Распределение учебного времени
Новосибирский государственный аграрный университет
Институт заочного образования и повышения квалификации
Агрономический факультет
ОВОЩЕВОДСТВО
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПОвыполнениюСАМОСТОЯТЕЛЬНОЙ И
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Для студентов заочной формы обучения
По направлению 35.03.04 Агрономия
Новосибирск 2013
УДК 635 (075)
Составитель канд. с.-х. наук, доц. Т.Г. Ксензова
Рецензент канд. биол. наук, доц. Е.И. Маркс
Овощеводство: Метод. указания/ Новосиб. гос. аграр. ун-т. ИЗОП;
Сост. Т.Г. Ксензова - Новосибирск, 2013.- 20 с.
Предназначены для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению 35.03.04 Агрономия
Утверждены методической комиссией ИЗОП (протокол № от 2013 г.)
© Новосибирский государственный аграрный университет, 2013
Введение
Отрасль овощеводства является одной из наиболее сложных и трудоемких отраслей сельскохозяйственного производства.
В решении задачи снабжения населения свежими и консервированными овощами особая роль принадлежит агрономам, владеющим научными основами овощеводства и умеющим применять на практике свои знания.
ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели и задачи
В результате изучения дисциплины бакалавр должен знать биологические особенности основных овощных растений, их сорта, владеть индустриальными технологиями производства овощных культур в открытом грунте (севооборот, обработка почвы, подготовка семян и рассады, система удобрений овощных культур и защита их от вредителей и болезней, механизация ухода за растениями и уборки, товарная обработка овощей), технологическими основами защищенного грунта. Бакалавр должен уметь организовать работу в крупных специализированных предприятиях, фермерских и крестьянских хозяйствах, а также помогать садоводческим обществам в развитии приусадебного овощеводства.
Методические указания составлены по программе «Овощеводство» для высших сельскохозяйственных учебных заведений по направлению Агрономия на основе требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования 2009 г. и рабочего учебного плана, утвержденного ученым советом НГАУ 30 мая 2011 г.
Распределение учебного времени
Примерные затраты времени для самостоятельного изучения дисциплины «Овощеводство» и выполнения контрольной работы (в соответствии с учебным планом заочного обучения по направлению 35.03.04 Агрономия Новосибирского государственного аграрного университета)
№ тем | Наименование тем и разделов курса | Распределение времени, час | Литература (см. раздел 1.3) | ||||
часов | лекций | ЛПЗ | Индивидуальные занятия | Самостоятельные занятия | |||
Значение овощей. Классификация овощных растений. Биологические основы овощных культур | - | - | 1, с. 4-44 | ||||
Виды защищенного грунта, конструктивные особенности. Выращивание рассады | 1, с.66-92 | ||||||
Севообороты и система обработки почвы. Размножение овощных культур | - | 1,с.45-65;2; 3; 4; 5; 7 | |||||
Основы технологии выращивания овощных культур в открытом грунте в Западной Сибири | 1,с.93-99, 106-111, 140-146, 149-156, 169-171, 178-185, 193-196, 2; 3; 4; 7 | ||||||
Итого |
Работа студента-заочника по изучению дисциплины «Овощеводство» состоит в следующем:
1. До вызова на сессию тщательно изучить специальную литературу в соответствии с программой.
2. Ознакомиться с выращиванием овощей в открытом и защищенном грунте в хозяйстве.
3. Выполнить одну контрольную работу, по которой проводится собеседование с преподавателем в удобное для студента время.
4. Во время пребывания на сессии слушать лекции и выполнять задания на лабораторных и практических занятиях.
5. Сдать экзамен или зачет.
Преподаватели кафедры советуют:
1. Ознакомиться с таблицей распределения времени для самостоятельного изучения дисциплины.
2. Ознакомиться с вопросами для самопроверки, помещенными после каждого раздела в тексте.
3. Изучать учебник по разделам программы и одновременно знакомиться с контрольными вопросами.
Следует иметь в виду, что вопросы экзамена и зачета близки к вопросам контрольной работы.
Библиографический список
1. Овощеводство Западной Сибири/ под ред. Т.Г. Ксензовой, Р.Ф. Ханановой. – Новосибирск, 2006.
2. Ксензова Т.Г., Хананова Р.Ф. Овощеводство Западной Сибири: :электронное учебное пособие с грифом УМО/Т.Г. Ксензова, Р.Ф. Хананова.─ Новосибирск, 2010. – 22,8 МБ.
3. Матвеев В.П. Овощеводство/ В.П. Матвеев, М.И. Рубцов. - М.: Агропромиздат, 1985.
4. Каратаев Е.С. Овощеводство/ Е.С. Каратаев, В.Е. Советкина - М.: Колос, 1984.
5. Овощеводство: учеб. для вузов/Г.И. Тараканов, В.Д. Мухин, К.А. Шуин, и др.; под ред. Г.И. Тараканова и В.Д. Мухина. - М.: КолосС, 2002.
6. Марков В.М. Овощеводство/ В.М. Марков,К.А. Шуин - М.: Агропромиздат, 1987.
7. Справочник по овощеводству/сост. В. А. Брызгалов.- Л.: Колос, Ленинград. отд-ние, 1982.
8. Овощеводство защищенного грунта /под ред. С.Ф. Ващенко.- М.: Колос, 1984.
9. Брызгалов В.А.Овощеводство защищенного грунта В.А. Брызгалов, В.Е Советкина., Н.И. Савинова/.- Л.: Колос, Ленинград. отд-ние, 1983.
10. В.М Андреев., Практикум по овощеводству: учеб. пособие/ В.М. Андреев, В.М. Макаров. 2-е изд.- М. - Агропромиздат, 1991.
11. Овощеводство открытого грунта /под ред. В.Д. Велика. - 2-е изд.- М.: Колос, 1984.
12. Г.И Тараканов Овощеводство защищенного грунта: учеб. пособие.- М.: Колос, 1982.
Примечание. Далее указываются только номера источников из библиографического списка.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО ИЗУЧЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ
Тема 1. Биологические основы овощеводства
1. Классификация овощных культур.
2. Отношение овощных растений к комплексу внешних условий.
Методы оптимизации этих условий и приспособления к ним растений в целях ускорения формирования, повышения и улучшения качества урожая.
Изучая тему, следует иметь в виду, что в нашей стране возделывают в качестве овощных культур более 50, а вместе с пряными — более 70 видов растений. В качестве продуктов питания человек употребляет различные органы растений, в которых откладываются запасные питательные вещества.
Необходимо усвоить, что продолжительность жизни растений при их культивировании на овощи и семена различна.
Овощеводы разработали научно обоснованную классификацию овощных растений по ботаническим и производственным признакам (ее изучают во время лабораторно-экзаменационной сессии).
Овощные растения, происходящие из разных почвенно-климатических зон, предъявляют неодинаковые требования к условиям среды и изменяют их в процессе роста и развития.
Обоснование и разработка рациональной системы выращивания овощей с наименьшими затратами труда и средств невозможны без знания биологии овощных культур. Знание требований растений к температуре, свету, влажности, режиму почвенного и воздушного питания помогает применять нужную агротехнику и вырастить высокий урожай в заданные сроки.
Вопросы для самопроверки
1. К каким ботаническим семействам относятся овощные растения? Их сходства и различия в пределах семейства.
2. На какие группы делятся овощные растения по продолжительности жизни?
3. На какие группы делятся овощные культуры по совокупности биологических и производственных признаков?
4. На какие 4 группы делят овощные растения по отношению к теплу? Какими агротехническими приемами можно повысить холодостойкость растений, как защитить их от избытка и недостатка тепла?
5. Каковы требования овощных растений к интенсивности освещения, длине дня и спектральному составу света? Регулирование светового режима в открытом грунте.
6. На какие группы можно разделить овощные растения по отношению к влажности почвы и воздуха? Способы регулирования режима влажности.
7. Какими способами удовлетворяют повышенные требования овощных растений к пищевому режиму почвы в открытом и защищенном грунте? Сроки и способы внесения удобрений. Требовательность овощных растений к уровню минерального питания.
8. Источники углекислого газа. Методы его регулирования в открытом и защищенном грунте.
ЛИТЕРАТУРА: 1, 2 с.3 -44.
Тема 2. Технологические приемы выращивания овощных культур
1. Особенности подготовки почвы.
2. Способы размножения овощных растений.
3. Семена и посев. Способы предпосевной подготовки семян.
4. Рассадный метод.
5. Площади питания и схемы размещения овощных растений.
6. Повторные, уплотненные посевы и посадки.
7. Общие приемы ухода за растениями.
8. Севообороты с овощными культурами.
При изучении темы особое внимание следует уделить рассадному методу, так как больше половины всех овощных культур выращивают из рассады, а также подготовке семян к посеву.
Для получения ранних урожаев применяют кассеты, различные горшочки. Рассадный метод имеет свои трудности. Важно их уяснить.
Сроки и способы посева в открытом грунте имеют очень большое значение в построении правильного севооборота, одной из главных целей которого является выполнение плана по производству овощей при одновременном непрерывном повышении плодородия почвы.
Установление правильных площадей питания, удовлетворяющих требованиям получения высоких урожаев отличного качества, наряду с возможностью полной механизации (производство дешевых овощей) является наиболее сложным делом в овощеводстве.
Севообороты изучают в курсе «Земледелие», однако построение овощных севооборотов имеет свои особенности, вытекающие из ряда общехозяйственных, биологических и агротехнических требований.
В условиях Западной Сибири в овощных севооборотах обязательно паровое поле. Каждая овощная культура, а зачастую и сорт, предъявляет комплекс требований к предшественникам и, в свою очередь, создают определенные условия для последующих овощных растений.
Проблема комплексной механизации остается пока еще до конца не решенной. Важное звено — механизация уборки урожая. Если при выращивании овощных культур применяется комплекс механизмов, то на уборке пока преобладает ручной труд. Создание и внедрение в производство овощеуборочных машин даст возможность значительно снизить затраты труда и себестоимость производства овощей.
Правильное размещение овощных культур трудно производить, имея в хозяйстве только один овощной севооборот.
В повышении эффективности овощеводства важную роль играет освоение овоще-кормовых севооборотов с насыщением их овощными культурами и специальных овощных севооборотов.
Вопросы для самопроверки
1. Способы подготовки семян к посеву. Какие способы и с какой целью применяют в вашей зоне?
2. Какие овощные растения выращивают рассадным методом и в каких случаях целесообразно и необходимо применять кассеты, горшочки или кубики, приготовленные из различных питательных смесей?
3. Сроки посева (посадки) овощных культур от начала до конца полевых работ. Какие из них применяются в вашей зоне?
4. В каких случаях посев и посадку овощных растений производят на гребнях или грядах? Какая система машин обеспечивает механизацию посевных и посадочных работ ?
5. Особенности применения удобрений в овощеводстве. Предшественники, наиболее желательные для капусты, огурца, томата, корнеплодов и лука.
6. Проанализируйте севообороты с овощными культурами при максимальном насыщении севооборота одной культурой.
7. Основные особенности интенсивной технологии выращивания культур.
8. Влияние сроков уборки овощей на урожайность и качество продукции.
ЛИТЕРАТУРА: 1, 2 с. 45 -65, 93 -99;5; 6; 7.
Тема 3. Конструкции, обогрев и эксплуатация сооружений
Защищенного грунта
1. Классификация сооружений защищенного грунта.
2. Конструкции сооружений защищенного грунта.
3.Светопрозрачные (укрывные) материалы.
Защищенным грунтом называют земельные участки и специальные помещения, оборудованные для создания искусственного микроклимата в целях внесезонного выращивания рассады овощных культур, ранних овощей и других сельскохозяйственных культур. Сюда относят временные укрытия растений весной в открытом грунте, парники, теплицы. За последние годы большое распространение получили легкие конструкции теплиц и временных укрытий под синтетической пленкой как в районах с недостатком тепла, так и на юге.
Современное овощеводство в Западной Сибири немыслимо без использования защищенного грунта.
Изучению подлежат следующие вопросы: виды защищенного грунта, конструкции сооружений. Технология производства рассады капусты и томата для открытого грунта. Светопрозрачные кроющие материалы сооружений защищенного грунта.
С ростом производства полимерных материалов большое распространение в овощеводстве получила светопрозрачная пленка, изготовляемая из различного сырья. В связи с дешевизной пленки, несущих и ограждающих конструкций ее можно применять во всех зонах страны на очень больших площадях.
Пленочные теплицы почти полностью вытеснили парник как для подготовки рассады, так и для производства ранних овощей.
Вопросы для самопроверки
1. Назначение защищенного грунта в овощеводстве.
2. Устройство ангарных и блочных теплиц и их агроэксплуатационная оценка.
3. Перечислите и охарактеризуйте источники тепла для обогрева сооружений защищенного грунта.
4. Свойства стекла, пленки, стеклопластиков, используемых в овощеводстве, и их экономическая характеристика.
5. Регулирование микроклимата в сооружениях защищенного грунта при выращивании овощных растений.
6. Сроки использования защищенного грунта.
7. Какие факторы климата учитываются при выборе видов и типов сооружений?
8. Значение зонирования по приходу ФАР и его значение для выбора культивационных сооружений.
9. Состав тепличных грунтов и поддержание их плодородия.
ЛИТЕРАТУРА: 1, 2 с. 66—88; 6; 7, с. 5—23, 26—103.
Тема 4. Технология производства овощей в открытом грунте
В разных климатических зонах различные овощи растут и развиваются неодинаково, овощеводство носит зональный характер как по видам и сортам, так и по системе агротехники.
Агроном должен хорошо знать основные сорта и гибриды зоны и способы агротехники наиболее распространенных овощных культур — капусты, корнеплодов, лука и плодовых овощных растений семейств пасленовых и тыквенных.
Поскольку задачей сегодняшнего дня является расширение ассортимента овощных культур, не менее важно знать пока еще малораспространенные культуры, относящиеся к группам зеленных, многолетников.
Пользоваться только литературой недостаточно. Студенты лишены возможности видеть на лабораторно-практических занятиях живые растения в целом и изучают лишь их продуктовые органы в свежем или консервированном виде.
Для полного представления необходимо в летнее время несколько раз побывать на плантации, записать, зарисовать или сфотографировать отдельные растения в динамике их роста и развития.
Агротехнику овощных культур в открытом грунте изучают в соответствии с принятой классификацией на группы по ботанико-производственным признакам, а именно: капустовые, корнеплодные, луковые, плодовые (овощные), однолетние листовые (зеленные) и многолетние.
Порядок изучения следующий: народно-хозяйственное значение, биологические особенности, требования, предъявляемые к природным условиям. Надо четко уяснить, при каких условиях растения проходят стадии развития, определяющие образование продуктового органа и переход к плодоношению.
Общие принципы подхода к культуре едины, но конкретные сорта, сроки, схемы размещения, удобрения, полив, приемы механизации: обработка почвы посев, посадка, уход, уборочные работы и т. д. зависят от почвенно-климатических условий. Поэтому изучать вопросы выращивания надо применительно к конкретной зоне Западной Сибири. Технологию каждой культуры необходимо усваивать по схеме, указанной в программе.
Капустовые. Капуста белокочанная, цветная, краснокочанная, савойская, брюссельская и другие виды. Особенности возделывания. Требования к удобрениям при выращивании продукции для хранения. Безрассадная культура белокочанной капусты.
Интенсивная технология белокочанной капусты, приемы механизации (обработка почвы, посев-посадка, уход, уборочные работы).
Проследите, как у ранней капусты растрескивается кочан; разберитесь, почему это происходит. Сопоставьте величину розетки с величиной кочана.
Усвойте правила посадки рассады вручную и рассадопосадочной машиной.
Корнеплодные. Морковь, свекла, петрушка. Особенности выращивания пастернака, сельдерея, брюквы, редиса, редьки, репы и др. Специфика предпосевной обработки семян. Весенние и летние посевы. Индустриальная технология моркови и свеклы. Приемы механизации (обработка почвы, посев-посадка, уход, уборочные работы).
Работая на производстве, обратите внимание на характер черешка и листа у различных корнеплодов. Сопоставьте величину розетки с величиной корнеплода.
Усвойте технологию посева сеялкой, прореживание, прополку ручную и гербицидами и их экономику.
Луковые. Лук репчатый, чеснок, лук порей. Особенности выращивания лука репчатого семенами, севком и рассадой.
Интенсивная технология производства лука репчатого. Выращивание лука репчатого на зеленое перо в открытом и защищенном грунте. Культура озимого и ярового чеснока. Культура лука порея на отбеленный ложный стебель (ножку) и молодую зелень. Способы и режим хранения севка и лука-репки.
Сравните размеры листового аппарата и луковицы лука репчатого в зависимости от площади питания. Чем больше площадь питания и меньше норма высева, тем крупнее будет луковица. Просчитайте, сколько луковиц в гнезде при посадке севком сравнительно с одиночными луковицами, выращенными из семян.
Проследите, как лук «полегает», как усыхает ботва, и луковица покрывается сухими чешуями — «рубашкой». Сравните с неполегшим луком «толстошейкой». Обратите внимание, какие приемы способствуют лучшему вызреванию лука.
Усвойте технику посадки севка, а также лука широкими полосами.
Плодовые. Пасленовые (томат, перец, баклажан). Рассадная и безрассадная культура. Интенсивная технология производства томата. Приемы механизации (обработка почвы, посев-посадка, уход, уборочные работы). Особенности производства ранней продукции. Пути ускорения поступления урожая. Дозаривание плодов. Мероприятия по защите от вредителей и болезней.
Тыквенные (огурец, тыква, кабачок, патиссон). Интенсивная технология выращивания огурца. Особенности выращивания огурца в открытом и защищенном грунте.
Работая на производстве, необходимо научиться проводить посадку рассады томатов в горшочках и без горшочков вручную, и рассадопосадочной машиной. Обратите внимание на следующее: где расположены мужские и женские цветки у огурца; способы формирования растений огурца в защищенном грунте и томата в открытом грунте; посмотрите зрелые плоды (семенники) огурца; обратите внимание на их окраску.
Листовые однолетние (зеленные) — укроп, шпинат, салат, листовая горчица, кресс-салат, чабер, фенхель, базилик, майоран, др. Использование их в качестве уплотнителей и повторных культур. Шпинат — растение раздельнополое: мужские экземпляры созревают и засыхают раньше, чем женские.
Многолетние овощные культуры — щавель, ревень, спаржа, хрен, эстрагон, лук-батун и другие многолетние луки.
Работая на производстве, посмотрите в теплицах или открытом грунте, как растет салат — розетку его листьев или рыхлый кочан и как он меняется с образованием цветоносного стебля.
Обратите внимание на то, что многолетники трогаются в рост после оттаивания почвы (хрен, ревень, щавель).
Вопросы для самопроверки
1. Рассадный и безрассадный способы культуры капусты. Отличия в агротехнике раннеспелой, среднеспелой и позднеспелой капусты.
2. Предпосевная обработка семян. Для каких целей она применяется?
3. Схемы посева, площади питания для различных корнеплодов.
4. Схемы, площади питания и нормы высева при культуре лука на севок и на репку из семян.
5. Причина стрелкования лука при выращивании репки из севка и меры его предупреждения.
6. Влияние возраста качества рассады капусты и томата на урожай, сроки поступления и себестоимость.
7. Какие зеленные культуры желательно выращивать в качестве уплотнительных и последовательных культур в основном севообороте?
8. Основные особенности интенсивной технологии выращивания культур.
9. Влияние сроков уборки овощей на урожайность и качество продукции.
10. Какие факторы климата учитываются при выборе видов и типов сооружений?
11. Зонирование территории по сумме ФАР и его значение для выбора культивационных сооружений.
12. Состав тепличных грунтов и поддержание их плодородия.
13. Общие технологические приемы выращивания огурца в защищенном грунте (подготовительные работы, посев-посадка, уход, заключительные работы).
14. Особенности технологии выращивания томата в тоннелях.
15. Особенности технологии зеленных культур.
ЛИТЕРАТУРА: 1, с. 100 -230; 2; 3; 4; 7.