Ii. распределение учебного времени

ВВЕДЕНИЕ

Политология – это наука, изучающая политику, политические отношения и власть в обществе. Сегодня даже дети иногда пытаются на любительском уровне трактовать события в государственной жизни, оценивать политиков и политику. Важно, что каждый гражданин в демократическом обществе обладает правом иметь своё собственное понимание происходящих событий в стране и за её пределами. Сегодня, начиная со средней школы, молодые люди получают основы политических знаний, а из средств массовой информации они получают поистине гигантский объем политической информации.

Во все времена политика оказывала решающее влияние на жизнь, как отдельных людей, так и целых народов. После 1991 года все бóльшее количество российских граждан активизируют свое участие в политической жизни страны. Несмотря на различные проблемы и трудности продолжается процесс демократизации политической системы России. А значит и повышается роль и значение изучения политологии в обществе. Ведь политическое образование свойственно любому современному обществу. Но особенно велика его роль в демократическом государстве, где от уровня политической компетенции граждан зависит качественный состав органов власти, решение многих жизненно важных вопросов.Именно политическое образование способствует воспитанию граждан, формированию политической культуры человека и общества.

Программа по дисциплине «Политология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации.

Коллектив кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России выражает уверенность в том, что изучение дисциплины «Политология» окажет практическую помощь выпускникам. Надеемся, что после завершения учебы в нашем ВУЗе они смогут:

– самостоятельно и глубоко разбираться в сложных проблемах политической жизни современного российского общества;

– при необходимости, делать правильный политический и гражданский выбор и участвовать в социально значимых дискуссиях по проблемам развития российского общества;

– принимать оптимальные управленческие решения в своей повседневной деятельности.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Основной целью курса является политическая социализация обучающихся в Академии, формирование у них способности к самостоятельному политологическому и государственническому мышлению, и на этой основе – подготовка высококвалифицированного специалиста в области государственного и муниципального управления, активно использующего в своей повседневной деятельности достижения мировой и отечественной политической мысли.

Главная задача учебного курса: дать бакалавру государственного и муниципального управления первичные политологические знания, которые послужат теоретической базой для осмысления мировых и российских социально-политических процессов; для формирования у него политической культуры демократического типа и для выработки личной позиции и далее четкого понимания меры своей гражданской ответственности.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны

иметь представление:

– об основных мировых политологических концепциях и теориях;

– о проблемах развития современных политических и военно-политических учений, теории и практики обеспечения национальной и комплексной безопасности.

знать:

– специфику политологии как науки и учебной дисциплины, ее место в системе социальных наук и ее значение для практической деятельности специалистов МЧС России;

– понятийно-категориальный аппарат политологии;

– основные политологические направления, идеи и концепции и их роль в современном обществе;

– основные проблемы, принципы и закономерности функционирования и развития политической сферы современного общества;

– порядок формирования и реализации любого вида и направления государственной политики;

– ключевые проблемы обеспечения международной, региональной и национальной (общенациональной) безопасности и принципы функционирования современных политических институтов.

уметь:

– связывать политологические знания с общественно-политической практикой, применять их, в том числе в своей профессиональной и гражданской деятельности;

– применять методологию анализа политической жизни, вырабатывать необходимые мировоззренческие и экономические критерии оценки текущих политических событий;

– самостоятельно готовить аналитические и публицистические выступления по политической проблематике и публично выступать перед любой аудиторией;

– формировать оценки и выводы в ходе применения политических технологий во время занятий, самостоятельной работы, практик и посещений органов государственной власти и местного самоуправления.

Логика программы и тематического плана учебной дисциплины «Политология» ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных политологических проблем, принципов и норм функционирования и развития политической сферы современного российского общества в контексте кардинальных преобразований и модернизации всех сфер общественной жизни.

Учебная дисциплина «Политология» включает следующие виды занятий: лекции, семинары, индивидуальные собеседования, деловые игры, конференцию и самостоятельная работу обучаемых под руководством преподавателя.

Лекции имеют цель дать систематизированные основы знаний по ключевым вопросам политической науки и её роли в деятельности сотрудника МЧС России или специалиста, работающего в органе государственной власти и местного самоуправления. В ходе лекций проектируются проблемные ситуации, широко используются технические средства обучения и наглядные пособия.

Семинарские занятия проводятся для закрепления и углубления знаний, полученных в ходе лекционных занятий и в процессе самостоятельной работы обучаемых. Они проводятся по наиболее сложным и трудным темам курса. В ходе семинарских занятий обсуждаются доклады, сообщения и презентации, подготовленные обучаемыми по обсуждаемым проблемам. Семинары проводятся в форме творческой дискуссии. В ходе подготовки к семинару преподаватель проводит групповые и индивидуальные консультации, доводит методику подготовки докладов и дает задания на организацию выставок литературы.

Деловые игры проводятся для развития практических навыков по наиболее сложным и актуальным темам курса. В ходе деловых игр осуществляются дискуссии, формируются лидерские и управленческие качества, умение работать в команде. По итогам игры готовятся обобщающие доклады и сообщения. В ходе подготовки к деловой игре преподаватель проводит индивидуальные, групповые и интернет-консультации, организует инструктаж, доводит методику подготовки докладов и дает задания на организацию выставок литературы.

Конференция проводится как итоговое занятие по обобщающей и актуальной теме. В ходе подготовки к конференции преподаватель проводит индивидуальные консультации по темам докладов, помогает обучаемым сформулировать наиболее актуальные темы их выступлений.

Индивидуальное собеседование проводится по итогам изучения 1-2 тем учебной дисциплины в целях закрепления и систематизации полученных знаний на лекциях и семинарах. В ходе подготовки к индивидуальному собеседованию преподаватель проводит групповые консультации по изучаемым вопросам, помогает в выборе учебной и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя проводится в целях подготовки к семинарам и индивидуальным собеседованиям, а также для более подробного изучения отдельных положений учебной дисциплины, которые вызывают у обучаемых наибольшую трудность в усвоении и понимании.

В ходе изучения дисциплины осуществляется текущий контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся. Он проводится по наиболее сложным проблемам раздела. Целью текущего контроля является: качество усвоения учебного материала; определение трудностей при изучении дисциплины; оказание помощи обучаемыми в усвоении наиболее сложного учебного материала. Текущий контроль проводится в виде письменных контрольных работ («летучек») по решению предметно-методической комиссии по учебной дисциплине «Политология» и реализуется ведущим преподавателем.

По окончании изучения учебной дисциплины «Политология» обучающиеся сдают зачет с оценкой.

III. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ

Занятие 1.2. Самостоятельная работа под руководством преподавателя «История политической мысли».

Обучаемые самостоятельно готовят и проводят:

1. Политическое информирование о ситуации в Российской Федерации, 1 чел., до 5 минут.

2. Политическое информирование о ситуации в мире, 1 чел., до 5 минут.

3. Экономическое информирование, 1 чел., до 5 минут.

Вопросы для обсуждения на самостоятельной работе под руководством преподавателя:

1. Содержание и особенности политических взглядов Платона и Аристотеля. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

2. Содержание и особенности политических взглядов Н. Макиавелли. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

3. Содержание и особенности политических взглядов Т. Гоббса, А. Токвиля. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

4. Содержание и особенности политических взглядов К. Маркса. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

Рекомендуемая литература по теме № 1:

Основная:

1. Политология: учебник / Московский государственный институт международных отношений. М.: Проспект, 2011. С. 37-56 (инв. № 2142у).

2. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии: учебник. М.: Аспект-Пресс, 2010. С. 5-28 (инв. № 2096у).

3. Медведев Д.А. Россия, вперед! // президент.рф.

Дополнительная:

1. Бербекова Т.Х. История политических и правовых учений. Учебно-методическое пособие для студентов юридических вузов и факультетов очной и заочной форм обучения. М.: Изд-во «Альтаир», 2007. С. 10-31, 37-71.

2. Бербекова Т.Х. Политология. Учебно-метод. пособие для студентов очной и заочной форм обучения. М.: Альтаир-МГАВТ, 2010. С 15-22.

3. Борисов А.В., Баркова И.Л. Политология: курс лекций / Под ред. А.А. Мизера. Новогорск: АГЗ МЧС РФ, 2004. С. 5-15 (инв. № 2003к).

4. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Политология для юристов. М.: Изд-во Юрайт, 2011. С. 10-88.

5. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010. С. 23-45.

6. Хаустова Н.А. История политических и правовых учений: учебное пособие. М.: ГОУ ВПО «РЭА им. Г.В. Плеханова», 2009. 72 с.

Занятие 2.3. Самостоятельная работа под руководством преподавателя «Виды политических режимов».

Основное содержание:

Обучаемые самостоятельно готовят и проводят:

1. Политическое информирование о ситуации в Российской Федерации, 1 чел., до 5 минут.

2. Политическое информирование о ситуации в мире, 1 чел., до 5 минут.

3. Экономическое информирование, 1 чел., до 5 минут.

Вопросы для обсуждения на самостоятельной работе под руководством преподавателя:

1. Что Вы понимаете под политическим режимом? Сформулируйте ключевые характеристики политических режимов. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

2. Основные характеристики тоталитарного политического режима. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

3. Основные характеристики авторитарного политического режима. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

4. Основные характеристики демократического политического режима. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

Занятие 3.4. Самостоятельная работа под руководством преподавателя «Политические институты и организации в современной России: основные проблемы и тренды развития».

Обучаемые самостоятельно готовят и проводят:

1. Политическое информирование о ситуации в Российской Федерации, 1 чел., до 5 минут.

2. Политическое информирование о ситуации в мире, 1 чел., до 5 минут.

3. Экономическое информирование, 1 чел., до 5 минут.

Вопросы для обсуждения на самостоятельной работе под руководством преподавателя:

1. Что такое «социальный институт» и «социальная институционализация»? Покажите на современных российских примерах. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

2. Что такое «политический институт» и «политическая институционализация»? Покажите на современных российских примерах. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

3. Институты безопасности, как часть политических институтов. Покажите на современных российских примерах. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

4. Институты развития в политической сфере общества. Покажите на современных российских примерах. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

Занятие 3.5. Семинар«Углубленная характеристика российского государства».

Обучаемые самостоятельно готовят и проводят:

1. Политическое информирование о ситуации в Российской Федерации, 1 чел., до 5 минут.

2. Политическое информирование о ситуации в мире, 1 чел., до 5 минут.

3. Экономическое информирование, 1 чел., до 5 минут.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Дайте характеристику форме государственного устройства Российской Федерации. Обоснуйте свою позицию на конкретных современных примерах. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

2. Какая форма государственного правления установлена в Российской Федерации? Обоснуйте свою позицию на конкретных современных примерах. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

3. Что такое сильное государство и эффективное государство? Проведите их сравнительный анализ в современной России по 6-8 позициям. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

4. Кто и как формирует государственную политику в Российской Федерации? Обоснуйте свою позицию на конкретных примерах. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

Рекомендуемая литература по теме семинара:

Основная:

1. Политология: учебник / Московский государственный институт международных отношений. М.: Проспект, 2011. С. 231-284. (инв. № 2142у).

2. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория. Политические технологии: учебник. М.: Аспект-Пресс, 2010. С. 105-127, 176-198. (инв. № 2096у).

Дополнительная:

1. Алмонд Г., Пауэл Дж., Стром К., Далтон Р. Сравнительная политология сегодня: Учебное пособие. М.: Аспект-Пресс, 2007. С. 17-68. (инв. № 1154у).

2. Борисов А.В., Баркова И.Л. Политология: курс лекций / Под ред. А.А. Мизера. Новогорск: АГЗ МЧС РФ, 2004. С. 43-59. (инв. № 2003к).

3. Бербекова Т.Х. Политология. Учебно-метод. пособие для студентов очной и заочной форм обучения. М.: Альтаир-МГАВТ, 2010. С 31-40, 57-70.

4. Исаев Б.А., Баранов Н.А. Современная российская политика: Учебное пособие. Для бакалавров. СПб.: Питер, 2012. С. 103-147, 202-241.

5. Малько А.В., Саломатин А.Ю. Политология для юристов. М.: Изд-во Юрайт, 2011. С. 133-152.

6. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебник для студентов вузов. М.: Аспект Пресс, 2010. С. 124-153.

7. Теория политики: Учебное пособие / Под ред. Б.А. Исаева. СПб.: Питер, 2008. С. 76-109.

8. Фукуяма Ф. Сильное государство: Управление и мировой порядок в XXI веке. М.: АСТ, 2010. С. 12-80, 157-200.

Занятие 3.6. Семинар«Политические партии и группы интересов».

Обучаемые самостоятельно готовят и проводят:

1. Политическое информирование о ситуации в Российской Федерации, 1 чел., до 5 минут.

2. Политическое информирование о ситуации в мире, 1 чел., до 5 минут.

3. Экономическое информирование, 1 чел., до 5 минут.

Вопросы для обсуждения на семинаре:

1. Что такое «группы интересов» и «лоббизм»? Покажите на современных российских примерах. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

2. Политические партии: происхождение, сущность, функции. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

3. Типология партий и типы партийных систем. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

4. Особенности партийной системы современной России. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

Занятие 4.4. Самостоятельная работа под руководством преподавателя «Глобализация и демократизация как разновидности политических процессов».

Обучаемые самостоятельно готовят и проводят:

1. Политическое информирование о ситуации в Российской Федерации, 1 чел., до 5 минут.

2. Политическое информирование о ситуации в мире, 1 чел., до 5 минут.

3. Экономическое информирование, 1 чел., до 5 минут.

Вопросы для обсуждения на самостоятельной работе под руководством преподавателя:

1. Дайте характеристику современной глобализации. Покажите на примерах международных и национальных институтов и транснациональных корпораций. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

2. Стандартизация и универсализация политических институтов в процессе глобализации. Покажите на конкретных примерах. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

3. Дайте характеристику современной демократизации. Сущность и ее основные этапы. Покажите на российских примерах. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

4. Может ли и должна ли демократизация иметь национальные особенности? Аргументируйте ответ современными российскими примерами. Готовит группа из 2-3 человек, до 15 минут.

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ПОЛИТОЛОГИЯ»

1. Определение политологии, ее объект и предмет.

2. Основные методы и категории политологии. Есть ли у политологии свой эксклюзивный метод?

3. Функции политологии. Раскройте их на российских примерах.

4. Этапы развития политических учений, основные подходы к выделению этапов.

5. Политическая мысль Древнего мира: представители и основные политические идеи.

6. Политическая мысль Средневековья: представители и основные политические идеи.

7. Политическая мысль Нового времени: представители и основные политические идеи.

8. Специфика становления российской политической мысли.

9. Сущность, структура и основные функции политики.

10. Отношения политики с другими сферами общественной жизни.

11. Природа и сущность политической власти, ее основные отличия от государственной власти.

12. Легитимность политической власти: типы и источники. Соотношение легальности и легитимности власти.

13. Легитимность и эффективность политической власти: кризисы легитимности и способы их преодоления.

14. Сущность, структура и основные функции политической системы. Дайте характеристику российской политической системе.

15. Сущность, признаки и основные функции государства.

16. Формы государственного правления и их характеристика.

17. Формы территориального устройства и их характеристика.

18. Социальное и правовое государство: дайте сравнительную характеристику.

19. Группы интересов: сущность, характерные черты, типология.

20. Политические партии: сущность и основные черты.

21. Основные функции и типология политических партий. Охарактеризуйте программы основных российских политических партий.

22. Партийные системы и их характеристика. Дайте характеристику современной российской партийной системе.

23. Политическая элита: сущность, структура и типы. Дайте характеристику российской политической элите.

24. Системы рекрутирования политической элиты и их характеристика.

25. Политическое лидерство как институт политической власти. Дайте характеристику российским политическим лидерам.

26. Политическая культура: сущность и структура. Дайте характеристику политической культуре демократического типа.

27. Типы политической культуры и их характеристика. Дайте характеристику политической культуры современной России.

28. Понятие политической социализации и её основные этапы. Покажите эти этапы на своем личном примере.

29. Сущность политического режима. Назовите десять ключевых характеристик любого политического режима.

30. Авторитарный политический режим: сущность и основные черты.

31. Тоталитарный политический режим: сущность и основные черты.

32. Демократический политический режим: сущность и основные черты.

33. Политический процесс: сущность, структура и параметры. Охарактеризуйте современный российский политический процесс.

34. Сущность политической модернизации и основные механизмы ее реализации. Покажите на российских примерах.

35. Сущность глобализации, основные ее субъекты и механизмы реализации. Покажите на современных примерах.

36. Сущность и структура национальной безопасности. Дайте характеристику национальной безопасности Российской Федерации и системе ее обеспечения.

37. Основное содержания российских доктринальных документов в области безопасности («Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года», «Военная доктрина Российской Федерации», «Концепция внешней политики Российской Федерации»).

ТЕМАТИКА РЕКОМЕНДУЕМЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

1. Политическое развитие современной России: основные проблемы и противоречия.

2. Зачем и кому нужно политологическое образование и политическое просвещение в современной России?

3. Методология познания политической реальности: куда развивается политиеская наука в современной России?

4. Социально-политические последствия экономичес-ких трансформаций в Российской Федерации в период после 2008 года.

5. Экономика и политика: оптимальная модель взаимодействия в современной России.

6. Бизнес и политика в Российской Федерации: проблемы и модели взаимодействия.

7. Группы интересов в российской политике: структура, механизм деятельности, эффективность.

8. Возможности и механизмы политического противодейстия коррупции в современной России.

9. Кому и зачем нужна политическая оппозиция в современной России?

10. Лоббизм в политической жизни США, европейских стран и России (на конкретных примерах).

11. Сформулируйте 10 отличий политической власти и государственной власти.

12. Власть и общество в современной России: в чем заключаются основные проблемы взаимодействия?

13. Опишите механизм формирования государственной политики в области чрезвычайных ситуаций.

14. Опишите механизм формирования государственной молодежной политики.

15. Опишите механизм формирования государственной демографической политики.

16. Опишите механизм формирования государственной экономической политики.

17. Власть и оппозиция в России после выборов 4 декабря 2011 года: каковы механизмы налаживания конструктивного диалога?

18. Основные направления и механизмы модернизации политической системы России после выборов 4 декабря 2011 года.

19. Дайте характеристику политическому режиу современной России.

20. Докажите, что в России сформировано правовое государство.

21. Докажите, что в России сформировано социальное государство.

22. Докажите, что в России сформировано демократическое государство.

23. Реформы в России и политическая роль представительных (законодательных) органов власти.

24. Что происходит с институтом президентства в современной России?

25. Что происходит с институтом губернаторства в современной России?

26. Сравнительный анализ основных моделей федерализма: Россия, США, Канада, ФРГ (по выбору обучаемых).

27. Куда и как развивается парламентаризм в современной России?

28. Как гражданское общество влияет на политическую модернизацию в современной России?

29. Проведите сравнительный анализ предлагаемых решений социальных проблем в программах ведущих политических партий современной России.

30. Сформулируйте и обоснуйте 10 основных особенностей электорального процесса в современной России.

31. Какие основные политические ценности Вы знаете (определите не менее десяти). Докажите, что они действительно являются политическими российскими ценностями.

32. Играют ли современные российские религиозные организации политическую роль? Докажите свою позицию на конкретных прмиерах.

33. Есть ли в современной России политический либерализм? Докажите свою позицию на конкретных примерах.

34. Есть ли в современной России политический консерватизм? Докажите свою позицию на конкретных примерах.

35. Реализуются ли в современной России социал-демократические идеи? Докажите свою позицию на конкретных примерах.

36. Реализуются ли в современной России фундаменталистские идеи? Докажите свою позицию на конкретных примерах.

37. Реализуются ли в современной России националистические идеи? Докажите свою позицию на конкретных примерах.

38. Докажите, что Россия примерно к 2030 году станет мировым экономическим и политическим лидером.

39. Оцените эффективность системы обеспечения национальной безопасности современной России.

40. Дайте характеристику военной реформе в современной России.

42. Что такое эффективное государство? Докажите, что в современной России сформировано эффективное государство.

43. Что такое сильное государство? Поразмышляйте: кому нужно в современной России сильное государство?

ВВЕДЕНИЕ

Политология – это наука, изучающая политику, политические отношения и власть в обществе. Сегодня даже дети иногда пытаются на любительском уровне трактовать события в государственной жизни, оценивать политиков и политику. Важно, что каждый гражданин в демократическом обществе обладает правом иметь своё собственное понимание происходящих событий в стране и за её пределами. Сегодня, начиная со средней школы, молодые люди получают основы политических знаний, а из средств массовой информации они получают поистине гигантский объем политической информации.

Во все времена политика оказывала решающее влияние на жизнь, как отдельных людей, так и целых народов. После 1991 года все бóльшее количество российских граждан активизируют свое участие в политической жизни страны. Несмотря на различные проблемы и трудности продолжается процесс демократизации политической системы России. А значит и повышается роль и значение изучения политологии в обществе. Ведь политическое образование свойственно любому современному обществу. Но особенно велика его роль в демократическом государстве, где от уровня политической компетенции граждан зависит качественный состав органов власти, решение многих жизненно важных вопросов.Именно политическое образование способствует воспитанию граждан, формированию политической культуры человека и общества.

Программа по дисциплине «Политология» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта Российской Федерации.

Коллектив кафедры государственного и муниципального управления Академии гражданской защиты МЧС России выражает уверенность в том, что изучение дисциплины «Политология» окажет практическую помощь выпускникам. Надеемся, что после завершения учебы в нашем ВУЗе они смогут:

– самостоятельно и глубоко разбираться в сложных проблемах политической жизни современного российского общества;

– при необходимости, делать правильный политический и гражданский выбор и участвовать в социально значимых дискуссиях по проблемам развития российского общества;

– принимать оптимальные управленческие решения в своей повседневной деятельности.

I. ХАРАКТЕРИСТИКА И ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ПОЛИТОЛОГИЯ»

Основной целью курса является политическая социализация обучающихся в Академии, формирование у них способности к самостоятельному политологическому и государственническому мышлению, и на этой основе – подготовка высококвалифицированного специалиста в области государственного и муниципального управления, активно использующего в своей повседневной деятельности достижения мировой и отечественной политической мысли.

Главная задача учебного курса: дать бакалавру государственного и муниципального управления первичные политологические знания, которые послужат теоретической базой для осмысления мировых и российских социально-политических процессов; для формирования у него политической культуры демократического типа и для выработки личной позиции и далее четкого понимания меры своей гражданской ответственности.

В результате изучения дисциплины обучаемые должны

иметь представление:

– об основных мировых политологических концепциях и теориях;

– о проблемах развития современных политических и военно-политических учений, теории и практики обеспечения национальной и комплексной безопасности.

знать:

– специфику политологии как науки и учебной дисциплины, ее место в системе социальных наук и ее значение для практической деятельности специалистов МЧС России;

– понятийно-категориальный аппарат политологии;

– основные политологические направления, идеи и концепции и их роль в современном обществе;

– основные проблемы, принципы и закономерности функционирования и развития политической сферы современного общества;

– порядок формирования и реализации любого вида и направления государственной политики;

– ключевые проблемы обеспечения международной, региональной и национальной (общенациональной) безопасности и принципы функционирования современных политических институтов.

уметь:

– связывать политологические знания с общественно-политической практикой, применять их, в том числе в своей профессиональной и гражданской деятельности;

– применять методологию анализа политической жизни, вырабатывать необходимые мировоззренческие и экономические критерии оценки текущих политических событий;

– самостоятельно готовить аналитические и публицистические выступления по политической проблематике и публично выступать перед любой аудиторией;

– формировать оценки и выводы в ходе применения политических технологий во время занятий, самостоятельной работы, практик и посещений органов государственной власти и местного самоуправления.

Логика программы и тематического плана учебной дисциплины «Политология» ориентирует на всестороннее и систематическое изучение основных политологических проблем, принципов и норм функционирования и развития политической сферы современного российского общества в контексте кардинальных преобразований и модернизации всех сфер общественной жизни.

Учебная дисциплина «Политология» включает следующие виды занятий: лекции, семинары, индивидуальные собеседования, деловые игры, конференцию и самостоятельная работу обучаемых под руководством преподавателя.

Лекции имеют цель дать систематизированные основы знаний по ключевым вопросам политической науки и её роли в деятельности сотрудника МЧС России или специалиста, работающего в органе государственной власти и местного самоуправления. В ходе лекций проектируются проблемные ситуации, широко используются технические средства обучения и наглядные пособия.

Семинарские занятия проводятся для закрепления и углубления знаний, полученных в ходе лекционных занятий и в процессе самостоятельной работы обучаемых. Они проводятся по наиболее сложным и трудным темам курса. В ходе семинарских занятий обсуждаются доклады, сообщения и презентации, подготовленные обучаемыми по обсуждаемым проблемам. Семинары проводятся в форме творческой дискуссии. В ходе подготовки к семинару преподаватель проводит групповые и индивидуальные консультации, доводит методику подготовки докладов и дает задания на организацию выставок литературы.

Деловые игры проводятся для развития практических навыков по наиболее сложным и актуальным темам курса. В ходе деловых игр осуществляются дискуссии, формируются лидерские и управленческие качества, умение работать в команде. По итогам игры готовятся обобщающие доклады и сообщения. В ходе подготовки к деловой игре преподаватель проводит индивидуальные, групповые и интернет-консультации, организует инструктаж, доводит методику подготовки докладов и дает задания на организацию выставок литературы.

Конференция проводится как итоговое занятие по обобщающей и актуальной теме. В ходе подготовки к конференции преподаватель проводит индивидуальные консультации по темам докладов, помогает обучаемым сформулировать наиболее актуальные темы их выступлений.

Индивидуальное собеседование проводится по итогам изучения 1-2 тем учебной дисциплины в целях закрепления и систематизации полученных знаний на лекциях и семинарах. В ходе подготовки к индивидуальному собеседованию преподаватель проводит групповые консультации по изучаемым вопросам, помогает в выборе учебной и дополнительной литературы.

Самостоятельная работа под руководством преподавателя проводится в целях подготовки к семинарам и индивидуальным собеседованиям, а также для более подробного изучения отдельных положений учебной дисциплины, которые вызывают у обучаемых наибольшую трудность в усвоении и понимании.

В ходе изучения дисциплины осуществляется текущий контроль успеваемости и качества подготовки обучающихся. Он проводится по наиболее сложным проблемам раздела. Целью текущего контроля является: качество усвоения учебного материала; определение трудностей при изучении дисциплины; оказание помощи обучаемыми в усвоении наиболее сложного учебного материала. Текущий контроль проводится в виде письменных контрольных работ («летучек») по решению предметно-методической комиссии по учебной дисциплине «Политология» и реализуется ведущим преподавателем.

По окончании изучения учебной дисциплины «Политология» обучающиеся сдают зачет с оценкой.

II. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ

ПО СЕМЕСТРАМ,
ТЕМАМ И ВИДАМ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ

Наши рекомендации

Вид занятий Темы занятий Количество часов
Тема 1. Политология в системе гуманитарного знания
Лекция 1.1. Политология как наука и учебная дисциплина
СРПП 1.2 История политической мысли
Тема 2. Политика и политическое в обществе
Лекция 2.1 Политика как общественное явление
Лекция 2.2 Политическая власть
СРПП 2.3 Виды политических режимов
Семинар 2.4 Политика и политическое в современной России
Индивидуальное собеседование 2.5 Политическая система современной России
Тема 3. Политические институты и организации
Лекция 3.1 Государство как основной политический институт
Лекция 3.2 Политическая элита и политическое лидерство  
Лекция 3.3 Гражданское общество: системный и институциональный анализ
СРПП 3.4 Политические институты и организации в современной России: основные проблемы и тренды развития
Семинар 3.5 Углубленная характеристика российского государства
Семинар 3.6 Политические партии и группы интересов
Индивидуальное собеседование 3.7 Основные механизмы взаимодействия гражданского общества и государства в современной России
Тема 4. Политические процессы
Лекция 4.1 Политические процессы: понятие и их виды
Семинар 4.2 Политические отношения и политическая культура
Семинар 4.3 Политическая модернизация в России: история, понятие и механизмы реализации
СРПП 4.4 Глобализация и демократизация как разновидности политических процессов
Деловая игра 4.5 Открытое правительство.
Тема 5. Международные и национальные проблемы обеспечения безопасности
Лекция 5.1 Мировая политика и междунаро