Методология проведения медицинской технологии
ФГБНУ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
Оценка социальных навыков и умений подростков с хроническими психическими расстройствами, сопровождающимися нарушениями адаптации
(«Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»):
Медицинская технология
Москва ∙ 2015
Авторы:
проф., д.м.н. Н.А. Мазаева; к.м.н. О.П. Шмакова.
Оценка социальных навыков и умений подростков с хроническими психическими расстройствами, сопровождающимися нарушениями адаптации («Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»):
Медицинская технология.- М. 2015.
Аннотация
Технология предназначена для выявления и оценки степени выраженности нарушений формирования жизненно необходимых повседневных навыков и умений у подростков и лиц юношеского возраста (14-19 лет) с детства страдающих хроническими психическими заболеваниями. Она представляет собой структурированный опросник, состоящий из 149 утверждений, которые специалист должен подтвердить или опровергнуть в разговоре с больным. Предполагается присутствие третьего лица, непосредственно опекающего пациента, поскольку ответы на ряд утверждений могут вызвать затруднения у больного, и требуют участия близкого ему взрослого.
Применение представленной медицинской технологии помогает дименсионально оценить особенности формирования навыков и умений в основных сферах социальной активности: ориентированность в себе и окружающем; образовательные навыки; навыки общения; самообслуживания; бытовые навыки; способность ориентироваться вне дома и пользоваться общественным транспортом; способность к контролю и планированию своей деятельности. Предлагаемая технология может быть полезной при составлении индивидуальных программ медико-социальной реабилитации, и последующей оценке их эффективности, решении вопросов трудовой экспертизы, наличия показаний для первичного оформления / продления инвалидности, а также в целях получения врачом расширенной информации о степени социальной дезадаптации больного и путях её преодоления. Технология адресована широкому кругу специалистов занимающимся консультированием, наблюдением, лечением, реабилитацией психически больных подростков и лиц юношеского возраста: психиатрам, психотерапевтам, психологам, педиатрам, терапевтам, врачам Бюро Медико-социальной экспертизы и другим специалистам.
Разработчик - ФГБНУ НЦПЗ (Москва). Новая технология заявлена отделом по изучению проблем подростковой психиатрии, утверждена Учёным советом ФГБНУ НЦПЗ (протокол № 6 от 25.11.2014 года).
Содержание
Введение…………………………………………..………………………… 2
Сокращения………………………………………………………………… 5
Показания к использованию технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»…………………………………………. 6
Описание технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»………………………………………………………….. 7
Методология проведения медицинской технологии………………… 18
Материально-техническое обеспечение медицинской технологии… 18
Интерпретация полученных данных………………………………….. 19
«Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»в оценке нарушений функционирования и ограничений жизнедеятельности………………………………………………………… 20
Случаи из клинической практики (примеры использования медицинской технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»)……………………………………………………….… 28
Литература………………………………………………………………..… 36
Введение
Психические расстройства в детско-подростковом возрасте - частый феномен, наблюдаемый в современной психиатрии. Продолжающийся рост распространенности психических нарушений в данном возрастном интервале уже сам по себе обуславливает повышенное внимание исследователей и практиков к этой проблеме. В течение последних десятилетий произошло видоизменение клинической картины многих психических заболеваний, изменилась частота встречаемости их отдельных форм что, несомненно, внесло дополнительные трудности не только в постановку диагноза, но и построение как краткосрочного, так и отдаленного прогноза. Не являются исключением случаи, когда на протяжении детско-подросткового возраста возникает необходимость пересмотра диагноза, преимущественно в сторону его утяжеления, и, как следствие, внесения коррекции социально-терапевтической тактики.
Нередко, адекватная нозологическая диагностика оказывается возможной лишь в ходе катамнестического прослеживания. Построение в этих случаях раннего клинико- социального прогноза может быть ошибочным, поскольку опирается на нозологическую оценку. Соответственно недостаточно обоснованными оказываются реабилитационные подходы. Нельзя игнорировать и тот факт, что вопросы реабилитации детей стоят в отечественной психиатрии далеко не на первом месте, а ее необходимость находит признание не у всех врачей психиатров, курирующих маленьких пациентов. В определенной степени подобная ситуация объясняется недостаточной осведомленностью детских психиатров об отдаленных последствиях ранней детской патологии, поскольку по достижении подросткового возраста больные переходят под наблюдение уже других, подростковых, врачей, а через три года - врачей взрослой психиатрической практики.
Наличие психических расстройств в детском возрасте считается прогностически неблагоприятным, и в первую очередь в тех случаях, когда речь идет об эндогенной патологии. Известно, что дебютирующая в детстве шизофрения протекает менее доброкачественно, чем у взрослых. Клинико- социальные показатели у подростков, больных шизофренией, значительно хуже приводимых в отношении взрослых. По данным зарубежных катамнестических и проспективных исследований [8,9,12] спустя десятилетия полные ремиссии у заболевших шизофренией в детстве и во взрослом возрасте формируются приблизительно с одинаковой частотой (25%), тогда как частичные ремиссии наблюдаются лишь у четверти детей в сравнении с 50% взрослыми. В половине случаев заболевание, начавшееся в детском возрасте, принимает хроническое течение. О малоутешительном прогнозе детской шизофрении свидетельствуют и результаты катамнестического прослеживания больных с верифицированным в детстве диагнозом шизофрении, полученные в последнее десятилетие в отделе по изучению проблем подростковой психиатрии ФГБНУ НЦПЗ [4]. К периоду достижения совершеннолетия ни в одном случае не представлялось возможным констатировать полную ремиссию, у 25% больных речь шла о частичной ремиссии, а у 76% -хроническом безремиссионном течении.
Обращает на себя внимание запоздалая диагностика эндогенной природы дебютирующих в детском возрасте психопатологических нарушений, в большинстве случаев их относят к проявлениям детского аутизма, органической патологии, аффективным или невротическим нарушениям, диссоциированным задержкам развития, личностным аномалиям, нарушениям поведения в детстве. Таким образом, преобладают «облегченные» диагнозы, не сопряженные с неблагоприятными исходами и необходимостью применения интенсивных реабилитационных программ. В то же время эндогенная патология ассоциируется помимо появления так называемых негативных изменений с нарастающим отставанием в формировании необходимых для успешной социальной адаптации навыков в основных сферах жизнедеятельности, что ухудшает социальный прогноз. Так, две трети прослеженных нами больных уже в детском возрасте получили инвалидность по психическому заболеванию, практически все из них продолжали получать пособие и во взрослом возрасте. Подавляющее большинство не были способны жить самостоятельно и функционировали в социуме лишь при помощи родственников.
Известно, что по данным статистики за 2000-е годы, психические заболевания вышли на первое место в структуре общей детской инвалидности [2,3]. В отделе подростковой психиатрии были также получены данные о динамике ранней инвалидности [1]. Причиной инвалидности в детстве с равной частотой (около 40% больных) являются расстройства шизофренического спектра (включая шизофрению) и умственная отсталость, в 11% эпилепсия и 8% - органические расстройства личности и поведения. Прогноз ранней детской инвалидности малоутешителен, большинство инвалидов с детства остаются нетрудоспособными и по достижении совершеннолетия. Возможности адаптации инвалидов с детства в микросоциуме, в частности, проживания в семье, а не в специализированных интернатах, несомненно, зависят не только от психического состояния больного, но и от степени овладения основными жизненно необходимыми умениями. Раннее выявление недостаточной сформированности навыков в различных сферах жизнедеятельности позволяет своевременно приступить к разработке индивидуальных социо-реабилитационных программ.
В то же время даже такой вид государственной поддержки, как инвалидность детства, назначается чаще всего несвоевременно, нередко спустя несколько лет от начала заболевания и проявления первых признаков инвалидности.
Отчасти в этом повинно отсутствие четкого и надежного технологического подхода, который бы позволял, с одной стороны, определять степень овладения ребенком или подростком необходимых для функционирования в быту и социуме навыков, а с другой, мог бы использоваться у больных с нозологически различной патологией. Принятие в свое время в нашей стране критериев определения инвалидности, разработанных на основе предложенной ВОЗ «Международной классификации функционирования, ограничений жизнедеятельности и здоровья. Детско-подростковая версия, 2007» [10,11], хотя и является несомненным прогрессом в организации социальной помощи, не позволяет количественно определить степень сформированности /отсутствия тех или иных социальных навыков. К тому же приводимые критерии инвалидности носят слишком общий характер, охватывая все области медицины.
Предлагаемая нами к внедрению «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами» в существенной степени восполняет этот пробел.
Сокращения
«Карта навыков» - «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»
УО – умственная отсталость
ДЦП – детский церебральный паралич
Бюро МСЭ – Бюро медико-социальной экспертизы
Показания к использованию технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»
Технологию «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами» рекомендуется использовать для выявления и определения степени тяжести нарушений социального функционирования больных 14-19 лет, наблюдающихся в связи с хроническими психическими заболеваниями и имеющих нарушения адаптации с целью:
1) раннего выявления нарушений жизнедеятельности и их последующей коррекции, превенции житейской беспомощности;
2) качественной и количественной оценки нарушений в формировании базовых навыков, относящихся к различным сферам жизнедеятельности, необходимой для составления индивидуальных программ медико-социальной помощи пациентам, определения эффективности проведённых комплексных реабилитационных усилий;
3) вынесения взвешенного суждения о целесообразности направления несовершеннолетнего (молодого взрослого) на освидетельствование в Бюро медико-социальной экспертизы на предмет получения / продления инвалидности по психическому заболеванию.
Описание технологии «Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами»
Основные умения/навыки, которыми должны обладать подростки и лица юношеского возраста для успешного функционирования в повседневной жизни, в «Карте навыков» сведены в следующие блоки: 1. Ориентированность в себе и окружающем (невербальная и вербальная), использование этих знаний (умение давать о себе основные сведения); 2. Образовательные навыки и их использование; 3. Навыки общения (невербального и вербального) и межличностного взаимодействия; 4. Навыки самообслуживания; 5. Бытовые навыки; 6. Способность ориентироваться вне дома и пользоваться общественным транспортом; 7. Способность к повседневному контролю и планированию своей деятельности (включающая адекватность поведения, активность и работоспособность) (см. табл.1).
Технология представляет собой структурированный опросник, состоящий из 149 утверждений, которые следует подтвердить или опровергнуть в ходе беседы опрашивающего специалиста с больным. Предполагается дополнительное присутствие лица, непосредственно опекающего больного, поскольку ответы на ряд утверждений могут вызвать затруднения у больного и требуют участия опекающего взрослого. Кроме того, ответы пациентов со сниженными критическими способностями необходимо перепроверять, адресуясь к опекающему лицу. Все утверждения, обсуждаемые при обязательном участии взрослых опекающих лиц, отмечены в опроснике специальным значком (*).
Несостоятельность в применении навыков либо их недоразвитие оцениваются по 3-х балльной шкале: 0 баллов – отсутствие навыка; 0,5 балла – навык развит частично или реализуется с помощью опекающих лиц; 1 балл - навык развит в соответствии с возрастом и используется в полном объеме. Выставленные баллы заносятся в специальную колонку «Карты навыков».
Таблица 1. Навыки и умения, необходимые для успешного функционирования в микро/макросоциуме.
Ориентированность в себе и окружающем | А. Ориентированность в себе и окружающем (без использования собственной речи) | ||
Б.Ориентированность в себе и окружающем (с использованием речи). Умение давать сведения о себе и окружающем. | |||
Образовательные навыки и их использование | А.Владение базовыми образовательными навыками (чтение, счёт, письмо) | ||
Б.Умение использовать образовательные навыки в повседневной жизни | |||
Навыки общения | А.Навыки невербального общения | ||
Б.Навыки вербального общения | |||
В.Владение сложными техниками общения (диалог, беседа в группе и т.д.) | |||
Г.Навыки межличностного взаимодействия | |||
Навыки самообслуживания | Уход за телом | ||
Одевание | |||
Приём пищи | |||
Бытовые навыки | Приготовление пищи | ||
Работа по дому | |||
Приобретение товаров | |||
Способность ориентироваться вне дома и пользоваться общественным транспортом | |||
Способность к контролю и планированию своей деятельности | А.Умение вести себя с учётом ситуации (адекватность поведения) | ||
Б.Активность и работоспособность | |||
В.Знание правил безопасности и следование им | |||
В беседе с негативистичными, некомплаентными пациентами (это, прежде всего, относится к страдающим шизофренией, аутизмом, личностными расстройствами), нередко возникает ситуация, когда больной не демонстрирует навык, а родители сообщают, что он умеет его выполнять. В этом случае целесообразно при необходимости выставлять две оценки, отражающие наличие навыка и способность его реализовать. «Наличие навыка» - сформированное (со слов родителей) умение пациента выполнять конкретное действие, что, однако не фиксируется врачом при осмотре и беседе. «Реализация навыка» - продемонстрированное пациентом в беседе с врачом владение навыком. В подобных случаях подросток может не отвечать на вопросы, действовать нестандартным образом (в силу негативизма, мутизма, бредовых и иных расстройств). Если родители сообщают, что ребёнок, к примеру, умеет читать, в состоянии сказать, как его зовут и сколько ему лет, но эта обученность имеет ограниченную зону реализации – используется только в ситуации общения со знакомыми людьми, в «Карте навыков» следует выставить 1/0 («наличие навыка» - 1 балл, «реализация навыка» - 0 баллов). Если родители не могут дать точных сведений о том или ином умении ребёнка на настоящий момент (такая ситуация возникает при неадекватном поведении больных даже в максимально привычных для них условиях), в «Карту навыков» заносятся нулевые баллы как при оценке наличия, так и реализации данного навыка.
После занесения всех баллов, высчитываются средние баллы групп (подгрупп), для последующего сравнительного анализа уровня развития различных групп (подгрупп) навыков. Выводится также итоговый средний балл – для вынесения обобщённого заключения. Средний балл группы (подгруппы) высчитывается каксреднее арифметическое баллов группы (подгруппы), итоговый средний балл- каксреднее арифметическое всех набранных баллов.
Если в какой-либо группе (подгруппе) навыков, либо во всём опроснике выносились оценки как наличия, так и реализации навыков, то средние баллы наличных и реализуемых навыков высчитываются отдельно: средний и итоговый баллы наличия навыков группы (подгруппы); средний и итоговый баллы реализации навыков группы (подгруппы).
Завершается работа опрашивающего специалиста составлением заключения о выявленных отклонениях в формировании социальных навыков у больного с рекомендациями по их коррекции, целесообразности направления пациента на Бюро МСЭ.
Карта регистрации социальных навыков и умений подростков, страдающих хроническими психическими расстройствами Инструкция: в каждом пункте опрашивающий специалист проставляет баллы, соответствующие ответам: Да - 1 балл; нет – 0 баллов; не в полной мере, с помощью опекающих лиц - 0,5 балла. | |||||||||
Ответы на вопросы, помеченные звёздочкой (*) необходимо уточнять / получать у родителей или иных лиц, опекающих больного. | |||||||||
Поряд ковый № навыка | № навыка в под- группе | Группы и подгруппы навыков | Выставлен- ный балл | Средний балл подгруппы | Средний балл группы | ||||
1.ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ В СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ | Средний балл группы -1 (сумма баллов ÷16) | ||||||||
А. ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ В СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ (БЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ) | |||||||||
Ориентируется в собственном теле (показывает части лица и тела) | Средний балл подгруппы 1А (сумма баллов ÷8) | ||||||||
Ориентируется в знакомом помещении (дома, в школе) | |||||||||
Понимает пространственные ориентиры («Где правая/левая рука?» «Подними руки вверх/вниз!») | |||||||||
Понимает жестовые команды («Иди сюда», «Тихо», «На», «Дай») без слов. | |||||||||
Понимает простые речевые команды без жестов («Пойдём!», «Дай руку!», «Встань!», «Садись!») | |||||||||
Показывает крупные предметы обстановки («Где дверь, окно, стол, стул, шкаф?») | |||||||||
Показывает предметы своей одежды, обувь («Где твои носки, туфли, юбка/брюки, рубашка/блуза?») | |||||||||
Понимает без жестов команды с предлогами («Положи карандаш на / под / в стол!»). | |||||||||
Б. ОРИЕНТИРОВАННОСТЬ В СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ (С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РЕЧИ). УМЕНИЕ ДАТЬ СВЕДЕНИЯ О СЕБЕ И ОКРУЖАЮЩЕМ. | |||||||||
Верно отвечает на вопросы: «Как тебя зовут?» | Средний балл подгруппы 1 Б (сумма баллов ÷ 8) | ||||||||
- - - - - - - - - - - - - - «Сколько тебе лет?» | |||||||||
- - - - - - - - - - - - - - «Где ты живёшь, назови адрес?» | |||||||||
- - - - - - - - - - - - - - «С кем живёшь (состав семьи)?» | |||||||||
- - - - - - - - - - - - - - «Где ты сейчас находишься?» | |||||||||
- - - - - - - - - - - - - - «Какое сейчас время года?» | |||||||||
- - - - - - - - - - - - - - «Какой сегодня день недели?» | |||||||||
- - - - - - - - - - - - - - «Назови сегодняшнюю дату». | |||||||||
2. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ | |||||||||
А.ВЛАДЕНИЕ БАЗОВЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ НАВЫКАМИ | Средний балл группы- 2 (сумма баллов ÷ 24) | ||||||||
Умеет читать. | Средний балл подгруппы 2 А (сумма баллов ÷ 16) | ||||||||
Понимает прочитанное. | |||||||||
Умеет пересказать прочитанное. | |||||||||
Улавливает скрытый смысл прочитанного. | |||||||||
Умеет писать своё имя. | |||||||||
Умеет писать свой адрес. | |||||||||
Умеет переписывать с образца («Москва- столица России»). | |||||||||
Умеет писать под диктовку (слова, предложения). | |||||||||
Умеет сам сочинить и записать произвольный текст («Напиши о зиме»). | |||||||||
Умеет механически считать до 10, десятками до 100, сотнями до 1000. | |||||||||
Умеет складывать (в пределах 10, 100, двузначные числа)(3+4; 90+10; 13+25, 17+18) | |||||||||
Умеет вычитать (9-3; 100-7; 50-20-14) | |||||||||
Знает таблицу умножения. | |||||||||
Умеет решать задачи в 2 действия. | |||||||||
Умеет определять время по электронным часам | |||||||||
Умеет определять время по стрелочным часам (до часа, получаса, четверти часа) | |||||||||
Б. УМЕНИЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАВЫКИ В ПОВСЕДНЕВНОЙ ЖИЗНИ | |||||||||
*Читает вывески магазинов на улицах, понимает смысл. | Средний балл подгруппы 2 Б (сумма баллов ÷ 8) | ||||||||
*Ему можно оставить записку-напоминание, прочитает и сделает что нужно. | |||||||||
*Читает надписи в метро, магазине, ориентируется по ним. | |||||||||
*Читает печатные издания для получения информации, времяпровождения. | |||||||||
*Умеет написать записку, письмо. | |||||||||
*Умеет переписать небольшой текст (кулинарный рецепт, заявление и др.). | |||||||||
*Умеет посчитать бытовые предметы (например, ложки, вилки, когда накрывает на стол). | |||||||||
*Умеет посчитать сдачу в магазине. | |||||||||
3. НАВЫКИ ОБЩЕНИЯ | ||||||||
А. НАВЫКИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ | Средний балл группы- 3 (сумма баллов ÷ 28) | |||||||
Использует мимику при общении. | Средний балл подгруппы 3А (сумма баллов ÷ 6) | |||||||
Поза и движения тела соответствуют ситуации. | ||||||||
Смотрит на собеседника, интересуется общением. | ||||||||
Воспринимает и правильно реагирует на похвалу, поглаживание. | ||||||||
Использует жесты при общении. | ||||||||
Без применения слов умеет привлечь к себе внимание (взять за руку, дотронуться, поглядеть и др.) | ||||||||
Б. НАВЫКИ ВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ (СОБСТВЕННАЯ РЕЧЬ) | ||||||||
Использует в речи слова. | Средний балл подгруппы 3Б (сумма баллов ÷ 7) | |||||||
Использует в речи предложения. | ||||||||
Использует в речи сложные конструкции предложений (придаточные). | ||||||||
Связно и понятно рассказывает о событиях – сформированная монологичная речь («Расскажи, что происходило с тобой сегодня, вчера»). | ||||||||
Речь чёткая, разборчивая, нормального темпа. | ||||||||
Выраженное и затрудняющее речь заикание отсутствует. | ||||||||
Говорит со смыслом (нет разорванности, словесной окрошки), в плане ситуации. | ||||||||
В. ВЛАДЕНИЕ СЛОЖНЫМИ ТЕХНИКАМИ ОБЩЕНИ | ||||||||
Отвечает на вопросы в диалоге. | Средний балл подгруппы 3В (сумма баллов ÷ 10) | |||||||
При необходимости в диалоге задаёт вопросы. | ||||||||
Умеет обратиться и привлечь к себе внимание словами. | ||||||||
*Умеет подойти и спросить что-либо у родителя или знакомого человека (начать разговор). | ||||||||
*Умеет узнать дорогу на улице (начать разговор с незнакомым) | ||||||||
*Умеет разговаривать по телефону. | ||||||||
Использует слова вежливости («Спасибо», «Пожалуйста»). | ||||||||
Умеет вовремя прекратить общение. | ||||||||
Правильно прощается (Говорит «до свидания», машет рукой). | ||||||||
*Умеет воспринимать замечания, извиняется, адекватно ситуации. | ||||||||
Г. НАВЫКИ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | ||||||||
*Поддерживает ровные тёплые отношения в семье (с родителями, сибсами). | Средний балл подгр. 3Г (сумма баллов ÷5) | |||||||
*Имеет приятелей (друзей) в школе. | ||||||||
* Поддерживает ровные отношения с одноклассниками. | ||||||||
*Поддерживает ровные отношения с учителями. | ||||||||
*Имеет приятелей (друзей) вне школы. | ||||||||
4. НАВЫКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ | ||||||||
Уход за телом | *Самостоятельно моет отдельные части тела (руки, лицо). | Средний балл группы - 4 (сумма баллов ÷ 22) | ||||||
*Самостоятельно чистит зубы. | ||||||||
*Самостоятельно принимает общую ванну или душ. | ||||||||
*Самостоятельно моет голову. | ||||||||
*Самостоятельно вытирается после купания. | ||||||||
*Ежедневно без напоминания расчёсывает волосы. | ||||||||
*Умеет самостоятельно стричь ногти. | ||||||||
*Самостоятельно и аккуратно пользуется туалетом. | ||||||||
Одевание | *Самостоятельно одевается. | |||||||
*Самостоятельно застёгивает одежду на молнии / кнопки / пуговицы. | ||||||||
*Самостоятельно обувается. | ||||||||
*Самостоятельно завязывает шнурки. | ||||||||
*Снятую одежду и обувь аккуратно убирает или складывает. | ||||||||
*Умеет выбрать одежду и обувь по погоде и по сезону. | ||||||||
*Вовремя переодевает загрязнённую одежду. | ||||||||
Приём пищи и питьё | *Ест самостоятельно, аккуратно. | |||||||
*Умеет пользоваться вилкой. | ||||||||
*Умеет пользоваться ножом. | ||||||||
*Умеет перекусить и утолить жажду без постороннего участия. | ||||||||
*Умеет сделать простой бутерброд. | ||||||||
*Умеет разогреть пищу в домашних условиях (в микроволновой печи, на плите). | ||||||||
*Умеет самостоятельно согреть воду (на плите, в электрочайнике и пр.) и заварить себе чай. | ||||||||
5. БЫТОВЫЕ НАВЫКИ | |||||
Приготовление пищи | *Умеет чистить картофель. | Средний балл группы - 5 (сумма баллов ÷ 27) | |||
*Умеет сервировать стол. | |||||
*Умеет готовить блюда не требующие использования плиты (овощной салат). | |||||
*Умеет пользоваться домашней плитой. | |||||
*Умеет готовить простые блюда на плите (яичница, макароны, сосиски). | |||||
*Умеет готовить сложные блюда на плите (супы, каши, мясо). | |||||
*Умеет сохранять продукты (вовремя ставит их в холодильник, шкаф и пр.). | |||||
*Умеет мыть посуду / пользоваться посудомоечной машиной (выполнять весь цикл мытья). | |||||
Работа по дому | *Умеет вытирать пыль. | ||||
*Умеет делать сухую уборку пола (подметает, пылесосит). | |||||
*Умеет делать влажную уборку пола (тряпкой / моющим пылесосом). | |||||
*Умеет стирать свои вещи (руками /полный цикл машинной стирки). | |||||
*Умеет гладить (пользоваться утюгом). | |||||
*Умеет убирать кровать. | |||||
*Умеет выносить мусор. | |||||
*Умеет чистить обувь. | |||||
*Умеет пришивать пуговицы. | |||||
Приобретение товаров | *Участвует и помогает близким в походах в магазин. | ||||
Знает основные монеты, купюры. | |||||
*Может сходить в ближайший магазин самостоятельно и купить один продукт. | |||||
*Ходит в ближайший магазин со списком, покупает несколько продуктов. | |||||
*Ходит в магазин самостоятельно и покупает нужные продукты. | |||||
Знает сколько стоит хлеб («Сколько примерно стоит хлеб в ближайшем магазине?»). | |||||
Знает сколько стоит молоко («Сколько примерно стоит молоко в ближайшем магазине?»). | |||||
Верно отвечает: «Какова будет сдача со 100 рублей, если ты купил хлеб и молоко?» | |||||
Верно отвечает на вопрос: «Как выбрать свежий хлеб?» | |||||
Верно отвечает на вопрос: «Как выбрать свежее мясо?» |
6. СПОСОБНОСТЬ ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ ВНЕ ДОМА И ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОБЩЕСТВЕНЫМ ТРАНСПОРТОМ | ||||
*Может выходить во двор, самостоятельно гулять. | Средний балл группы- 6 (сумма баллов ÷ 8) | |||
Знает сигналы светофора. | ||||
*Самостоятельно умеет переходить дорогу, оборудованную светофором. | ||||
*Самостоятельно умеет переходить дорогу, не оборудованную светофором. | ||||
*Знает дорогу и ходит сам в некоторые ближайшие учреждения (магазин, поликлинику, библиотеку и др.) | ||||
*Умеет заплатить за проезд в общественном транспорте. | ||||
*Самостоятельно по знакомому маршруту передвигается на общественном транспорте (доезжает до школы, до родственников и др) | ||||
*После объяснения может совершить поездку на общественном транспорте по ранее неизвестному маршруту. |
7. СПОСОБНОСТЬ К КОНТРОЛЮ И ПЛАНИРОВАНИЮ СВОЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | ||||||
А. УМЕНИЕ ВЕСТИ СЕБЯ С УЧЁТОМ СИТУАЦИИ (АДЕКВАТНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ) | ||||||
В беседе контактен, доступен. | Средний балл подгр. 7А (сумма баллов ÷ 10) | Средний балл группы- 7 (сумма баллов ÷ 24) | ||||
Соблюдает дистанцию. | ||||||
На протяжении беседы поведение правильное. | ||||||
*В школе выполняет режимные моменты – не опаздывает, делает зарядку, ест в столовой и др.) | ||||||
*Правильно ведёт себя дома среди близких. | ||||||
*Умеет правильно вести себя дома в присутствии гостей. | ||||||
*Умеет правильно вести себя в общественном месте (на улице, в поликлинике). | ||||||
*Уроки выполняет вовремя, в основном самостоятельно. | ||||||
*Соблюдает распорядок дня. | ||||||
*Имеет карманные деньги и правильно ими пользуется. | ||||||
Б. АКТИВНОСТЬ И РАБОТОСПОСОБНОСТЬ | ||||||
*Работоспособность достаточна для учёбы. | Средний балл подгр. 7Б (сумма баллов ÷ 7) | |||||
*Усидчив и ответственен в выполнении учебных заданий и домашних поручений. | ||||||
*Участвует в дополнительных школьных мероприятиях (праздники, походы и др.). | ||||||
*Посещает хотя бы один кружок, секцию вне школы. | ||||||
*Домашние обязанности, возложенные на него, выполняет аккуратно. | ||||||
*Имеет любимое занятие (кроме просмотра телевизора и компьютерных игр), на которое тратит свободное время. | ||||||
*Выполняет разовые поручения. | ||||||
В. ЗНАНИЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ И СЛЕДОВАНИЕ ИМ. | ||||||
*Можно оставить дома на некоторое время без присмотра. | Средний балл подгр. 7В (сумма баллов÷7) | |||||
*Никогда не откроет дверь посторонним. | ||||||
Осознаёт вред курения, злоупотребления алкоголем. | ||||||
Знает, когда необходимо посещать поликлинику и обращаться за помощью к врачам. | ||||||
Знает предназначение скорой помощи, полиции, противопожарной службы. | ||||||
Знает телефоны экстренных служб. | ||||||
Знает основные противопожарные правила. | ||||||
ИТОГОВЫЙ СРЕДНИЙ БАЛЛ (СУММА ВСЕХ БАЛЛОВ ÷ 149) | ||||||
Заключение:
1. Наименее развитые навыки, группы навыков__________________________________________________________
____________________________________________
2. Навыки, группы навыков реализуемые в основном самостоятельно, без помощи опекающих лиц______________
____________________________________________
3. Рекомендации по социально-психологической реабилитации_____________________________________________
__________________________________________________________________________
4.Целесообразность направления на Бюро медико-социальной экспертизы:___________________________________
Методология проведения медицинской технологии
Перед тем, как приступить к осмотру и расспросу больного, необходимо внимательно ознакомиться с его историей болезни. Наибольшей результативности удаётся достичь, если пациента опрашивает ранее наблюдавший за ним врач-психиатр, сформировавший комплаентные отношения с подростком (юношей/ девушкой). Опрос производится в присутствии родителей (опекунов) больного. Специалист должен расположить пациента к доверительной беседе во избежание формальных ответов, проявлений негативизма. При повышенной утомляемости опрашиваемого, заполнение «Карты навыков» может происходить поэтапно в ходе нескольких повторных визитов.
После заполнения «Карты навыков» производится математический обсчёт полученных данных и составление заключения.