Анализ поведения потребителя
Теория предельной полезности
Потребность – цель, ради которой создается благо;
Благо – способ удовлетворения потребности;
Свойство блага удовлетворять потребность – полезность;
Полезностью не обладают недоступные блага;
Оценка полезности всегда субъективна;
Блага: материальные, нематериальные;
Леон Вальрас – маржиналист;
Блага обладают свойством относительной взаимозаменяемости;
Совокупная полезность – TU - Total Utility$
Предельная полезность – MU – Marginal Utility;
Средняя полезность – AU;
TU = f(Q);
TU<>0;
Предельная полезность убывает;
MU (Q) = TQ’(Q);
1й закон Госсена (закон убывающей предельной полезности):
С удовлетворением полезности в каком-либо благе его ценность падает или по мере увеличения количества товара его полезность убывает. Отражает связь между снижением предельной полезности и падением спроса.
2й закон Госсена:
Рациональный потребитель распределяет свой бюджет таким образом, чтобы последняя денежная единица приносила одинаковую пользу по всему спектру потребляемых благ.
MU1/P1 = MU2/P2 = ƛ;
Подходы к оценке полезности: кардинализм, ординализм;
Ординалистский оптимум совпадает с кардиналистским;
Выбор потребителя
Потребитель распределяет свои покупки в соответствии с собственными предпочтениями и стремится приобрести на ограниченный доход такой набор благ, который позволил бы ему в максимальной степени удовлетворить потребности; это достижимо лишь при соблюдении второго закона Госсена;
Факторы, влияющие на принятие решения о покупке:
1) Полезность товара U;
2) Цена P;
3) Доход потребителя I;
Кардиналистская теория выбора потребителей – австрийская школа;
MUn = TUn – TUn-1;
Потребитель занимается оптимизацией потребительской корзины;
Ординалистская теория – Эджуорт, Фишер, Аллен, Хикс и Парето.
Ординалистский подход основывается на:
1) Рациональности;
2) Предпочтения потребителя сформированы и на момент принятия решений не изменяются;
3) Блага имеют датировку: один и тот же набор в разное время имеет различную полезность;
4) Количество блага можно менять непрерывно, то есть они однородны, и их можно измерить;
5) Непосредственная обмениваемость благ: любые блага можно обменять, если их стоимости равны;
6) В основе поведения потребителя лежат следующие установки: больше = лучше, полезность каждого отдельного блага в ряду однородных товаров различна;
7) Ординалисты рассматривают отношения предпочтения применительно ко всем товарам, но берут обычно пару;
QB
QA
Задача теории выбора потребителя состоит в том, чтобы определить лучший набор благ, который позволил бы получать максимум полезности.
Этот акт имеет две стороны: нужно учесть желания и возможности потребителя;
Суть потребительского выбора состоит в том, чтобы желания потребителя совпали с его возможностями;
Кривая безразличия – это модель/функция/график, отражающая все наборы благ, имеющих одинаковую полезность для потребителя.
Свойства К.Б.:
1) Кривая безразличия имеет отрицательный наклон;
2) Чем дальше от начала координат находится кривая безразличия, тем большую полезность она отражает;
3) Кривые безразличия никогда не пересекаются;
4) Форма К.Б. определяется предельной нормой замещения благ – MRS – Marginal Rate of Substitution;
MRS на различных участках К.Б. не одинакова.
Субституты и комплименты;
Бюджетная линия.
Детерминанты Б.Л.: цена и доход;
График равновесия потребителя (на фото);
Анализ поведения потребителя
Модель: кривая «доход-потребление» - кривая, проходящая через точки оптимума потребителя при динамическом изменении оптимума под воздействием каких-либо факторов. Угол ее наклона отражает оценку полезности этих благ конкретным потребителем.
Супериорные блага – блага, потребление которых растет с ростом дохода;
Инфериорные блага – блага, потребление которых сокращается с ростом дохода;
Кривая Энгеля.
Кривая «цена-потребление» - кривая, проходящая через точки оптимума потребителя при динамическом изменении оптимума под воздействием – показывает изменение состояния потребителя.
Эффект замещения проявляется в том, что в наборе благ подешевевший товар вытесняет из потребления тот товар, который относительно подорожал – изменение структуры потребительского спроса в результате изменения цены одного из товаров без учета эффекта дохода.
Эффект дохода – это изменение количества потребления без учета эффекта замещения.