Тема. Моделирование на основе емкостей произвольной формы.

Ваза для цветов

Цели:продолжить знакомство учащихся с растительными природными материалами: горохом, кукурузой.

Научить изготавливать вазу для цветов.

Развивать фантазию, воображение, мышление.

Воспитывать бережное отношение к природе, эстетический вкус.

Оборудование:

а) материалы: готовая форма - стеклянная бутылка из-под кефира, банка
или обрезанная пластмассовая бутылка, пластилин, ореховая скорлупа, семена
кукурузы, гороха;

б) инструменты и приспособления: подкладная доска, тряпочка;

в) наглядность: образец, инструкционная карта, иллюстрации горохового и
кукурузного поля, иллюстрации с изображением ваз различной формы.

Ход урока

Организационная часть.

Проверка готовности рабочих мест.

3.Актуализация:

-Какие природные материалы относятся к органическим?

-Перечислите растительные и природные материалы.

-Каким материалом является пластилин?

Изучение нового материала.

Сообщение темы.

Сегодня будем работать с пластилином и растительным природным матери­алом, отгадайте, каким:

Круглый, зрелый, загорелый

Раз попался на зубок,

Расколоться все не мог,

А попал под молоток,

Хрустнул раз - и треснул бок. (Орех.)

Раскололся тесный домик

На две половинки,

И посыпались в ладони

Бусинки -дробинки. (Горох.)

У закутанных девиц

Волос ветер шевелит. (Кукуруза.)

Выполним поделку вазы для цветов.

Рассказ учителя.

ГОРОХ. История сохранила множество морских приключений, связанных с горохом. Однажды писатель К. Паустовский стал очевидцем аварии океанско­го парохода "Днепр". Паустовский увидел корабль совершенно разрушенным, точно в него попала бомба. Всех удивило, почему корабль переломился попо­лам, когда он получил лишь небольшую пробоину. Виновником событий ока­зался горох. Им были набиты трюмы. Вода, проникшая в пробоину, намочила горох. Горошины стали разбухать и буквально разорвали железные внутренно­сти корабля.

В другом случае, наоборот, горох спас корабль. Ледокол "Седов" был за­перт льдами в северных морях, команда осталась без витаминов. Спасли людей ростки гороха, которыми они питались. Люди не всегда уважительно относи­лись к своему зеленому другу и нередко совершенно о нем забывали. На кре­стьянских полях можно было найти все, что угодно, но только не горох. Толь­ко в редких селах сохранились полоски этой культуры. Если же такая полоска и встречалась, на ней обязательно, как на бахче, сидел сторож. Выяснилось, что сторож охраняет горох от местных ребятишек. Почему же родители не сеют горох для своих детей? Оказалось, что выращивать его сложно. Он прихотлив к почве, погоде, ему нужна опора, чтобы не стелился по земле. Он должен по чему-нибудь виться. При поспевании стручки раскрываются и горох высыпа­ется на землю. Ученые работают над выведением новых сортов. Уже выведен сорт, у которого не высыпаются горошины, когда стручок раскрывается.

КУКУРУЗА. Давно замечено, что в тех краях, где кукурузу чаще употреб­ляют в пищу, люди более сильные, цветущие, здоровые. Кукуруза - очень не­обходимое растение в жизни людей. Кукуруза не боится засух. Даже при пол­ном летнем бездождии питается росами и теми жалкими каплями осадков, ко­торые ловят ее широкие листья. Убирать кукурузу можно в любое время. Она не осыпается, как пшеница или рожь. Иногда початки кукурузы ломают даже весной, если осенью недосуг. И хранится в початках кукуруза очень долго. Из кукурузы делают муку. Некоторые сорта кукурузы идут на силос - корм для животных. Животным настолько нравится этот корм, что кукурузный силос превращает зиму в лето, то есть у коров увеличивается количество молока. Еще из кукурузы получают великолепное растительное масло. Оно богато ви­тамином Е, который контролирует работу клеток нашего организма и препят­ствует старению.

Среди животных оказалось несколько больших охотников до зерен кукуру­зы. В первую очередь - воробей. В стремлении добыть кукурузные зерна воро­бей проявляет редкую для птиц изобретательность. Он начинает пробивать клю­вом чехол початка примерно на половину его высоты. Отверстие за отверстием. Дыру за дырой вокруг всего початка. Примерно так, как поступают люди, когда хотят снять кору с дерева. Наконец воробей снимает верхнюю половину чехла с початка. Подготовительная операция закончена. Можно выбирать зерна.

Для людей молодые початки тоже являются любимым лакомством. Но нигде в мире так не любят и не чтут кукурузу, как в Мексике. Там она называет­ся маис. Маис - кормилец. Он дает главную пищу мексиканцам. Пресную куку­рузную лепешку едят три раза в день. Она заменяет хлеб.

3) Анализ поделки:

-Из каких материалов выполнена поделка вазы?

-Что использовано для формы?

-Как изменена готовая форма?

Правильный ответ: при помощи пластилина.

-Как украшена ваза?

Практическая работа.

1) Повторение правил рабочего человека.

2) Разбор последовательности выполнения поделки по инструкционной карте (инструктаж):

-готовую форму (бутылку или банку) облепить пластилином так, чтобы изменить форму как хочется (рассматривание иллюстраций ваз различной формы
и обсуждение, как получить ту или иную форму);

-выложить из половинок ореха, из гороха и кукурузы украшения, вдавливая
их в пластилин.

3) Выполнение заготовительных и сборочных операций (по собственному
замыслу под руководством учителя).

Итог урока.

а) С каким природными материалами работали?

-Какого они происхождения?

-Чем полезны для человека и животных кукуруза и горох?

б) Выставка и анализ лучших работ.

Уборка рабочих мест.

Урок 20 Тема: Соломоплетение.

Наши рекомендации