Тогда схема из двух отрезков

ТОГДА СХЕМА ИЗ ОДНОГО ОТРЕЗКА

(чертим один отрезок)

2) Находим в УСЛОВИИ задачи ГЛАВНЫЕ = КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, и записываем в схему.

(ПР: у МАШИ 5 яблок, а у ВИКИ 3 яблока. ВИКА и ДАША – являются ГЛАВНЫМИ словами.)

Вика
Даша

3) Дальше находим ПРО ЧТО ЗАДАЧА?

Что будем считать?

(Яблоки, груши, см, л, кг)

 
 

Яб.
Яб.
Даша

4) УСЛОВИЕ – это то что уже известно в задаче.

Сколько яблок у МАШИ? – 5 яб.

Сколько яблок у ВИКИ? – 3 яб.

Записываем в схему:

 
 

Яб.
Яб.

5) Читаем вопрос:

Сколько яблок ВСЕГО у девочек? Или Сколько яблок у Маши и Вики ВМЕСТЕ?

Значит нужно обозначить вопрос в схеме:

 
 

Яб.
Яб.

6) Переходим к решению задачи

Под схемой пишем Решение:

1) Если в задаче говорится что у кого-то БОЛЬШЕ или МЕНЬШЕ, чем у другого

ТОГДА СХЕМА ИЗ ДВУХ ОТРЕЗКОВ

(чертим два отрезка)

2) Находим в УСЛОВИИ задачи ГЛАВНЫЕ = КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА, и записываем в схему.

(ПР: Настя собирала цветы. Она собрала 5 цветков РОМАШЕК, а ПИОНОВ на 2 цветка больше.

РОМАШКИ и ПИОНЫ - это ГЛАВНЫЕ СЛОВА!)

3) Теперь смотрим чего у Насти больше. РОМАШЕК или ПИОНОВ?

П.
В нашем случае ПИОНОВ у нее больше, чем РОМАШЕК. Значит, мы выбираем самый длинный отрезок и пишем, что это П. – ПИОНЫ, а отрезок покороче Р. – РОМАШКИ.

Р.

4) Дальше находим ПРО ЧТО ЗАДАЧА?

Что будем считать?

(Яблоки, груши, см, л, кг)

В нашем случае про ЦВЕТЫ – ц.

       
   
ц.
 
П.
 

ц.
Р.

5) Теперь возвращаемся к УСЛОВИЮ.

УСЛОВИЕ – это то что уже известно нам в задаче.

Сколько цветков РОМАШЕК у неё? – 5 ц.

Сколько цветков ПИОНА у неё? -?ц.

НО!!!

Мы знаем, что их на 2 ц. больше чем РОМАШЕК – ЭТО РАЗНИЦА!

7) Смотрим на схему и думаем: где в задаче ЦЕЛОЕ, а где ЧАСТИ? (Кружком обводим ЦЕЛОЕ, подчёркиваем ЧАСТИ)

8) Если мы ищем ЦЕЛОЕ, ( как в нашем примере) тогда действует правило:

«Чтобы найти ЦЕЛОЕ, нужно все известные нам ЧАСТИ СЛОЖИТЬ».

Если мы ищем ЧАСТЬ, тогда действует правило:

«Чтобы найти неизвестную ЧАСТЬ, нужно из ЦЕЛОГО ВЫЧЕСТЬ известную нам ЧАСТЬ».

9) Далее зная, что мы находим, можем записывать решение в виде примера:

(В данном случае:

5+3=8 (яб.)

10) Теперь, чтобы записать ответ мы возвращаемся к ВОПРОСУ нашей задачи:

«Сколько яблок у Маши и Вики вместе?»

Чтобы правильно записать ответ необходимо зачеркнуть в вопросе слово СКОЛЬКО, а вместо него записать полученный нами ответ.

11) Теперь, ниже в тетрадь записываем слово

Ответ:……

И переписываем из задачи полный ответ:

Ответ: 8 яб. у Маши и Вики вместе.

       
   
? ц.
 
П.
 

5 ц.
Р.

6) Переходим к решению задачи

Под схемой пишем Решение:

7) Теперь думаем, что нам нужно найти:

· Большее число

· Меньшее число

· Разницу

В нашем случае нужно найти БОЛЬШЕЕ ЧИСЛО.

ПРАВИЛО: «Чтобы найти БОЛЬШЕЕ ЧИСЛО, нужно к МЕНЬШЕМУ ЧИСЛУ ПРИБАВИТЬ РАЗНИЦУ».

ПРАВИЛО: «Чтобы найти МЕНЬШЕЕ ЧИСЛО, нужно из БОЛЬШЕГО ЧИСЛА ВЫЧЕСТЬ РАЗНИЦУ».

Правило: «Чтобы найти РАЗНИЦУ нужно, из БОЛЬШЕГО ЧИСЛА ВЫЧЕСТЬ МЕНЬШЕЕ ЧИСЛО».

8) Зная, что мы находим, можем записывать решение в виде примера:

(в нашем случае:

5+2=7 (ц.)

9) Теперь, чтобы записать ответ мы возвращаемся к ВОПРОСУ нашей задачи:

«Сколько цветков ПИОНА собрала Настя?»

Чтобы правильно записать ответ необходимо зачеркнуть в вопросе слово СКОЛЬКО, а вместо него записать полученный нами ответ.

10) Теперь, ниже в тетрадь записываем слово

Ответ:……

И переписываем из задачи полный ответ:

Ответ: 7 ц. пиона собрала Настя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ НА ПОРЯДОК МЫСЛИ.

Именно так я объясняю на уроке, и повторяю из раза в раз.

САМЫЕ ЧАСТЫЕ ОШИБКИ:

А) Это путаница где ГЛАВНЫЕ СЛОВА, а где «О ЧЁМ ЗАДАЧА»

Б) Тот, кто не знает правил, неправильно решает задачи. ПРАВИЛА все прописаны, на уроке проговариваются.

Выучить на зубок каждому!!!!

В) Забывают смотреть в ВОПРОС, когда пишут ОТВЕТ. Обязательно зачёркивать слово СКОЛЬКО и сверху писать то число, которое получилось.

Наши рекомендации