равную половине объёма выборки. И формула (8.1) принимает следующий вид:

происходит оценка идей и выбор тех, которые можно наиболее оптимально использовать в данной ситуации. - student2.ru . (8.3)

Тест называется валидным, если он измеряет то, для измерения чего он предназначен. Однако такое определение не разъясняет удовлетворительно значения валидности. В этом случае возникает новый вопрос: как мы узнаем, что тест измеряет то, для чего он предназначен? В действительности, существует много различных способов доказательства валидности тестов, и каждый из них соответствует разным аспектам этого значения.

Говорят, что тест является, очевидно, валидным, если о нем складывается впечатление, что он измеряет именно то, что подразумевается, особенно, с точки зрения испытуемых

Конкурентная валидность – эта валидность оценивается по корреляции результатов данного теста с результатами других тестов. Так, если мы пытаемся установить конкурентную валидность некоторого теста интеллекта, мы будем изучать его корреляцию с другими тестами, валидность которых установлена.

Содержательная валидность. Этот термин применяется, в основном, по отношению к тестам достижений и может быть просто объяснён следующим образом. Если можно показать, что задания теста отражают все аспекты исследуемой области поведения, то тест является, по существу, валидным, при условии, что инструкции изложены ясно. Содержательная валидность не сводится к простой очевидной валидности, которая связан с внешним видом заданий теста. Если в тесте математических навыков тестируется умение перемножать выражения скобках и имеем задания вида (y + 2k)(2y – 3x) = ?, то трудно оспаривать валидность этого задания. Очевидно, содержательная валидность полезна только для тех тестов, для которых, как в данном случае, смысл, измеряемого параметра полностью ясен.

Дискриминативность– это способность отдельных заданий теста и теста в целом дифференцировать обследуемых относительно “максимального” и “минимального” результата теста. При помощи тщательного конструирования теста можно обеспечить соответствующий уровень дискриминативности, а это именно то, в чем тесты значительно выигрывают по сравнению с другими формами испытаний. В общем, было обнаружено, что в оценке может быть использовано около девяти градаций [1], а в опросах, вероятно, наиболее эффективно использовать три градации: ниже среднего, средний уровень и выше среднего. Дискриминативность измеряется показателем дельта Фергюсона и принимает максимальное значение при равномерном распределении показателей (δ = 1).

Список литературы

Основная литература

  1. Рузавин Г.И. Методы научного исследования. Издательство «Мысль». 1974.- 237 с. –электронный ресурс.
  2. Ивановский Р.И. Компьютерные технологии в науке и образовании. Практика применения систем MathCad Pro: Учебное пособие. – М.: Высш. шк., 2003.- 431 с.: ил. – электронный ресурс
  3. С.А. Смирнов Компьютерные технологии в науке и образовании: Учебное пособие. ГОУВПО Ивановский гос. хим.-технол. ун-т. Иваново. 2006. – 136 с. – электронный ресурс
  4. Дьяконов В.П., Абраменкова И.В., Пеньков А.А. Новые Информационные технологии. Ч. 3. Основы математики и математическое моделирование. Учебное пособие. Смоленкс. СГПУ 2003. 192 с. – ил.- электронный ресурс.
  5. Поршнев С. В. Компьютерное моделирование физических процессов в пакете MATLAB: Учеб. пособие для вузов - М. Горячая линия-Телеком, 2003. – 592 с.- 5 экз.
  6. Системы для подготовки научных статей: Учебно-методическое пособие/Сост. Л.Н. Щур. М.: МФТИ, 2005. -27 с. – электронный ресурс.
  7. Васильков Ю. В., Василькова Н. Н. Компьютерные технологии вычислений в математическом моделировании: Учеб. пособие для вузов - М.Финансы и статистика, 2002. – 256 с. – 3 экз.
  8. Львовский С. М. Набор и верстка в системе LATEX: М. МЦНМО, 2003. – 448 с.- 20 экз.

Дополнительная литература

  1. Максимов А.И. Модели и моделирование в научных исследованиях: Учебное пособие. ГОУВПО Ивановский гос. хим.-технол. ун-т. Иваново. 2006. – 88 с. – электронный ресурс
  2. Чернышов Н.Г., Чернышова Т.И. Моделирование и анализ схем в Electronics Workbench: Учеб.-метод. пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2005. 52 с – электронный ресурс
  3. Научные расчеты в Microsoft Excel: Учеб.-метод. пособие. Сост. Жихалкина Н. Ф., Лавров Д. Н.: Омск ОмГУ 2001 .- 71с. : граф. -40 экз.
  4. Исакова О.П., Тарасевич Ю.Ю., Юзюк Ю.И. Обработка и визуализация данных физических экспериментов с помощью пакета Origin. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. — 136 с. – электронный ресурс.
  5. Цилькер Б. Я.,Орлов С. А. Организация ЭВМ и систем: Учеб. для вузов. - СПб. Питер 2004. - 667с. – 20 экз.
  6. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети: Принципы, технологии, протоколы: Учеб. пособие для вузов. 3-е издание- СПб. : Питер , 2006 .- 958с. : ил. – электронный ресурс

7. Ресурсы электронной научной библиотеки ELIBRARY.RU. Руководство пользователя. Тольятти. 2006.- электронный ресурс.

  1. Интернет ресурс www.exponenta.ru
  2. Кузнецов С. Базы данных. Вводный курс.http://www.citforum.ru/database/advanced_intro/
  3. Образовательный портал по курсу «Компьютерные технологии в науке и образовании» http://abl.cctpu.edu.ru/index.phtml

Наши рекомендации