Распределение учебного времени

Новосибирский государственный аграрный университет

Институт заочного образования и повышения квалификации

Агрономический факультет

ОВОЩЕВОДСТВО

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПОвыполнениюСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И

КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ

Для студентов заочной формы обучения

По направлению 35.03.04 Агрономия

Новосибирск 2013

УДК 635 (075)

Составитель канд. с.-х. наук, доц. Т.Г. Ксензова

Рецензент канд. биол. наук, доц. Е.И. Маркс

Овощеводство: Метод. указания/ Новосиб. гос. аграр. ун-т. ИЗОП;

Сост. Т.Г. Ксензова - Новосибирск, 2013.- 20 с.

Предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению 35.03.04 Агрономия

Утверждены методической комиссией ИЗОП (протокол № от 2013 г.)

© Новосибирский государственный аграрный университет, 2013

Введение

Отрасль овощеводства является одной из наиболее слож­ных и трудоемких отраслей сельскохозяйственного производ­ства.

В решении задачи снабжения населения свежими и консервированными овощами особая роль принадлежит агрономам, владеющим научными основами овоще­водства и умеющим применять на практике свои знания.

ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели и задачи

В результате изучения дисциплины бакалавр должен знать био­логические особенности основных овощных растений, их сорта, владеть индустриальными технологиями производства овощных культур в открытом грунте (сево­оборот, обработка почвы, подготовка семян и рассады, систе­ма удобрений овощных культур и защита их от вредителей и болезней, механизация ухода за растениями и уборки, то­варная обработка овощей), технологическими основами защищенного грунта. Бакалавр должен уметь организовать работу в крупных специализированных предприятиях, фермерских и крестьянских хозяйст­вах, а также помогать садоводческим обществам в развитии приусадебного овощеводства.

Методические указания составлены по программе «Ово­щеводство» для высших сельскохозяйственных учебных заве­дений по направлению Агрономия на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2009 г. и рабочего учебного плана, утвержденного ученым советом НГАУ 30 мая 2011 г.

Распределение учебного времени

Примерные затраты времени для самостоятельного изучения дисциплины «Овощеводство» и выполнения контрольной работы (в соответствии с учебным планом заочного обучения по направлению 35.03.04 Агрономия Новосибирского государственного аграрного университета)

№ тем Наименование тем и разделов курса Распределение времени, час Литература (см. раздел 1.3)
часов лекций ЛПЗ Индивидуальные занятия Самостоятельные занятия
Значение овощей. Классификация овощных растений. Биологические основы овощных культур - - 1, с. 4-44
Виды защищенного грунта, конструктивные особенности. Выращивание рассады 1, с.66-92
Севообороты и система обработки почвы. Размножение овощных культур - 1,с.45-65;2; 3; 4; 5; 7
Основы технологии выращивания овощных культур в открытом грунте в Западной Сибири 1,с.93-99, 106-111, 140-146, 149-156, 169-171, 178-185, 193-196, 2; 3; 4; 7
  Итого  

Работа студента-заочника по изучению дисциплины «Ово­щеводство» состоит в следующем:

1. До вызова на сессию тщательно изучить специальную литературу в соответствии с программой.

2. Ознакомиться с выращиванием овощей в открытом и защищенном грунте в хозяйстве.

3. Выполнить одну контрольную работу, по которой про­водится собеседование с преподавателем в удобное для сту­дента время.

4. Во время пребывания на сессии слушать лекции и вы­полнять задания на лабораторных и практических занятиях.

5. Сдать экзамен или зачет.

Преподаватели кафедры советуют:

1. Ознакомиться с таблицей распределения времени для самостоятельного изучения дисциплины.

2. Ознакомиться с вопросами для самопроверки, помещен­ными после каждого раздела в тексте.

3. Изучать учебник по разделам программы и одновремен­но знакомиться с контрольными вопросами.

Следует иметь в виду, что вопросы экзамена и зачета близки к воп­росам контрольной работы.

Библиографический список

1. Овощеводство Западной Сибири/ под ред. Т.Г. Ксензовой, Р.Ф. Ханановой. – Новосибирск, 2006.

2. Ксензова Т.Г., Хананова Р.Ф. Овощеводство Западной Сибири: :электронное учебное пособие с грифом УМО/Т.Г. Ксензова, Р.Ф. Хананова.─ Новосибирск, 2010. – 22,8 МБ.

3. Матвеев В.П. Овощеводство/ В.П. Матвеев, М.И. Рубцов. - М.: Агропромиздат, 1985.

4. Каратаев Е.С. Овощеводство/ Е.С. Каратаев, В.Е. Советкина - М.: Колос, 1984.

5. Овощеводство: учеб. для вузов/Г.И. Тараканов, В.Д. Мухин, К.А. Шуин, и др.; под ред. Г.И. Тараканова и В.Д. Мухина. - М.: КолосС, 2002.

6. Марков В.М. Овощеводство/ В.М. Марков,К.А. Шуин - М.: Агропромиздат, 1987.

7. Справочник по овощеводству/сост. В. А. Брызгалов.- Л.: Колос, Ленинград. отд-ние, 1982.

8. Овощеводство защищенного грунта /под ред. С.Ф. Ващенко.- М.: Колос, 1984.

9. Брызгалов В.А.Овощеводство защищенного грунта В.А. Брызгалов, В.Е Советкина., Н.И. Савинова/.- Л.: Колос, Ленинград. отд-ние, 1983.

10. В.М Андреев., Практикум по овощеводству: учеб. пособие/ В.М. Андреев, В.М. Макаров. 2-е изд.- М. - Агропромиздат, 1991.

11. Овощеводство открытого грунта /под ред. В.Д. Велика. - 2-е изд.- М.: Колос, 1984.

12. Г.И Тараканов Овощеводство защищенного грунта: учеб. посо­бие.- М.: Колос, 1982.

Примечание. Далее указываются только номера источников из библиографического списка.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Тема 1. Биологические основы овощеводства

1. Классификация овощных культур.

2. Отношение овощных растений к комплексу внешних ус­ловий.

Методы оптимизации этих условий и приспособления к ним растений в целях ускорения формирования, повышения и улучшения качества урожая.

Изучая тему, следует иметь в виду, что в нашей стране возделывают в качестве овощных культур более 50, а вместе с пряными — более 70 видов растений. В качестве про­дуктов питания человек употребляет различные органы рас­тений, в которых откладываются запасные питательные веще­ства.

Необходимо усвоить, что продолжительность жизни рас­тений при их культивировании на овощи и семена различна.

Овощеводы разработали научно обоснованную классифи­кацию овощных растений по ботаническим и производствен­ным признакам (ее изучают во время лабораторно-экзаменационной сессии).

Овощные растения, происходящие из разных почвенно-климатических зон, предъявляют неодинаковые требования к условиям среды и изменяют их в процессе роста и развития.

Обоснование и разработка рациональной системы выра­щивания овощей с наименьшими затратами труда и средств невозможны без знания биологии овощных культур. Знание требований растений к температуре, свету, влажности, режи­му почвенного и воздушного питания помогает применять нужную агротехнику и вырастить высокий урожай в задан­ные сроки.

Вопросы для самопроверки

1. К каким ботаническим семействам относятся овощные растения? Их сходства и различия в пределах семейства.

2. На какие группы делятся овощные растения по продол­жительности жизни?

3. На какие группы делятся овощные культуры по сово­купности биологических и производственных признаков?

4. На какие 4 группы делят овощные растения по отноше­нию к теплу? Какими агротехническими приемами можно по­высить холодостойкость растений, как защитить их от избыт­ка и недостатка тепла?

5. Каковы требования овощных растений к интенсивности освещения, длине дня и спектральному составу света? Регу­лирование светового режима в открытом грун­те.

6. На какие группы можно разделить овощные растения по отношению к влажности почвы и воздуха? Способы регулирования режима влаж­ности.

7. Какими способами удовлетворяют повышенные требо­вания овощных растений к пищевому режиму почвы в откры­том и защищенном грунте? Сроки и способы внесения удоб­рений. Требовательность овощных растений к уровню мине­рального питания.

8. Источники углекислого газа. Методы его регулирова­ния в открытом и защищенном грунте.

ЛИТЕРАТУРА: 1, 2 с.3 -44.

Тема 2. Технологические приемы выращивания овощных культур

1. Особенности подготовки почвы.

2. Способы размножения овощных растений.

3. Семена и посев. Способы предпосевной подготовки се­мян.

4. Рассадный метод.

5. Площади питания и схемы размещения овощных рас­тений.

6. Повторные, уплотненные посевы и посадки.

7. Общие приемы ухода за растениями.

8. Севообороты с овощными культурами.

При изучении темы особое внимание следует уделить рассадному методу, так как больше половины всех овощных культур выращивают из рассады, а также подготовке семян к посеву.

Для получения ранних урожаев применяют кассеты, различные горшочки. Рассадный метод имеет свои трудности. Важно их уяснить.

Сроки и способы посева в открытом грунте имеют очень большое значение в пост­роении правильного севооборота, одной из главных целей ко­торого является выполнение плана по производству овощей при одновременном непрерывном повышении плодородия поч­вы.

Установление правильных площадей питания, удовлетво­ряющих требованиям получения высоких урожаев отличного качества, наряду с возможностью полной механизации (про­изводство дешевых овощей) является наиболее сложным де­лом в овощеводстве.

Севообороты изучают в курсе «Земледелие», однако пост­роение овощных севооборотов имеет свои особенности, выте­кающие из ряда общехозяйственных, биологических и агро­технических требований.

В условиях Западной Сибири в овощных севооборотах обязательно паровое поле. Каждая овощ­ная культура, а зачастую и сорт, предъявляет комплекс тре­бований к предшественникам и, в свою очередь, создают оп­ределенные условия для последующих овощных растений.

Проблема комплексной механизации остается пока еще до конца не решенной. Важное звено — механизация уборки урожая. Если при выращивании овощных культур применяется комплекс механизмов, то на уборке пока преобладает ручной труд. Создание и внедрение в производство овощеуборочных машин даст возможность значительно снизить затраты труда и себестоимость производства овощей.

Правильное размещение овощных культур трудно произ­водить, имея в хозяйстве только один овощной севооборот.

В повышении эффективности овощеводства важную роль играет освоение овоще-кормовых севооборотов с насыщением их овощными культурами и специальных овощных севообо­ротов.

Вопросы для самопроверки

1. Способы подготовки семян к посеву. Какие способы и с какой целью применяют в вашей зоне?

2. Какие овощные растения выращивают рассадным методом и в каких случаях целесообразно и необходимо применять кассеты, горшочки или кубики, приготовленные из различных пита­тельных смесей?

3. Сроки посева (посадки) овощных культур от начала до конца полевых работ. Какие из них применяются в вашей зоне?

4. В каких случаях посев и посадку овощных растений производят на гребнях или грядах? Какая система машин обеспечивает механизацию посевных и посадочных работ ?

5. Особенности применения удобрений в овощеводстве. Предшественники, наиболее желательные для капусты, огурца, томата, корнеплодов и лука.

6. Проанализируйте севообороты с овощными культурами при максимальном насыщении севооборота одной культурой.

7. Основные особенности интенсивной технологии выра­щивания культур.

8. Влияние сроков уборки овощей на урожайность и качество продукции.

ЛИТЕРАТУРА: 1, 2 с. 45 -65, 93 -99;5; 6; 7.

Тема 3. Конструкции, обогрев и эксплуатация сооружений

Защищенного грунта

1. Классификация сооружений защищенного грунта.

2. Конструкции сооружений защищенного грунта.

3.Светопрозрачные (укрывные) материалы.

Защищенным грунтом называют земельные участки и спе­циальные помещения, оборудованные для создания искусст­венного микроклимата в целях внесезонного выращивания рассады овощных культур, ранних овощей и других сельско­хозяйственных культур. Сюда относят временные укрытия растений весной в открытом грунте, парники, теплицы. За последние годы большое распространение получили легкие конструкции теплиц и временных укрытий под синтетической пленкой как в районах с недостатком тепла, так и на юге.

Современное овощеводство в Западной Сибири немыслимо без использования защищенного грунта.

Изучению подлежат следующие вопросы: виды защищен­ного грунта, конструкции сооружений. Технология производства рассады капусты и томата для открытого грунта. Светопрозрачные кроющие материалы сооружений защищенного грунта.

С ростом производства полимерных материалов большое распространение в овощеводстве получила светопрозрачная пленка, изготовляемая из различного сырья. В связи с дешевизной пленки, несущих и ограждающих конструкций ее мож­но применять во всех зонах страны на очень больших площа­дях.

Пленочные теплицы почти полностью вытеснили парник как для подготовки рассады, так и для производства ранних овощей.

Вопросы для самопроверки

1. Назначение защищенного грунта в овощеводстве.

2. Устройство ангарных и блочных теплиц и их агроэксплуатационная оценка.

3. Перечислите и охарактеризуйте источники тепла для обогрева сооружений защищенного грунта.

4. Свойства стекла, пленки, стеклопластиков, используе­мых в овощеводстве, и их экономическая характеристика.

5. Регулирование микроклимата в сооружениях защищенного грунта при выращивании овощных растений.

6. Сроки использования защищенного грунта.

7. Какие факторы климата учитываются при выборе ви­дов и типов сооружений?

8. Значение зонирования по приходу ФАР и его значение для выбора культивационных сооружений.

9. Состав тепличных грунтов и поддержание их плодородия.

ЛИТЕРАТУРА: 1, 2 с. 66—88; 6; 7, с. 5—23, 26—103.

Тема 4. Технология производства овощей в открытом грунте

В разных климатических зонах различные овощи растут и развиваются неодинаково, овощеводство носит зональный характер как по видам и сортам, так и по системе агротех­ники.

Агроном должен хорошо знать основные сорта и гибриды зоны и способы агротехники наиболее распространенных овощных культур — капусты, корнеплодов, лука и плодовых овощных растений семейств пасленовых и тыквенных.

Поскольку задачей сегодняшнего дня является расшире­ние ассортимента овощных культур, не менее важно знать пока еще малораспространенные культуры, относящиеся к группам зеленных, многолетников.

Пользоваться только литературой недостаточно. Студенты лишены возможности видеть на лабораторно-практических занятиях живые растения в це­лом и изучают лишь их продуктовые органы в свежем или консервированном виде.

Для полного представления необходимо в летнее время несколько раз побывать на плантации, записать, зарисовать или сфотографировать отдельные растения в динамике их роста и развития.

Агротехнику овощных культур в открытом грунте изучают в соответствии с принятой классификацией на группы по ботанико-производственным признакам, а именно: капустовые, корнеплодные, луковые, плодовые (овощные), одно­летние листовые (зеленные) и многолетние.

Порядок изучения следующий: народно-хозяйственное зна­чение, биологические особенности, требования, предъявляе­мые к природным условиям. Надо четко уяснить, при каких условиях растения проходят стадии развития, определяющие образование продуктового органа и переход к плодоношению.

Общие принципы подхода к культуре едины, но конкрет­ные сорта, сроки, схемы размещения, удобрения, полив, при­емы механизации: обработка почвы посев, посадка, уход, убо­рочные работы и т. д. зависят от почвенно-климатических ус­ловий. Поэтому изучать вопросы выращивания надо примени­тельно к конкретной зоне Западной Сибири. Технологию каждой культуры необходимо усваивать по схе­ме, указанной в программе.

Капустовые. Капуста белокочанная, цветная, краснокочанная, савойская, брюссельская и другие виды. Особенности возделывания. Требования к удобрениям при выращивании продукции для хранения. Безрассадная культура белокочан­ной капусты.

Интенсивная техно­логия белокочанной капусты, приемы механизации (обработ­ка почвы, посев-посадка, уход, уборочные работы).

Проследите, как у ранней капусты растрескивается кочан; разберитесь, почему это происходит. Сопоставьте величину розетки с величиной кочана.

Усвойте правила посадки рассады вручную и рассадопо­садочной машиной.

Корнеплодные. Морковь, свекла, петрушка. Особен­ности выращивания пастернака, сельдерея, брюквы, редиса, редьки, репы и др. Специфика предпосевной обработки се­мян. Весенние и летние посевы. Индустриальная технология мор­кови и свеклы. Приемы механизации (обработка почвы, по­сев-посадка, уход, уборочные работы).

Работая на производстве, обратите внимание на характер черешка и листа у различных корнеплодов. Сопоставьте ве­личину розетки с величиной корнеплода.

Усвойте технологию посева сеялкой, прореживание, про­полку ручную и гербицидами и их экономику.

Луковые. Лук репчатый, чеснок, лук порей. Особеннос­ти выращивания лука репчатого семенами, севком и расса­дой.

Интенсивная технология производства лука репчатого. Выращивание лука репчатого на зеленое перо в открытом и защищенном грунте. Культура озимого и ярового чеснока. Культура лука порея на отбеленный лож­ный стебель (ножку) и молодую зелень. Способы и режим хранения севка и лука-репки.

Сравните размеры листового аппарата и луковицы лука репча­того в зависимости от площади питания. Чем больше площадь питания и меньше норма высева, тем крупнее будет луковица. Просчитайте, сколько луковиц в гнезде при посад­ке севком сравнительно с одиночными луковицами, выращен­ными из семян.

Проследите, как лук «полегает», как усыхает ботва, и лу­ковица покрывается сухими чешуями — «рубашкой». Сравни­те с неполегшим луком «толстошейкой». Обратите внимание, какие приемы способствуют лучшему вызреванию лука.

Усвойте технику посадки севка, а также лука широкими полосами.

Плодовые. Пасленовые (томат, перец, баклажан). Рас­садная и безрассадная культура. Интенсивная технология производства томата. Приемы механизации (обработка поч­вы, посев-посадка, уход, уборочные работы). Особенности производства ранней продукции. Пути ускорения поступления урожая. Дозаривание плодов. Мероприятия по защите от вредителей и болезней.

Тыквенные (огурец, тыква, кабачок, патиссон). Интенсивная технология выращивания огурца. Осо­бенности выращивания огурца в открытом и защищенном грунте.

Работая на производстве, необходимо научиться проводить посадку рассады томатов в горшоч­ках и без горшочков вручную, и рассадопосадочной машиной. Обрати­те внимание на следующее: где расположены мужские и женские цветки у огурца; способы формирования растений огурца в защищенном грунте и томата в открытом грунте; посмотрите зрелые плоды (семенники) огурца; обратите внимание на их окраску.

Листовые однолетние (зеленные) — укроп, шпи­нат, салат, листовая горчица, кресс-салат, чабер, фенхель, ба­зилик, майоран, др. Использование их в качестве уплотните­лей и повторных культур. Шпинат — растение раздельнополое: мужские экземпляры созревают и засыхают раньше, чем женские.

Многолетние овощные культуры — щавель, ревень, спаржа, хрен, эстрагон, лук-батун и другие многолетние луки.

Работая на производстве, посмотрите в теплицах или от­крытом грунте, как растет салат — розетку его листьев или рыхлый кочан и как он меняется с образованием цветонос­ного стебля.

Обратите вни­мание на то, что многолетники трогаются в рост после оттаивания почвы (хрен, ревень, щавель).

Вопросы для самопроверки

1. Рассадный и безрассадный способы культуры капусты. Отличия в агротехнике раннеспелой, среднеспелой и позднеспелой капусты.

2. Предпосевная обработка семян. Для каких целей она применяется?

3. Схемы посева, площади питания для различных корне­плодов.

4. Схемы, площади питания и нормы высева при культу­ре лука на севок и на репку из семян.

5. Причина стрелкования лука при выращивании репки из севка и меры его предупреждения.

6. Влияние возраста качества рассады капус­ты и томата на урожай, сроки поступления и себестоимость.

7. Какие зеленные культуры желательно выращивать в качестве уплотнительных и последовательных культур в ос­новном севообороте?

8. Основные особенности интенсивной технологии выра­щивания культур.

9. Влияние сроков уборки овощей на урожайность и ка­чество продукции.

10. Какие факторы климата учитываются при выборе ви­дов и типов сооружений?

11. Зонирование территории по сумме ФАР и его значение для выбора культивационных сооружений.

12. Состав тепличных грунтов и поддержание их плодоро­дия.

13. Общие технологические приемы выращивания огурца в защищенном грунте (подготовительные работы, по­сев-посадка, уход, заключительные работы).

14. Особенности технологии выращивания томата в тоннелях.

15. Особенности технологии зеленных куль­тур.

ЛИТЕРАТУРА: 1, с. 100 -230; 2; 3; 4; 7.

Наши рекомендации