Моделирование на основе емкостей произвольной формы

Цель урока: расширить представления о форме в области конструирования, различных видах пластмассы и их свой­ствах; научить конструировать из деталей произвольной фор­мы; продолжить формирование умения оформлять изделия с использованием различных материалов, научить соединять де­тали с помощью одно- и двухстороннего скотча.

Методический комментарий. Учитель рассказывает, что в быту часто используются различные упаковки из син­тетических полимерных материалов: пластиковые баночки, стаканчики, бутылочки и т. п., из которых можно изго­товить различные вазочки, шкатулки, рамочки и много других интересных и нужных вещей. Во 2-м классе уча­щиеся превращали пластиковый стаканчик в вазочку.

Затем учитель предлагает учащимся рассмотреть раз­ные изделия из пластмассы и обращает внимание детей на ее свойства, такие, как легкость, гибкость, прочность, светопроницаемость. Можно организовать работу в виде опытов и сравнить различные материалы (стекло и пласт­массу, бумагу и полиэтилен и т. д.).

Учащимся предлагается превратить пластиковый флакон в игрушку (сказочного персонажа). В учебном пособии представлены иллюстрации различных вариантов такого превращения (рис. 14). Ребята рассматривают изделия и определяют, из каких емкостей получилось каждое из них. Затем проводится анализ готового изделия. Учащиеся отмечают, что помимо пластиковой емкости для создания поделки были использованы и другие материалы, пере­числяют какие именно. Учитель напоминает, что кроме основных материалов для работы требуются и вспомога­тельные — клей и скотч. Ребята подбирают необходимые инструменты и рассказывают правила безопасности при

работе с ними.

Учащиеся совместно с учителем составляют алгоритм-изготовления игрушки на основе пластмассовых емкостей:

1. Придумать образ сказочного персонажа и подобрать флакон.

2. Подготовить дополнительные детали игрушки.

3. Соединить дополнительные детали с флаконом (осно­вой). (Для этого используется обычный и двухсторонний скотч. При необходимости можно проколоть во флаконе от­верстия с помощью шила и пришить некоторые детали.)

4. Подготовить декоративные элементы.

5. Наклеить декоративные элементы на игрушку.

В учебном пособии проиллюстрирована технологическая последовательность изготовления фигурки принцессы на основе пластмассового флакона с применением разных ма­териалов. Данную последовательность можно использовать в качестве инструкционной карты.

2.10. Моделирование в технике оригами (базовая форма "водяная бомбочка")

Цель урока: закрепить знания о сгибании как свойстве бумаги; совершенствовать умение сгибать бумагу, научить изготавливать фигурки способом многократного сгибания.

Методический комментарий.Учащиеся вспоминают, что им известно об искусстве складывания фигурок из бумаги, какие фигурки они складывали во 2-м классе, какие научились делать самостоятельно.

Учитель напоминает детям, что для того, чтобы легче было работать, составляют последовательность складывания фигурки, которая представляет собой ряд рисунков, ил­люстрирующих каждое действие. Условные обозначения в виде стрелок, линий сгибов показывают, как необходимо преобразовывать лист бумаги. Учащиеся вспоминают, ка­кие условные знаки они знают, описывают действия, ко­торые те обозначают. В учебном пособии дается ряд ус­ловных знаков и перепутанный список их значений, уча­щимся предлагается найти значение каждого знака. За­тем дети подбирают рисунки, отражающие результат вы­полнения действия, которое обозначено условным знаком.

На втором форзаце учебного пособия разъяснены услов­ные обозначения, которые будут встречаться на схемах скла­дывания в 3-м классе. Новый знак "Надуй" и его значе­ние демонстрируется ученикам в процессе складывания фи­гурки "Золотая Рыбка". Его сущность в том, что при по­мощи воздуха плоской фигурке придается объемная форма. Учитель напоминает основные правила сгибания бума­ги, обращает внимание учащихся на необходимость точно совмещать углы и стороны листа при его сгибании, вы­полнять четкую линию сгиба. Учащиеся вспоминают, что для получения четкой линии сгиба необходимо использо­вать гладилку, рассказывают, как ею пользоваться.

Учитель предлагает ребятам вспомнить, из какой ба­зовой формы они складывали фигурки во 2-м классе. На данном уроке дети знакомятся с базовой формой "водя­ная бомбочка". На ее основе учащиеся выполняли фигур­ку рыбки для аппликации в 1-м классе.

В ходе практической работы ученики сгибают из квад­ратного листа бумаги базовую форму "водяная бомбочка" и на ее основе вместе с учителем складывают фигурку Золотой Рыбки.

После выполнения складывания можно предложить учащимся оформить готовую фигурку: вырезать и прикле­ить глаза и плавники.

Фигурку Царевны-лягушки самостоятельно (по схеме) выполняют учащиеся, которые раньше других справились с заданием, или весь класс под руководством учителя, если на уроке есть достаточно времени для работы над второй фигуркой. Последовательность складывания фигур­ки проиллюстрирована в учебном пособии. В процессе ра­боты у учащихся может вызвать затруднения выполнение двух поперечных складок для придания лягушке формы, так как сгибается большое количество слоев бумаги. Учи­телю следует помочь детям выполнить данную операцию. Остальные фигурки ученикам предлагается сделать са­мостоятельно.

Базовая форма "водяная бомбочка"

1.Сложить квадрат пополам.

2. Получившийся прямоугольник еще раз сложить по­полам.

3—4. Раскрыть верхний квадрат и расправить его в треугольник.

5. Перевернуть фигурку.

6. Раскрыть квадрат и расправить его в треугольник.
Базовая форма "водяная бомбочка" готова.

 
  Моделирование на основе емкостей произвольной формы - student2.ru

Фигурка "Золотая Рыбка"

1.Сложить базовую форму "водяная бомбочка". Разме­стить ее прямым углом вверх. Согнуть острые углы верх­него треугольника кверху.

2. Согнуть боковые углы квадрата, образовавшегося врезультате предыдущего действия, к центру.

3. Согнуть верхние углы вниз.

4. Заправить верхние треугольники внутрь.

5. Проверить результат. Перевернуть фигурку.

6. Сложить боковые углы к линии перегиба.

7. Согнуть левый конец наискосок вверх.

Моделирование на основе емкостей произвольной формы - student2.ru 8. Отогнуть края вверх.

9. Надуть фигурку.
Золотая Рыбка готова.

Фигурка "Царевна-лягушка"

1.Сложить базовую форму "водяная бомбочка". Поло­
жить ее прямым углом вверх. Согнуть острые углы верх­
него треугольника кверху.

2. Согнуть нижние стороны квадрата, образовавшегося
в результате предыдущего действия, к средней линии.

3. Перевернуть поделку.

4. Согнуть острые углы вниз так, чтобы они выходи­
ли за края поделки.

5. Отогнуть половинки этих частей назад.

6. Перевернуть поделку.

7—9. Согнуть фигурку пополам поперек на себя и, от­ступив 1 см вниз, согнуть верхнюю часть от себя, т. е. сделать складку.

 
  Моделирование на основе емкостей произвольной формы - student2.ru

Лягушка готова. Если щелкнуть пальцем по сгибу ля­гушки, то она прыгнет.

2.11. Моделирование в технике оригами (базовая форма "катамаран")

Цель урока:закрепить умение сгибать бумагу; научить складывать базовую форму "катамаран", изготавливать фи­гурки способом многократного сгибания.

Методический комментарий.Учащиеся под руковод­ством учителя определяют требования, выполнение кото­рых позволит создать качественные и аккуратные изде­лия. Это точное следование схеме складывания фигурки, выполнение правил сгибания бумаги, аккуратность и вни­мательность в процессе работы. Ребята вспоминают, как можно получить четкую линию сгиба, приемы работы гла­дилкой.

Учитель объясняет и демонстрирует правила создания базовой формы "катамаран". При складывании данной формы учащиеся знакомятся с условным обозначением Поверни фигурку в одной плоскости". Последовательность складывания базовой формы "катамаран" приведена в учеб­ном пособии.

Затем учитель сообщает, что из бумаги можно сделать великолепные праздничные шары, и демонстрирует изделия. Он рассказывает, что такой шар выполняется из одинако­вых элементов (модулей), и показывает сложенный модуль.

В ходе практической работы учащиеся под руковод­ством учителя складывают один модуль для шара на ос­нове базовой формы "катамаран". Схема складывания мо­дуля приведена в учебном пособии.

Учащиеся делятся на группы по шесть человек (в со­ответствии с необходимым количеством модулей для шара) и выполняют коллективную работу — из готовых моду­лей склеивают бумажные шары. Изделие можно украсить кисточкой из ниток и подвесить на веревочке.

Если при поделе класса на группы одна группа полу­чается малочисленной, то учителю следует принять учас­тие в ее работе, предложить использовать сложенные им модули.

Второй вариант модуля, представленный в учебном по­собии, может использоваться в процессе самостоятельной работы.

Базовая форма "катамаран"

1.Наметить среднюю вертикальную линию.

2. Согнуть боковые стороны к средней линии.

3. Проверить результат и перевернуть фигурку.

4. Совместить верхний край с нижним.

5. Перегнуть верхние углы к центральной вертикали.

6. Слева и справа подхватить один слой бумаги и рас­крыть фигурку, сгибая бумагу по намеченным линиям.

7. Проверить результат и повторить действия 5—6 с обратной стороны.

8. Проверить результат.
Получилась двойная лодочка-катамаран.

 
  Моделирование на основе емкостей произвольной формы - student2.ru

Модуль для шара

1. Сложить базовую форму "катамаран". Опустить зад­нюю половину фигурки вниз.

2. Поднять кверху правый верхний треугольник.

 

3. Раскрыть и расплющить карман.

4. Повторить действия 2—3 с тремя остальными угла­ми фигурки.

5. Перегнуть боковые стороны квадрата к его диаго­нали.

6. Раскрыть и расплющить два кармашка.

Моделирование на основе емкостей произвольной формы - student2.ru

7. Повторить действия 5—6 с тремя остальными квад­ратами.

8. Перегнуть назад четыре маленьких треугольника.

9. Модуль готов.

Чтобы получить шар, необходимо склеить шесть моду­лей. Клеем смазываются треугольники, которые отгибаются на последнем этапе.

Наши рекомендации