Правила использования карточек
Каждый участник дискуссии, кроме ведущих, получает по две карточки, заполненные с двух сторон:
«?» - «!»
красная – зелёная.
Использование цветной карточки разрешается в течение всей дискуссии – её поднятием участник выражает своё отношение к позиции выступающего в настоящий момент:
зелёный – согласие, поддержка, одобрение
красный – несогласие, неодобрение
Активно реагировать на цветные карточки (вызывать на полемику, спрашивать мнение у соответствующего участника) выступающему запрещается.
Цветная карточка используется также для голосования в ходе дискуссии, которое может быть предусмотрено:
- по итогам выступления каждого докладчика;
- по вопросам, заданным ведущими аудитории.
Результат голосования ведущими подсчитывается и озвучивается (+ выводится на экран).
Использование карточки «?»/«!» допускается на тех этапах дискуссии, когда участникам может быть предоставлено слово. Значение карточки:
? – «у меня есть вопрос к выступающему»
! – «у меня есть что сказать по поводу этого выступления»
Для предоставления слова в ходе свободного обсуждения также используется «!».
Ведущие предоставляют слово по этим карточкам в порядке их поднятия, но вперёд пропускаются вопросы.
Чтобы получить слово в свою очередь, участник должен держать карточку постоянно с момента поднятия.
Допускается использование двух карточек сразу, что будет означать, например:
зеленая+«!» - я согласен с выступающим и хочу что-то сказать в его поддержку (дополнить)
красная+«!» - я не согласен с выступающим и хочу возразить
По ходу дискуссии ведущие с учетом поднятых цветных карточек вправе скорректировать очередность выступлений в целях повышения интереса к дискуссии (например, если много желающих высказаться в одобрение, то следует среди них вне очереди дать слово и оппоненту).
У эксперта кроме общих карточек, а также у ведущих, имеется также специальная – желтая карточка.
В случае поднятия ведущим желтой карточки выступающий обязан прервать своё выступление, чтобы ведущий высказался. При несоблюдении этого правила ведущий прерывает выступление голосом.
В случае поднятия экспертом желтой карточки выступающий вправе прервать выступление, чтобы дать слово эксперту, или продолжить его – тогда эксперт выскажется сразу после выступления. Эксперт использует желтую карточку в случаях, когда необходимо сделать уточнение по фактической стороне вопроса, либо когда имеет ценное, на его взгляд, дополнение к выступающему. Эксперту запрещено использовать право желтой карточки, чтобы задавать вопросы или устраивать полемику с выступающим.
Этапы проведения:
1. Регистрация
На входе участники записываются в лист регистрации (в т.ч. контактные данные для последующего оповещения о мероприятиях) и получают:
- листовку с описанием дискуссии (название, круг вопросов, ведущие, докладчики) и регламентом
- две карточки: ?/! и красная/зеленая
- (в идеале) бейдж со своим именем или табличку на стол (печатается тут же при регистрации)
2. Вступительное слово ведущих (одного или обоих) – до 5 мин
Описывается тематика и круг проблем дискуссии, порядок и правила обсуждения и т.д.
3. Выступления докладчиков – до 7 мин каждый + вопросы до 3 мин
Задача докладчика – сформулировать определенную позицию по теме дискуссии или сообщить какие-то исходные данные в качестве информации к размышлению.
В конце каждого доклада задаются вопросы докладчику (по поднятой карточке «?»). Разрешается уточнение вопроса в ходе ответа докладчика.
Запрещаются полемика с докладчиком, с другими участниками дискуссии, подмена вопросов оценками доклада – всё это будет возможно при свободном обсуждении.
4. Свободное обсуждение – до 1,5-2 ч
Выступление участника – до 5 мин, все последующие выступления того же участника строго до 3 мин.
В ходе выступления участника другими могут подниматься карточки «?» и «!». Ведущие предоставляют слово в первую очередь для вопроса, потом уже – для реплик.
5. Подведение итогов дискуссии – 15 мин
При подведении итогов по 2 мин может быть предоставлено для монолога докладчиков, в остальное время эксперт и ведущие подводят итоги дискуссии, не формулируя свою позицию, а выделяя наиболее ценные мысли в состоявшемся обсуждении и оставляя окончательные ответы за участниками дискуссии.
Будет хорошо, если один из ведущих, пока другой модерирует дискуссию, возьмет на себя роль «летописца» и зафиксирует по ходу дискуссии наиболее ценные, интересные реплики, вызвавшие самую бурную реакцию вопросы (это отслеживается в т.ч. по карточкам), а также составит некую общую схему дискуссии, отражающую её развитие. Такая «летопись» может быть представлена в заключительном слове и публиковаться наряду с другими материалами о состоявшейся дискуссии.
В дискуссионном клубе запрещается:
- использовать нецензурную брань
- переходить на личности, оскорблять оппонентов
- существенное отклонение от основной темы
- нарушать регламент после замечания от ведущего
Участники, имеющие рецидивы нарушения этих правил могут быть дисквалифицированы и в дальнейшем не допускаться к обсуждению и даже к работе клуба.