Обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью, формами и методами работы.

ПМ.05 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

КЛАДОВЩИК

Методические рекомендации по прохождению учебной

практики (по профилю специальности)

для студентов очного отделения

по специальности

38.02.03 Операционная деятельность в логистике

Методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования и в соответствии с рабочей программой по ПМ.05 Выполнение работ по профессии 12759 Кладовщик МДК 05.01Организация управления ассортиментом товаров и сохранность товарно - материальных ценностей;МДК.05.02 Основы управления и учет движения товарно - материальных ценностей по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 июля 2014 г. № 834.

Организация-разработчик: ГАПОУ ТО «Тюменский техникум индустрии питания, коммерции и сервиса»

Разработчик: Тихонова Л.В. преподаватель высшей квалификационной категории

Составитель: Соснина М.А. преподаватель коммерческих дисциплин

Методические рекомендации рассмотрены

на заседании ПЦК Коммерческих

дисциплин

Протокол № 1 «28» августа 2016 г.

Председатель ПЦК

__________ М. В. Демьянова

(Подпись)

Общие положения

Учебная практика (по профилю специальности) для студентов специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике проводится на предприятиях и организациях различных форм собственности и организационно-правовых форм, в которых есть возможность полностью выполнить все разделы программы.

Продолжительность практики – 1 неделя. Сокращение сроков практики не допускается. Если студент не успел выполнить программу практики в отведенные сроки по болезни или по другим уважительным причинам, он проходит практику по индивидуальному плану.

Цель практики:

Комплексное освоение обучающимися основных видов профессиональной деятельности по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистике; формирование общих и профессиональных компетенций, приобретение практического опыта.

Задачи практики:

- совершенствование и закрепление знаний, полученных в процессе теоретического обучения;

- формирование профессиональных компетенций через применение теоретических знаний;

- приобретение профессиональных навыков, необходимых для работы в сфере логистического сервиса;

обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью, формами и методами работы.

В результате прохождения практики студент должен:

иметь практический опыт:

распознавать товары по ассортиментной принадлежности;

формировать торговый ассортимент по результатам анализа потребности в товарах;

рассчитывать показатели ассортимента;

оформлять приходные и сопроводительные документы на материальные ценности;

контролировать поступление товаров в согласованном ассортименте по срокам, качеству, количеству;

готовить ответы по претензиям;

соблюдать условия и сроки хранения товаров;

рассчитывать товарные потери;

планировать меры по сокращению товарных потерь;

соблюдать санитарно-эпидемиологические требования к персоналу, товарам, окружающей среде;

соблюдать требования техники безопасности и охраны труда;

знать:

нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, регламентирующие деятельность страховых органов;

номенклатуру, сортамент и ассортимент хранящихся материальных ценностей;

товароведные характеристики хранящихся товаров, их свойства и показатели;

правила ведения складского хозяйства;

правила учета, хранения, движения материальных ценностей на складе;

правила оформления сопроводительных документов на товары;

правила комплектования партий различных материальных ценностей по технологическим документам;

способы проверки рабочего инструмента, приборов, приспособлений на пригодность их к работе;

правила применения складского измерительного инструмента, приспособлений и механизмов;

способы предохранения вещей, продукции и сырья от порчи при разгрузке, погрузке и хранении на складе;

правила проведения инвентаризации;

правила противопожарной безопасности по хранению материалов и содержанию служебных помещений;

правила техники безопасности при хранении и перемещении токсичных, пожаро- и взрывоопасных материалов, топлива и смазки;

основы трудового законодательства;

правила и нормы охраны труда.

В результате освоения модуля у обучающихся должны формироваться общие компетенции (ОК):

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно- коммуникационных технологий ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности
Освоение модуля способствует формированию следующих профессиональных компетенций (ПК): ПК 1. Осуществление приема, хранения и выдачи со склада материальных ценностей. ПК 3. Управлять товарными запасами. ПК 4. Оформлять документацию на поступление и отпуск товаров.

Студенты проходят практику в торговом отделе коммерческих структур (в промышленности, строительстве, торговле, сфере услуг и других), бюджетных и общественных организаций, отделения государственных налоговых инспекций, внебюджетные фонды.

Руководство студентами–практикантами возлагается на начальника торгового отдела или его заместителя и оформляется приказом. Со стороны техникума эти задачи осуществляют преподаватели специальных дисциплин.

С момента зачисления студентов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и правила внутреннего распорядка, действующие на предприятии, в организации. Кроме того, на студентов, зачисленных на рабочие штатные места, распространяется трудовое законодательство РФ и, они подлежат государственному социальному страхованию наравне со всеми работниками.

Во время практики студенты выполняют все задания предусмотренной программой, накапливают копии первичных документов, учётных регистров, форм отчётности, составляют аналитические расчёты и делают заключения о результатах, а по окончании практики составляют отчет, оформляют дневник практики.

После прохождения практики студенту выдается характеристика, которая подписывается руководителем предприятия и руководителем практики от этого предприятия и приказ о прохождении практики.

Итогом практики является оценка, которая выставляется руководителем практики от учебного заведения, на основании наблюдения за самостоятельной работой практиканта, характеристики и предварительной оценки руководителя практики от организации.

Студенты, не выполнившие программу практики по модулю, к сдаче экзамена не допускаются.

К программе прилагается перечень основных нормативных документов, учебных пособий и дополнительной литературы.

Тематический план

№ п/п Наименование видов, разделов и тем практики Количество часов Количество дней
Вводный инструктаж. Общее ознакомление с организацией.
Анализ ассортимента, материальных ценностей, хранящихся на складе.
Организация торгово- технологического процесса товародвижения
Приемка товаров, тары по количеству и качеству.
Знакомство с перечнем источников закупки продовольственных и непродовольственных товаров.
Расчет показателей ассортимента: широты, полноты, новизны, устойчивости и коэффициента рациональности
  Отчет о выполнении практики    
  Итого:

Содержание разделов

Тема № 1.Вводный инструктаж. Общее ознакомление с организацией.

Студент должен:

Уметь: составлять характеристику предприятия.

Знать: характеристику предприятия, отраслевую принадлежность, ассортимент, выпускаемой продукции, производственную и управленческую структуру, Устав и другие учредительные документы предприятия.

Составить характеристику предприятия, организации:

-отраслевая принадлежность;

-ассортимент выпускаемой продукции;

-производственная и управленческая структура;

-организация учета;

-учредительные документы

Виды деятельности:

- ознакомиться с инструктажем по охране труда;

- составить организационную структуру организации;

- изучить Положения о складе и должностной инструкции кладовщика;

-приложить к отчету: должностную инструкцию кладовщика

Тема № 2.Анализ ассортимента, материальных ценностей, хранящихся на складе

Студент должен:

Уметь:распознавать товары по ассортиментной принадлежности анализировать ассортимент материальных ценностей, хранящихся на складе.

Знать: правила сроки хранения групп товаров, товароведные характеристики хранящихся товаров, их свойства и показатели, правила ведения складского хозяйства.

Виды деятельности:

- проанализировать ассортиментный перечень склада

- ознакомиться с правилами, сроками хранения групп товаров;

- ознакомиться с бланками документов складской логистики;

- проанализировать электронный документооборот

-приложить к отчету: ассортиментный перечень склада

Тема № 3.Организация торгово- технологического процесса товародвижения

Студент должен:

Уметь: пользоваться нормативными документами в области товародвижения, регулирующими механизм и порядок товародвижения.

Знать: основные составляющие складских операций: по выгрузке; рассортировке; приемке товаров.

Изучить номенклатуру, сортамент и ассортимент хранящихся материальных ценностей; товароведные характеристики хранящихся товаров, их свойства и показатели; правила ведения складского хозяйства.

Виды деятельности:

-принимать участие в складских операциях:

- по выгрузке;

-рассортировке;

-приемке товаров;

- разработать технологическую карту складских процессов

-приложить к отчету:технологическую карту складских процессов.

Тема № 4.Приемка товаров, тары по количеству и качеству

Студент должен:

Уметь:контролировать поступление товаров в согласованном ассортименте по срокам, качеству, количеству, составлять коммерческий акт приемки, передачи товарно – материальных ценностей; составлять акт приемки товаров по качеству; составлять схему внутреннего документооборота.

Знать:правила учета, хранения, движения материальных ценностей на складе;

правила оформления сопроводительных документов на товары;

Изучение и проведение анализа розничного и оптового товарооборота, издержек обращения на предприятии.

Виды деятельности:

- составить коммерческий акт приемки, передачи товарно – материальных ценностей;

-составить акт приемки товаров по качеству

- составить схему внутреннего документооборота

-приложить к отчету:акт приемки, передачи товарно – материальных ценностей;

акт приемки товаров по качеству

Тема № 5.Знакомство с перечнем источников закупки продовольственных и непродовольственных товаров.

Студент должен:

Уметь: составлять договор поставки; претензию поставщику, готовить ответы по претензиям.

Знать:нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, регламентирующие деятельность;

номенклатуру, сортамент и ассортимент хранящихся материальных ценностей;

товароведные характеристики хранящихся товаров, их свойства и показатели;

правила ведения складского хозяйства;

Виды деятельности:

-ознакомиться с правилами оформления документов в процессе заказа ТМЦ:

- оформить договор поставки;

-ознакомиться с порядком и сроками составления претензии поставщикам.

-приложить к отчету: договор поставки; претензию поставщику

Тема № 6.Расчет показателей ассортимента: широты, полноты, новизны, устойчивости и коэффициента рациональности

Студент должен:

Уметь: Проводить расчеты широты ассортимента, полноты; новизны, устойчивости и коэффициента рациональности

Знать:нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие материалы и документы, регламентирующие деятельность;

номенклатуру, сортамент и ассортимент хранящихся материальных ценностей;

товароведные характеристики хранящихся товаров, их свойства и показатели;

правила ведения складского хозяйства

Виды деятельности:

- рассчитать:

-широту ассортимента,

- полноту;

- новизну,

-устойчивость

и коэффициент рациональности

-приложить к отчету: расчет широты ассортимента

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНИЯ И ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОТЧЕТОВ ПО УЧЕБНОЙ ПРАКТИКЕ

Общие требования:

Общие требования:

1. Отчет по учебной практике должен быть оформлен в виде текста.

2. Отчет по учебной (производственной), преддипломной практике выполняется в текстовом редакторе MSWord для ПК на одной стороне листа бумаги формата А4, размером 210*297 мм, в соответствии со следующими требованиями:

-поля: слева 30 мм, справа 10 мм, снизу и сверху 20 мм;

-межстрочный интервал должен составлять 1,5;

-отступ текста от левой границы составляет 1,25;

-выравнивание текста производится по ширине;

-шрифт Arial – 12;

-нумерация страниц проставляется арабскими цифрами без знака «№» в центре нижней части листа без точки и начинается с раздела
«ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ», причём в расчёт принимается титульный лист;

3. Отчет по учебной практике переплетают или сшивают в папку. Папка должна иметь плотную обложку.

4. К отчету прилагается: дневник по учебной практике.

5. Оценка по учебной практике выставляется на основании данных отчета по учебной практике, в котором содержатся сведения об уровне усвоения обучающимися профессиональных компетенций.

1.1 Дневник является документом, по которому обучающийся подтверждает выполнение программы практики.

1.2 Дневник содержит: титульный лист, содержание дневника. Образец дневника приведен в (Приложениях В, Г)

1.3 Записи в дневнике должны вестись ежедневно и содержать перечень выполненных работ за день.

1.4 Дневник ежедневно просматривает руководитель практики от предприятия ставит оценку и заверяет подписью.

1.5 По окончании практики дневник заверяется печатью организации.

2. Титульный лист (отчета)

2.1 Титульный лист включают в общую нумерацию страниц документа. Номер страницы на титульном листе, не проставляют.

2.2 Титульный лист является первой страницей работы, предшествующей основному тексту.

2.3 Размеры полей титульного листа те же, что и для основного текста.

2.4 На титульном листе отчета по учебной (производственной)практике должны быть размещены следующие реквизиты (сведения):

1 – наименование департамента;

2 – название образовательного учреждения;

3– наименование документа;

4 – наименование предприятия;

5 – фамилия, инициалы автора; специальность; форма обучения; подпись.

6 – фамилия, инициалы руководителя практики от предприятия, подпись, оценка.

7 - фамилия, инициалы руководителя практики от техникума

8 –год выполнения работы.

1.5 Требования к оформлению реквизитов титульного листа.

Реквизиты 1-2 выполняют прописными буквами. Реквизиты друг от друга отделяют увеличенным интервалом;

Реквизит 3 «Наименование документа» выполняют прописными буквами.

Реквизит 4 «Наименование предприятия» выполняют строчными буквами, первая прописная.

Реквизиты 5-7 располагаются слева, один под другим, справа – ФИО, выполнивших и подписавших работу.

Реквизит 8. В нижней части листа указывается год выполнения работы.

Образец титульного листа приведен в (Приложении Д).

3. Содержание

3.1 Заголовок «ТЕМАТИКА ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ» пишется прописными буквами и выравнивается по центру строки, второй лист отчета.(Приложение Е)

3.2 Заголовки (темы) следует располагать по центру строки - без точки в конце и без переносов, не подчеркивать, жирным не выделять.

3.3 Заголовки (темы) разделов и подразделов следует отделять от основного текста двумя межстрочными интервалами. Интервал между строчками заголовка – одинарный.

3.4 Текст разбивается на разделы, подразделы. Они должны иметь названия, четко и кратко отражающие их содержание. Разделы нумеруются по порядку арабскими цифрами. Подразделы нумеруются в пределах каждого раздела. Их номера состоят из номера раздела и порядкового номера, отдельного от номера раздела точкой, слова «раздел» и «подраздел» не пишутся, жирным не выделяются.

ПРИМЕР:

1 ТЕКСТ ТЕКСТТЕКСТ

1.1 Текст тексттекст

Текст тексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттекст.

1.2 Текст тексттекст

Текст тексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттекст.

3.5 Расстояние между заголовком раздела и текстом, если заголовок подраздела отсутствует – два интервала (12 пт.)

Расстояние между заголовком подраздела и текстом – один интервал (6 пт.)

Расстояние между текстом и заголовком подраздела – два интервала (12 пт.)

3.6 Каждый структурный элемент, каждый раздел текстового документа следует начинать с нового листа (страницы).

3.7 Заголовки подразделов, пунктов, подпунктов не должны выполняться в конце листа, необходимо, чтобы за ним следовало несколько строк текста.

3.8 Раздел должен заканчиваться текстом, последний лист раздела должен быть заполнен минимум наполовину.

3.9 В документах должны применяться научно-технические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в научно-технической литературе.

3.10 В тексте не допускается:

– применять обороты разговорной речи;

– применять для одного и того же понятия научно-технические термины, близкие по смыслу (синонимы), а также иностранные слова и термины при наличии равнозначных слов и терминов в русском языке;

– применять произвольные словообразования;

– применять сокращения слов, кроме установленных правилами русской орфографии, соответствующими государственными стандартами, а также установленными в данном документе;

– сокращать обозначения единиц физических величин, если они употребляются без цифр, за исключением единиц физических величин в заголовках и боковинах таблиц и в расшифровках буквенных обозначений, входящих в формулы и рисунки.

4 Иллюстрации

4.1 Под иллюстрацией понимают графики, чертежи, схемы, рисунки, диаграммы, фотоснимки.

4.2 Фотоснимки размером меньше формата А4 должны быть наклеены на стандартные листы формата А4 белой бумаги.

4.3 Иллюстрации следует располагать в документе непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации должны быть расположены так, чтобы их было удобно рассматривать без поворота текста или с поворотом по часовой стрелке.

4.4 Иллюстрации, за исключением иллюстраций приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией в пределах всего документа. Если рисунок один, то он обозначается – Рисунок 1

4.5 Иллюстрации в студенческих работах следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. На все иллюстрации должны быть даны ссылки в работе, например, «… в соответствии с рисунком 1».

ПРИМЕР:

Обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью, формами и методами работы. - student2.ru

Рисунок 1- Наименование иллюстрации

Название под иллюстрацией включает:

- наименование графического сюжета, обозначаемого словом «Рисунок»;

- порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака «№» арабскими цифрами, нумерация сквозная;

- тематический заголовок иллюстрации;

- экспликацию, которая строится так: детали сюжета обозначаются цифрами, затем эти цифры выносят за рисунок, сопровождая текстом.

В конце названия рисунка точка не ставится, если нет сокращения слова. Названия рисунков приводятся без отступов, выравнивание - по центру. До и после иллюстрации в тексте работы должны быть отступы 12 пт.

4.6 На рисунках должна быть только информация, которая помогает при чтении текста уяснить суть излагаемого вопроса. На одной странице документа можно помещать рисунки и текст. Рисунки располагают так, чтобы их можно было рассмотреть без поворота документа. При невозможности выполнить это требование рисунки располагают так, чтобы для их рассмотрения документ можно было повернуть по часовой стрелке. Аналогично поступают при необходимости и с таблицами.

4.7 Каждая иллюстрация должна иметь заголовок, соответствующий содержанию рисунка (помещается над рисунком), и поясняющие данные (подрисуночный текст). Номер рисунка в этом случае помещают ниже поясняющих данных.

5 Таблицы

5.1 Для систематизации однообразного материала целесообразно представлять его в виде таблиц, которые располагаются по ходу изложения текста. Таблицу помещают под текстом, в котором впервые приведена ссылка на нее.

5.2 Все таблицы нумеруются арабскими цифрами, используется сквозная нумерация. Название таблицы должно отражать ее содержание, быть точным, кратким. Название таблицы следует помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером через тире, точка в конце не ставится. До и после таблицы в тексте работы должны быть отступы 12 пт.

5.3 На все таблицы в тексте должны быть приведены ссылки, при этом следует писать слово "Таблица" с указанием ее номера, например: в соответствии с таблицей 1.

5.4 При переносе таблицы на следующую страницу шапку таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы…».

ПРИМЕР:

1 ТЕКСТ ТЕКСТТЕКСТ

1.1 Текст тексттекст

Текст тексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттекст.

1.2 Текст тексттекст

Текст тексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттексттекст.

5.5 Если шапка громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае нумеруют графы и повторяют нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

5.6 Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся.

5.7 Допускается применять в таблице меньший размер шрифта, чем в тексте, можно использовать одинарный межстрочный интервал

6 Приложения

6.1 В приложениях помещают материал, дополняющий текст документа, который при включении в основную часть загромождал бы текст, например, бланки документов, графический материал, таблицы большого формата, расчеты, иллюстрации, фотоснимки и т. д.

6.2 Приложения оформляют как продолжение данного документа на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа.

6.3 Приложения, как правило, выполняют на листах формата А4. Допускается оформлять приложения на форматах большего размера.

6.4 В тексте документа на все приложения должны быть даны ссылки. Приложения располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

6.5 Каждое приложение должно начинаться с новой страницы (листа) с указанием наверху с права страницы слова «Приложение».

6.6 Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А, за исключением букв Ё, 3, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.

6.7 Если в документе одно приложение, оно обозначается «Приложение А».

6.8 В случае полного использования букв допускается обозначать приложения арабскими цифрами.

6.9 Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.

6.10 Приложения должны иметь общую с остальной частью документа сквозную нумерацию страниц.

6.11 Формулы, иллюстрации, таблицы, помещаемые в приложения, должны нумероваться арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждым номером обозначения приложения, например: формула (А.1), Рисунок Б.3, Таблица В,1

Приложение А

  Обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью, формами и методами работы. - student2.ru

7 Формулы и уравнения

7.1 Формулы и уравнения следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения, в тексте работы должны быть отступы 12 пт.

ПРИМЕР:

Формула для расчёта:  
НБ= ВД = БД * N (1)
где НБ – налоговая база по ЕНВД; ВД – вменённый доход.    
     

Порядковые номера формул обозначают арабскими цифрами в круглых скобках у правого края страницы. Место номера при переносе формулы должно быть на уровне последней строки, используется сквозная нумерация формул

ПРИЛОЖЕНИЕ А

ОБРАЗЕЦ

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

«ТЮМЕНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИНДУСТРИИ ПИТАНИЯ, КОММЕРЦИИ И СЕРВИСА»

Наши рекомендации