Методология проведения медицинской технологии

ФГБНУ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

Оценка социальных навыков и умений подростков с хроническими психическими расстройствами, сопровождающимися нарушениями адаптации

(«Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»):

Медицинская технология

Москва ∙ 2015

Авторы:

проф., д.м.н. Н.А. Мазаева; к.м.н. О.П. Шмакова.

Оценка социальных навыков и умений подростков с хроническими психическими расстройствами, сопровождающимися нарушениями адаптации («Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»):

Медицинская технология.- М. 2015.

Аннотация

Технология предназначена для выявления и оценки степени выраженности нарушений формирования жизненно необходимых повседневных навыков и умений у подростков и лиц юношеского возраста (14-19 лет) с детства страдающих хроническими психическими заболеваниями. Она представляет собой структурированный опросник, состоящий из 149 утверждений, которые специалист должен подтвердить или опровергнуть в разговоре с больным. Предполагается присутствие третьего лица, непосредственно опекающего пациента, поскольку ответы на ряд утверждений могут вызвать затруднения у больного, и требуют участия близкого ему взрослого.

Применение представленной медицинской технологии помогает дименсионально оценить особенности формирования навыков и умений в основных сферах социальной активности: ориентированность в себе и окружающем; образовательные навыки; навыки общения; самообслуживания; бытовые навыки; способность ориентироваться вне дома и пользоваться общественным транспортом; способность к контролю и планированию своей деятельности. Предлагаемая технология может быть полезной при составлении индивидуальных программ медико-социальной реабилитации, и последующей оценке их эффективности, решении вопросов трудовой экспертизы, наличия показаний для первичного оформления / продления инвалидности, а также в целях получения врачом расширенной информации о степени социальной дезадаптации больного и путях её преодоления. Технология адресована широкому кругу специалистов занимающимся консультированием, наблюдением, лечением, реабилитацией психически больных подростков и лиц юношеского возраста: психиатрам, психотерапевтам, психологам, педиатрам, терапевтам, врачам Бюро Медико-социальной экспертизы и другим специалистам.

Разработчик - ФГБНУ НЦПЗ (Москва). Новая технология заявлена отделом по изучению проблем подростковой психиатрии, утверждена Учёным советом ФГБНУ НЦПЗ (протокол № 6 от 25.11.2014 года).

Содержание

Введение…………………………………………..………………………… 2

Сокращения………………………………………………………………… 5

Показания к использованию технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»…………………………………………. 6

Описание технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»………………………………………………………….. 7

Методология проведения медицинской технологии………………… 18

Материально-техническое обеспечение медицинской технологии… 18

Интерпретация полученных данных………………………………….. 19

«Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»в оценке нарушений функционирования и ограничений жизнедеятельности………………………………………………………… 20

Случаи из клинической практики (примеры использования медицинской технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»)……………………………………………………….… 28

Литература………………………………………………………………..… 36

Введение

Психические расстройства в детско-подростковом возрасте - частый феномен, наблюдаемый в современной психиатрии. Продолжающийся рост распространенности психических нарушений в данном возрастном интервале уже сам по себе обуславливает повышенное внимание исследователей и практиков к этой проблеме. В течение последних десятилетий произошло видоизменение клинической картины многих психических заболеваний, изменилась частота встречаемости их отдельных форм что, несомненно, внесло дополнительные трудности не только в постановку диагноза, но и построение как краткосрочного, так и отдаленного прогноза. Не являются исключением случаи, когда на протяжении детско-подросткового возраста возникает необходимость пересмотра диагноза, преимущественно в сторону его утяжеления, и, как следствие, внесения коррекции социально-терапевтической тактики.

Нередко, адекватная нозологическая диагностика оказывается возможной лишь в ходе катамнестического прослеживания. Построение в этих случаях раннего клинико- социального прогноза может быть ошибочным, поскольку опирается на нозологическую оценку. Соответственно недостаточно обоснованными оказываются реабилитационные подходы. Нельзя игнорировать и тот факт, что вопросы реабилитации детей стоят в отечественной психиатрии далеко не на первом месте, а ее необходимость находит признание не у всех врачей психиатров, курирующих маленьких пациентов. В определенной степени подобная ситуация объясняется недостаточной осведомленностью детских психиатров об отдаленных последствиях ранней детской патологии, поскольку по достижении подросткового возраста больные переходят под наблюдение уже других, подростковых, врачей, а через три года - врачей взрослой психиатрической практики.

Наличие психических расстройств в детском возрасте считается прогностически неблагоприятным, и в первую очередь в тех случаях, когда речь идет об эндогенной патологии. Известно, что дебютирующая в детстве шизофрения протекает менее доброкачественно, чем у взрослых. Клинико- социальные показатели у подростков, больных шизофренией, значительно хуже приводимых в отношении взрослых. По данным зарубежных катамнестических и проспективных исследований [8,9,12] спустя десятилетия полные ремиссии у заболевших шизофренией в детстве и во взрослом возрасте формируются приблизительно с одинаковой частотой (25%), тогда как частичные ремиссии наблюдаются лишь у четверти детей в сравнении с 50% взрослыми. В половине случаев заболевание, начавшееся в детском возрасте, принимает хроническое течение. О малоутешительном прогнозе детской шизофрении свидетельствуют и результаты катамнестического прослеживания больных с верифицированным в детстве диагнозом шизофрении, полученные в последнее десятилетие в отделе по изучению проблем подростковой психиатрии ФГБНУ НЦПЗ [4]. К периоду достижения совершеннолетия ни в одном случае не представлялось возможным констатировать полную ремиссию, у 25% больных речь шла о частичной ремиссии, а у 76% -хроническом безремиссионном течении.

Обращает на себя внимание запоздалая диагностика эндогенной природы дебютирующих в детском возрасте психопатологических нарушений, в большинстве случаев их относят к проявлениям детского аутизма, органической патологии, аффективным или невротическим нарушениям, диссоциированным задержкам развития, личностным аномалиям, нарушениям поведения в детстве. Таким образом, преобладают «облегченные» диагнозы, не сопряженные с неблагоприятными исходами и необходимостью применения интенсивных реабилитационных программ. В то же время эндогенная патология ассоциируется помимо появления так называемых негативных изменений с нарастающим отставанием в формировании необходимых для успешной социальной адаптации навыков в основных сферах жизнедеятельности, что ухудшает социальный прогноз. Так, две трети прослеженных нами больных уже в детском возрасте получили инвалидность по психическому заболеванию, практически все из них продолжали получать пособие и во взрослом возрасте. Подавляющее большинство не были способны жить самостоятельно и функционировали в социуме лишь при помощи родственников.

Известно, что по данным статистики за 2000-е годы, психические заболевания вышли на первое место в структуре общей детской инвалидности [2,3]. В отделе подростковой психиатрии были также получены данные о динамике ранней инвалидности [1]. Причиной инвалидности в детстве с равной частотой (около 40% больных) являются расстройства шизофренического спектра (включая шизофрению) и умственная отсталость, в 11% эпилепсия и 8% - органические расстройства личности и поведения. Прогноз ранней детской инвалидности малоутешителен, большинство инвалидов с детства остаются нетрудоспособными и по достижении совершеннолетия. Возможности адаптации инвалидов с детства в микросоциуме, в частности, проживания в семье, а не в специализированных интернатах, несомненно, зависят не только от психического состояния больного, но и от степени овладения основными жизненно необходимыми умениями. Раннее выявление недостаточной сформированности навыков в различных сферах жизнедеятельности позволяет своевременно приступить к разработке индивидуальных социо-реабилитационных программ.

В то же время даже такой вид государственной поддержки, как инвалидность детства, назначается чаще всего несвоевременно, нередко спустя несколько лет от начала заболевания и проявления первых признаков инвалидности.

Отчасти в этом повинно отсутствие четкого и надежного технологического подхода, который бы позволял, с одной стороны, определять степень овладения ребенком или подростком необходимых для функционирования в быту и социуме навыков, а с другой, мог бы использоваться у больных с нозологически различной патологией. Принятие в свое время в нашей стране критериев определения инвалидности, разработанных на основе предложенной ВОЗ «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Детско-подростковая версия, 2007» [10,11], хотя и является несомненным прогрессом в организации социальной помощи, не позволяет количественно определить степень сформированности /отсутствия тех или иных социальных навыков. К тому же приводимые критерии инвалидности носят слишком общий характер, охватывая все области медицины.

Предлагаемая нами к внедрению «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами» в существенной степени восполняет этот пробел.

Сокращения

«Карта навыков» - «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»

УО – умственная отсталость

ДЦП – детский церебральный паралич

Бюро МСЭ – Бюро медико-социальной экспертизы

Показания к использованию технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»

Технологию «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами» рекомендуется использовать для выявления и определения степени тяжести нарушений социального функционирования больных 14-19 лет, наблюдающихся в связи с хроническими психическими заболеваниями и имеющих нарушения адаптации с целью:

1) раннего выявления нарушений жизнедеятельности и их последующей коррекции, превенции житейской беспомощности;

2) качественной и количественной оценки нарушений в формировании базовых навыков, относящихся к различным сферам жизнедеятельности, необходимой для составления индивидуальных программ медико-социальной помощи пациентам, определения эффективности проведённых комплексных реабилитационных усилий;

3) вынесения взвешенного суждения о целесообразности направления несовершеннолетнего (молодого взрослого) на освидетельствование в Бюро медико-социальной экспертизы на предмет получения / продления инвалидности по психическому заболеванию.

Описание технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»

Основные умения/навыки, которыми должны обладать подростки и лица юношеского возраста для успешного функционирования в повседневной жизни, в «Карте навыков» сведены в следующие блоки: 1. Ориентированность в себе и окружающем (невербальная и вербальная), использование этих знаний (умение давать о себе основные сведения); 2. Образовательные навыки и их использование; 3. Навыки общения (невербального и вербального) и межличностного взаимодействия; 4. Навыки самообслуживания; 5. Бытовые навыки; 6. Способность ориентироваться вне дома и пользоваться общественным транспортом; 7. Способность к повседневному контролю и планированию своей деятельности (включающая адекватность поведения, активность и работоспособность) (см. табл.1).

Технология представляет собой структурированный опросник, состоящий из 149 утверждений, которые следует подтвердить или опровергнуть в ходе беседы опрашивающего специалиста с больным. Предполагается дополнительное присутствие лица, непосредственно опекающего больного, поскольку ответы на ряд утверждений могут вызвать затруднения у больного и требуют участия опекающего взрослого. Кроме того, ответы пациентов со сниженными критическими способностями необходимо перепроверять, адресуясь к опекающему лицу. Все утверждения, обсуждаемые при обязательном участии взрослых опекающих лиц, отмечены в опроснике специальным значком (*).

Несостоятельность в применении навыков либо их недоразвитие оцениваются по 3-х балльной шкале: 0 баллов – отсутствие навыка; 0,5 балла – навык развит частично или реализуется с помощью опекающих лиц; 1 балл - навык развит в соответствии с возрастом и используется в полном объеме. Выставленные баллы заносятся в специальную колонку «Карты навыков».

Таблица 1. Навыки и умения, необходимые для успешного функционирования в микро/макросоциуме.

Ориентированность в себе и окружающем А. Ориентированность в себе и окружающем (без использования собственной речи)
Б.Ориентированность в себе и окружающем (с использованием речи). Умение давать сведения о себе и окружающем.
Образовательные навыки и их использование А.Владение базовыми образовательными навыками (чтение, счёт, письмо)
Б.Умение использовать образовательные навыки в повседневной жизни
Навыки общения А.Навыки невербального общения
Б.Навыки вербального общения
В.Владение сложными техниками общения (диалог, беседа в группе и т.д.)
Г.Навыки межличностного взаимодействия
Навыки самообслуживания Уход за телом
Одевание
Приём пищи
Бытовые навыки Приготовление пищи
Работа по дому
Приобретение товаров
Способность ориентироваться вне дома и пользоваться общественным транспортом
Способность к контролю и планированию своей деятельности А.Умение вести себя с учётом ситуации (адекватность поведения)
Б.Активность и работоспособность
В.Знание правил безопасности и следование им
       

В беседе с негативистичными, некомплаентными пациентами (это, прежде всего, относится к страдающим шизофренией, аутизмом, личностными расстройствами), нередко возникает ситуация, когда больной не демонстрирует навык, а родители сообщают, что он умеет его выполнять. В этом случае целесообразно при необходимости выставлять две оценки, отражающие наличие навыка и способность его реализовать. «Наличие навыка» - сформированное (со слов родителей) умение пациента выполнять конкретное действие, что, однако не фиксируется врачом при осмотре и беседе. «Реализация навыка» - продемонстрированное пациентом в беседе с врачом владение навыком. В подобных случаях подросток может не отвечать на вопросы, действовать нестандартным образом (в силу негативизма, мутизма, бредовых и иных расстройств). Если родители сообщают, что ребёнок, к примеру, умеет читать, в состоянии сказать, как его зовут и сколько ему лет, но эта обученность имеет ограниченную зону реализации – используется только в ситуации общения со знакомыми людьми, в «Карте навыков» следует выставить 1/0 («наличие навыка» - 1 балл, «реализация навыка» - 0 баллов). Если родители не могут дать точных сведений о том или ином умении ребёнка на настоящий момент (такая ситуация возникает при неадекватном поведении больных даже в максимально привычных для них условиях), в «Карту навыков» заносятся нулевые баллы как при оценке наличия, так и реализации данного навыка.

После занесения всех баллов, высчитываются средние баллы групп (подгрупп), для последующего сравнительного анализа уровня развития различных групп (подгрупп) навыков. Выводится также итоговый средний балл – для вынесения обобщённого заключения. Средний балл группы (подгруппы) высчитывается каксреднее арифметическое баллов группы (подгруппы), итоговый средний балл- каксреднее арифметическое всех набранных баллов.

Если в какой-либо группе (подгруппе) навыков, либо во всём опроснике выносились оценки как наличия, так и реализации навыков, то средние баллы наличных и реализуемых навыков высчитываются отдельно: средний и итоговый баллы наличия навыков группы (подгруппы); средний и итоговый баллы реализации навыков группы (подгруппы).

Завершается работа опрашивающего специалиста составлением заключения о выявленных отклонениях в формировании социальных навыков у больного с рекомендациями по их коррекции, целесообразности направления пациента на Бюро МСЭ.


Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами Инструкция: в каждом пункте опрашивающий специалист проставляет баллы, соответствующие ответам: Да - 1 балл; нет – 0 баллов; не в полной мере, с помощью опекающих лиц - 0,5 балла.
Ответы на вопросы, помеченные звёздочкой (*) необходимо уточнять / получать у родителей или иных лиц, опекающих больного.
Поряд ковый № навыка № навыка в под- группе Группы и подгруппы навыков Выставлен- ный балл Средний балл подгруппы Средний балл группы
  1.ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ В СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ Средний балл группы -1 (сумма баллов ÷16)
А. ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ В СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ (БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ)
Ориентируется в собственном теле (показывает части лица и тела)   Средний балл подгруппы 1А (сумма баллов ÷8)
Ориентируется в знакомом помещении (дома, в школе)  
Понимает пространственные ориентиры («Где правая/левая рука?» «Подними руки вверх/вниз!»)  
Понимает жестовые команды («Иди сюда», «Тихо», «На», «Дай») без слов.  
Понимает простые речевые команды без жестов («Пойдём!», «Дай руку!», «Встань!», «Садись!»)  
Показывает крупные предметы обстановки («Где дверь, окно, стол, стул, шкаф?»)  
Показывает предметы своей одежды, обувь («Где твои носки, туфли, юбка/брюки, рубашка/блуза?»)  
Понимает без жестов команды с предлогами («Положи карандаш на / под / в стол!»).  
  Б. ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ В СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧИ). УМЕНИЕ ДАТЬ СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ.
Верно отвечает на вопросы: «Как тебя зовут?»   Средний балл подгруппы 1 Б (сумма баллов ÷ 8)
- - - - - - - - - - - - - - «Сколько тебе лет?»  
- - - - - - - - - - - - - - «Где ты живёшь, назови адрес?»  
- - - - - - - - - - - - - - «С кем живёшь (состав семьи)?»  
- - - - - - - - - - - - - - «Где ты сейчас находишься?»  
- - - - - - - - - - - - - - «Какое сейчас время года?»  
- - - - - - - - - - - - - - «Какой сегодня день недели?»  
- - - - - - - - - - - - - - «Назови сегодняшнюю дату».  
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
А.ВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ Средний балл группы- 2 (сумма баллов ÷ 24)
Умеет читать.   Средний балл подгруппы 2 А (сумма баллов ÷ 16)
Понимает прочитанное.  
Умеет пересказать прочитанное.  
Улавливает скрытый смысл прочитанного.  
Умеет писать своё имя.  
Умеет писать свой адрес.  
Умеет переписывать с образца («Москва- столица России»).  
Умеет писать под диктовку (слова, предложения).  
Умеет сам сочинить и записать произвольный текст («Напиши о зиме»).  
Умеет механически считать до 10, десятками до 100, сотнями до 1000.  
Умеет складывать (в пределах 10, 100, двузначные числа)(3+4; 90+10; 13+25, 17+18)  
Умеет вычитать (9-3; 100-7; 50-20-14)  
Знает таблицу умножения.  
Умеет решать задачи в 2 действия.  
Умеет определять время по электронным часам  
Умеет определять время по стрелочным часам (до часа, получаса, четверти часа)  
Б. УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ
*Читает вывески магазинов на улицах, понимает смысл.   Средний балл подгруппы 2 Б (сумма баллов ÷ 8)
*Ему можно оставить записку-напоминание, прочитает и сделает что нужно.  
*Читает надписи в метро, магазине, ориентируется по ним.  
*Читает печатные издания для получения информации, времяпровождения.  
*Умеет написать записку, письмо.  
*Умеет переписать небольшой текст (кулинарный рецепт, заявление и др.).  
*Умеет посчитать бытовые предметы (например, ложки, вилки, когда накрывает на стол).  
*Умеет посчитать сдачу в магазине.  
                   

3. НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ
А. НАВЫКИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ Средний балл группы- 3 (сумма баллов ÷ 28)
Использует мимику при общении.   Средний балл подгруппы 3А (сумма баллов ÷ 6)
Поза и движения тела соответствуют ситуации.  
Смотрит на собеседника, интересуется общением.  
Воспринимает и правильно реагирует на похвалу, поглаживание.  
Использует жесты при общении.  
Без применения слов умеет привлечь к себе внимание (взять за руку, дотронуться, поглядеть и др.)  
Б. НАВЫКИ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ (СОБСТВЕННАЯ РЕЧЬ)
Использует в речи слова.   Средний балл подгруппы 3Б (сумма баллов ÷ 7)
Использует в речи предложения.  
Использует в речи сложные конструкции предложений (придаточные).  
Связно и понятно рассказывает о событиях – сформированная монологичная речь («Расскажи, что происходило с тобой сегодня, вчера»).  
Речь чёткая, разборчивая, нормального темпа.  
Выраженное и затрудняющее речь заикание отсутствует.  
Говорит со смыслом (нет разорванности, словесной окрошки), в плане ситуации.  
В. ВЛАДЕНИЕ СЛОЖНЫМИ ТЕХНИКАМИ ОБЩЕНИ
Отвечает на вопросы в диалоге.   Средний балл подгруппы 3В (сумма баллов ÷ 10)
При необходимости в диалоге задаёт вопросы.  
Умеет обратиться и привлечь к себе внимание словами.  
*Умеет подойти и спросить что-либо у родителя или знакомого человека (начать разговор).  
*Умеет узнать дорогу на улице (начать разговор с незнакомым)  
*Умеет разговаривать по телефону.  
Использует слова вежливости («Спасибо», «Пожалуйста»).  
Умеет вовремя прекратить общение.  
Правильно прощается (Говорит «до свидания», машет рукой).  
*Умеет воспринимать замечания, извиняется, адекватно ситуации.  
Г. НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
*Поддерживает ровные тёплые отношения в семье (с родителями, сибсами).   Средний балл подгр. 3Г (сумма баллов ÷5)
*Имеет приятелей (друзей) в школе.  
* Поддерживает ровные отношения с одноклассниками.  
*Поддерживает ровные отношения с учителями.  
*Имеет приятелей (друзей) вне школы.  
4. НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ
Уход за телом *Самостоятельно моет отдельные части тела (руки, лицо).   Средний балл группы - 4 (сумма баллов ÷ 22)
*Самостоятельно чистит зубы.  
*Самостоятельно принимает общую ванну или душ.  
*Самостоятельно моет голову.  
*Самостоятельно вытирается после купания.  
*Ежедневно без напоминания расчёсывает волосы.  
*Умеет самостоятельно стричь ногти.  
*Самостоятельно и аккуратно пользуется туалетом.  
Одевание *Самостоятельно одевается.  
*Самостоятельно застёгивает одежду на молнии / кнопки / пуговицы.  
*Самостоятельно обувается.  
*Самостоятельно завязывает шнурки.  
*Снятую одежду и обувь аккуратно убирает или складывает.  
*Умеет выбрать одежду и обувь по погоде и по сезону.  
*Вовремя переодевает загрязнённую одежду.  
Приём пищи и питьё *Ест самостоятельно, аккуратно.  
*Умеет пользоваться вилкой.  
*Умеет пользоваться ножом.  
*Умеет перекусить и утолить жажду без постороннего участия.  
*Умеет сделать простой бутерброд.  
*Умеет разогреть пищу в домашних условиях (в микроволновой печи, на плите).  
*Умеет самостоятельно согреть воду (на плите, в электрочайнике и пр.) и заварить себе чай.  
                 

5. БЫТОВЫЕ НАВЫКИ
Приготовление пищи *Умеет чистить картофель.   Средний балл группы - 5 (сумма баллов ÷ 27)
*Умеет сервировать стол.  
*Умеет готовить блюда не требующие использования плиты (овощной салат).  
*Умеет пользоваться домашней плитой.  
*Умеет готовить простые блюда на плите (яичница, макароны, сосиски).  
*Умеет готовить сложные блюда на плите (супы, каши, мясо).  
*Умеет сохранять продукты (вовремя ставит их в холодильник, шкаф и пр.).  
*Умеет мыть посуду / пользоваться посудомоечной машиной (выполнять весь цикл мытья).  
Работа по дому *Умеет вытирать пыль.  
*Умеет делать сухую уборку пола (подметает, пылесосит).  
*Умеет делать влажную уборку пола (тряпкой / моющим пылесосом).  
*Умеет стирать свои вещи (руками /полный цикл машинной стирки).  
*Умеет гладить (пользоваться утюгом).  
*Умеет убирать кровать.  
*Умеет выносить мусор.  
*Умеет чистить обувь.  
*Умеет пришивать пуговицы.  
Приобретение товаров *Участвует и помогает близким в походах в магазин.  
Знает основные монеты, купюры.  
*Может сходить в ближайший магазин самостоятельно и купить один продукт.  
*Ходит в ближайший магазин со списком, покупает несколько продуктов.  
*Ходит в магазин самостоятельно и покупает нужные продукты.  
Знает сколько стоит хлеб («Сколько примерно стоит хлеб в ближайшем магазине?»).  
Знает сколько стоит молоко («Сколько примерно стоит молоко в ближайшем магазине?»).  
Верно отвечает: «Какова будет сдача со 100 рублей, если ты купил хлеб и молоко?»  
Верно отвечает на вопрос: «Как выбрать свежий хлеб?»  
Верно отвечает на вопрос: «Как выбрать свежее мясо?»  

6. СПОСОБНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ВНЕ ДОМА И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОБЩЕСТВЕНЫМ ТРАНСПОРТОМ
*Может выходить во двор, самостоятельно гулять.   Средний балл группы- 6 (сумма баллов ÷ 8)
Знает сигналы светофора.  
*Самостоятельно умеет переходить дорогу, оборудованную светофором.  
*Самостоятельно умеет переходить дорогу, не оборудованную светофором.  
*Знает дорогу и ходит сам в некоторые ближайшие учреждения (магазин, поликлинику, библиотеку и др.)  
*Умеет заплатить за проезд в общественном транспорте.  
*Самостоятельно по знакомому маршруту передвигается на общественном транспорте (доезжает до школы, до родственников и др)  
*После объяснения может совершить поездку на общественном транспорте по ранее неизвестному маршруту.  

7. СПОСОБНОСТЬ К КОНТРОЛЮ И ПЛАНИРОВАНИЮ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  
А. УМЕНИЕ ВЕСТИ СЕБЯ С УЧЁТОМ СИТУАЦИИ (АДЕКВАТНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ)
В беседе контактен, доступен.   Средний балл подгр. 7А (сумма баллов ÷ 10) Средний балл группы- 7 (сумма баллов ÷ 24)
Соблюдает дистанцию.  
На протяжении беседы поведение правильное.  
*В школе выполняет режимные моменты – не опаздывает, делает зарядку, ест в столовой и др.)  
*Правильно ведёт себя дома среди близких.  
*Умеет правильно вести себя дома в присутствии гостей.  
*Умеет правильно вести себя в общественном месте (на улице, в поликлинике).  
*Уроки выполняет вовремя, в основном самостоятельно.  
*Соблюдает распорядок дня.  
*Имеет карманные деньги и правильно ими пользуется.  
Б. АКТИВНОСТЬ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
*Работоспособность достаточна для учёбы.   Средний балл подгр. 7Б (сумма баллов ÷ 7)
*Усидчив и ответственен в выполнении учебных заданий и домашних поручений.  
*Участвует в дополнительных школьных мероприятиях (праздники, походы и др.).  
*Посещает хотя бы один кружок, секцию вне школы.  
*Домашние обязанности, возложенные на него, выполняет аккуратно.  
*Имеет любимое занятие (кроме просмотра телевизора и компьютерных игр), на которое тратит свободное время.  
*Выполняет разовые поручения.  
В. ЗНАНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ И СЛЕДОВАНИЕ ИМ.
*Можно оставить дома на некоторое время без присмотра.   Средний балл подгр. 7В (сумма баллов÷7)
*Никогда не откроет дверь посторонним.  
Осознаёт вред курения, злоупотребления алкоголем.  
Знает, когда необходимо посещать поликлинику и обращаться за помощью к врачам.  
Знает предназначение скорой помощи, полиции, противопожарной службы.  
Знает телефоны экстренных служб.  
Знает основные противопожарные правила.  
ИТОГОВЫЙ СРЕДНИЙ БАЛЛ (СУММА ВСЕХ БАЛЛОВ ÷ 149)
             

Заключение:

1. Наименее развитые навыки, группы навыков__________________________________________________________

____________________________________________

2. Навыки, группы навыков реализуемые в основном самостоятельно, без помощи опекающих лиц______________

____________________________________________

3. Рекомендации по социально-психологической реабилитации_____________________________________________

__________________________________________________________________________

4.Целесообразность направления на Бюро медико-социальной экспертизы:___________________________________

Методология проведения медицинской технологии

Перед тем, как приступить к осмотру и расспросу больного, необходимо внимательно ознакомиться с его историей болезни. Наибольшей результативности удаётся достичь, если пациента опрашивает ранее наблюдавший за ним врач-психиатр, сформировавший комплаентные отношения с подростком (юношей/ девушкой). Опрос производится в присутствии родителей (опекунов) больного. Специалист должен расположить пациента к доверительной беседе во избежание формальных ответов, проявлений негативизма. При повышенной утомляемости опрашиваемого, заполнение «Карты навыков» может происходить поэтапно в ходе нескольких повторных визитов.

После заполнения «Карты навыков» производится математический обсчёт полученных данных и составление заключения.

Наши рекомендации