Правила вручения визитных карточек

Визитные карточки чаще всего вручают лично. В этикете действует принцип первоочередности. При знакомстве первым вручает свою карточку тот, чей ранг, должностное положение ниже, человек менее известный. Если социальный статус собеседников равный, первым предлагает визитную карточку младший по возрасту. Если и должность, и возраст одинаковы, т. е. имеет место так называемое симметричное общение, то большую оперативность может проявить более вежливый, более активный или более заинтересованный человек.

При деловой встрече с иностранными партнерами первыми визитные карточки вручают хозяева. На переговорах после процедуры обмена визитками, чтобы правильно произносить и не путать имена, карточки целесообразно расположить на столе перед собой в таком порядке, в каком сидят партнеры.

Не принято вручать лично визитную карточку с выражением благодарности или иных чувств.

Посетитель в фирме, учреждении может предъявить свою визитную карточку секретарю для доклада о себе, особенно в случае незаявленного ранее визита. Карточка может открыть посетителю дверь кабинета занятого должностного лица.

При вручении карточек принято обмениваться легкими поклонами. Визитную карточку полагается вручить партнеру так, чтобы он мог сразу прочесть текст. Свою фамилию, особенно если она труднопроизносимая, нужно произнести вслух. В США, Европе особых регламентаций не существует. Представителям ближневосточных стран карточку вручать следует обязательно правой рукой. В странах Азии, в Японии – обеими руками.

Принявший визитную карточку должен ее прочесть; фамилию партнера, чтобы быть уверенным в ее правильном произношении – произнести вслух.

Никаких пометок на полученной визитной карточке в присутствии вручившего делать не стоит. Также нельзя вертеть визитку в руках, мять ее. В ходе разговора, сопровождающего знакомство, карточку лучше сразу не убирать, а держать перед собою на столе или в руках. Это, в частности, поможет вам не забыть и не перепутать имя нового знакомого – оно всегда перед вами. Но вот забыть на столе карточку или, едва отойдя от нового знакомого, выбросить ее – вопиющий знак неуважения.

Во время переговоров следует положить визитные карточки перед собой, соответственно рассадке партнеров. Если требуется надписать на визитке какое-либо уточнение, то лучше попросить хозяина карточки самому сделать это.

Если визитная карточка прилагается к подарку, ее вкладывают в коробку с подарком. Конверт с визиткой заклеивают только в том случае, когда послание носит сугубо личный характер.

Если визитную карточку вкладывают в букет цветов, посылаемый по официальному поводу, к празднику, то на карточке, чуть выше набранного имени, нужно сделать короткую приписку. Если цветы посылают по случаю похорон, никакой приписки делать не надо. Карточку в конверте прикрепляют к бумаге, в которую упакованы цветы.

В некоторых случаях визитная карточка может служить протежированию. Например, если у делового человека нет времени для составления рекомендательного письма, он может просто передать свою визитную карточку по назначению, написав на ней фамилию своего протеже.

Для того чтобы пригласить кого-либо на неофициальный прием, следует написать его имя и фамилию вверху на визитной карточке, а внизу указать наименование приема (например: «обед»), место его проведения, число и время.

Если на визитной карточке не хватает места для этой информации, можно написать текст приглашения на открытке и отправить, приколов к ней визитную карточку.

При перемене адреса следует послать деловому партнеру старую визитную карточку вместе с новой, где прописаны новые реквизиты.

Новый номер телефона можно, в крайнем случае, вписать и от руки. А вот вписывать от руки новую должность считается неприличным. При изменении должности необходимо срочно печатать новые визитки.

Визитные карточки, которые посылаются по почте или с посыльным, вкладываются в специальный конверт, на котором от руки чернилами, на пишущей машинке, компьютере пишутся имя, фамилия и должность адресата.

В один конверт могут быть вложены визитные карточки для нескольких лиц. В этом случае в левом верхнем углу каждой карточки карандашом или ручкой пишется фамилия лица, которому она адресована. В одном конверте на имя одного лица могут быть посланы визитки от разных лиц.

Визитные карточки, отправленные в конверте, должны сохранять форму. Отправителю следует позаботиться об этом, поскольку смятая визитка – грубое нарушение этикета.

На визитные карточки ответ полагается давать визитной карточкой в течение суток после их получения.

В ряде практических пособий для деловых людей можно встретить рекомендацию пользоваться любым случаем, чтобы предложить свою визитную карточку[3]. И мы действительно видели визитки дизайнеров, разложенные на столах в кафе; получали визитки вместе со счетами из химчистки и т.д.

Такого рода советы могут быть полезны только частным предпринимателям, заинтересованным в максимальном расширении клиентуры. Солидному же деловому человеку, напротив, этой рекомендации следовать противопоказано – его репутации это повредит. Да и выглядит это нелепо, если, конечно, у этого действа нет подоплеки: вспомните фильм Э. Рязанова «Гараж», где профессор, доктор наук вкладывал свою визитную карточку в сетки с расфасованным картофелем, когда «отрабатывал» на овощной базе.

Однако при деловом общении визитки необходимы. Ведь если в ответ на визитную карточку вы не сможете дать свою, это будет равносильно тому, что на невербально заданный вопрос «Кто вы такой?» – вы ответите: «Никто».

6. Составьте для себя визитную карточку. Познакомьтесь с деловым партнером, используя визитную карточку.

7. Проанализируйте пары лексем, члены которых различаются отрицательной/нейтральной оценкой, и дайте понятийно-прагматическую характеристику каждому из понятий.

· гордыня – гордость,

· себялюбие – самолюбие,

· самоуверенность – уверенность в себе.

8. Проделайте ряд аналитических операций.

1) Назовите причины, по которым коммуникант может выйти из себя.

2) Ограничьте этот перечень рамками деловой коммуникации.

3) Оставшиеся причины «профильтруйте» через чувство юмора.

4) Теперь назовите оставшиеся причины, по которым коммуникант не может выйти из себя в процессе деловой коммуникации.

Сформулируйте советы коммуниканту по сохранению самообладания.

9. Прочтите стихотворение Б.Ш. Окуджавы. Подумайте – что для вас представляет собой чувство собственного достоинства? Каково его значение в жизни человека вообще и в коммуникативной сфере жизни в частности? Какую роль играет оно в деловой коммуникации: выступает нашей защитой или его само нужно защищать?

Чувство собственного достоинства – вот загадочный инструмент

Созидается он столетьями, а утрачивается в момент.

Под гармошку ли, под бомбежку ли, под красивую ль болтовню,

Иссушается, разрушается, сокрушается на корню.

Чувство собственного достоинства – вот загадочная стезя,

На которой разбиться запросто, но обратно свернуть нельзя,

Потому что без промедления, вдохновенный, чистый, живой,

Растворится, в пыль превратится человеческий образ твой.

Чувство собственного достоинства – это просто портрет любви.

Я люблю вас мои товарищи – боль и нежность в моей крови.

Что б там тьма и зло не пророчили, кроме этого ничего.

Не придумало человечество для спасения своего.

Так не траться, брат, не сворачивай, плюнь на вздорную суету –

Потеряешь свой лик божественный, первозданную красоту

Ну зачем рисковать так попусту? Разве мало других забот?

Поднимайся, иди, служивый, лишь прямехонько, лишь вперед.

10. К. Бредемайер в книге «Искусство словесной атаки: Практическое руководство» приводит правило «Трех Т» (от англ. touch – касаться, turn – направлять, talk – разговаривать) – в нашем варианте: оценка, возврат и углубление – для тренировки находчивости в деловой коммуникации.

При этом рекомендуется:

1. Оценка: дайте оценку теме разговора с точки зрения цели дискуссии.

2. Возврат: вернитесь к главной теме.

3. Углубление: углубитесь в главную тему, чтобы она снова стала основным предметом обсуждения.

Выполните ряд упражнений по совету мастера коммуникации.

Пример:

Вопрос: «Вы можете хотя бы один раз компетентно сделать доклад ...?»

Ответная реакция:

Оценка: Разумеется, я как раз это и делаю.

Возврат: Я только что объяснил положение вещей и заявил,

Углубление: что мы нашли решение проблемы в...

1). «Итак, вы, очевидно, можете признаться...»

Оценка:___________________________________________

Возврат:__________________________________________

Углубление:________________________________________

2) «Мои комплименты, но объясните, пожалуйста, как можно так упорно не замечать реального положения вещей?»

Оценка:___________________________________________

Возврат:__________________________________________

Углубление:________________________________________

3) «Чем вы объясните ваш плохой имидж на предприятии?»

Оценка:___________________________________________

Возврат:__________________________________________

Углубление:________________________________________

4) «Дорогой коллега, вы же не думаете серьезно, что...»

Оценка:___________________________________________

Возврат:__________________________________________

Углубление:________________________________________

5) «Я же вам уже много раз подробнейшим образом объяснял, что...»

Оценка:___________________________________________

Возврат:__________________________________________

Углубление:________________________________________

6) «Если бы вы хоть раз честно признали...»

Оценка:___________________________________________

Возврат:__________________________________________

Углубление:________________________________________

7) «Вам поможет, если я буду медленнее говорить?»

Оценка:___________________________________________

Возврат:__________________________________________

Углубление:________________________________________

8) «И в этом вы хотите нас убедить?!»

Оценка:___________________________________________

Возврат:__________________________________________

Углубление:________________________________________

9) «Вы даже решения предложить не можете?»

Оценка:___________________________________________

Возврат:__________________________________________

Углубление:________________________________________

10) «Решение у вас, правда, есть, но нет ли у вас еще одного варианта?»

Оценка:___________________________________________

Возврат:__________________________________________

Углубление:________________________________________

11) «Мои комплименты, эту неудачную попытку вы не могли не предпринять!»

Оценка:___________________________________________

Возврат:__________________________________________

Углубление:________________________________________

11. В приведенных ниже текстах найдите каламбуры т. е. игру слов, основанную на двусмысленности и вызывающую комический эффект. Определите языковые средства, участвующие в их создании.

Придумайте 10 каламбуров.

I. 1) Лучше в год, да годное, чем в неделю недельное.

2) Хотелось бы полежать, да надо поле жать.

3) Не под дождем – подождем.

(Русские народные пословицы, поговорки)

II. 1) Природы странною игрой

В нем дух начал раздор открытый:

Как может быть он человек пустой

И вместе с тем дурак набитый!

(П.А. Вяземский)

2) Тот самый человек пустой,

Кто весь наполнен сам собой.

(М.Ю. Лермонтов)

3) Мода

Модисткам нынче дела мало.

На львиц взгляните городских:

Когда-то мода одевала,

А нынче – раздевает их.

(Д.Д. Минаев)

4)Новость

– Я еду вокруг света.

– Мне очень странно это!

Заклятый света враг,

Всегда любил ты мрак.

(Д.Д. Минаев)

III. «Вредные советы»

1) Если школьный учитель

Отцу позвонил

И настойчиво в школу

Его приглашал,

Чтобы там показать ему

Классный журнал,

Ты к любому киоску

Отца подведи

И скажи: «Ну, зачем тебе

В школу ходить?

Столько классных журналов

Теперь издают!»

2) Если ты горяч, как чайник,

Или вспыльчив, как ковер,

Попроси, чтоб остудили

Или выбили тебя.

3) Если выкинуть собрался

Что-нибудь из головы,

Погляди сначала, нет ли

Рядом маленьких детей.

(Г. Остер)

IV. 1) «Журналы наши так грязны, что нельзя читать их иначе, как в перчатках» (П.А. Вяземский).

2) «У нас слова оратор, ораторствовать вовсе не латинского происхождения, а чисто русского – от слова орать. Послушайте наших застольных при торжественных случаях витий!» (П.А. Вяземский).

3) «Эта девушка прелестна, – думает один, – но отец ее молод, бог знает, сколько проживет он лет и денег… Вот эта, правда, не очень красива и очень недалека, но как одушевлена! чертовски одушевлена тремя тысячами душ, из которых ни одна не тает в ломбарде или двадцатилетнем банке, как большая часть наших приданных» (А.А. Бестужев-Марлинский).

4) «Болтун подобен маятнику: и того и другого надо остановить» (Козьма Прутков)[4].

5) – Я уже отчаялась…– начала было Алиса.

Но Королева не дала ей договорить.

– Отчаялась? – повторила она. – Разве ты пьешь по утрам чай, а не молоко?… Детям пить чай совсем не надо! … Другое дело – взрослые… Я вот сейчас, к примеру, битых два часа отчаивалась… с вареньем и сладкими булочками… (Л. Кэрролл)

6) – От перца, верно, начинают всем перчить… – Алиса очень обрадовалась, что открыла новое правило. – От уксуса – куксятся, от горчицы – огорчаются, от лука – лукавят, от вина – винятся, а от сдобы – добреют. Как жалко, что об этом никто не знает… Все было бы так просто. Ели бы сдобу – и добрели! (Л. Кэрролл)

7) – Я человек маленький, ваше величество... – начал он.

– Вы и впрямь небольшой мастер говорить, – сказал Король.

Тут одна из морских свинок зааплодировала и была немедленно подавлена судейскими чинами. (Поскольку это довольно сложное слово, я объясню вам, как это было сделано. Они взяли большой холщовый мешок, засунули туда морскую свинку головой вперед, затянули отверстие мешка веревкой и уселись сверху.)

– Хорошо, что я увидела, как это делается, – подумала Алиса. – Я часто читала в газетах «Беспорядки были подавлены», и никогда не понимала, что это значит – теперь буду знать (Л. Кэрролл).

V. 1) В школе

– Калинин, перечислите мне предлоги!

– Зубная боль…

– Что?

– Это мой главный предлог, чтобы не идти в школу.

(«Сатирикон», 1908, № 15)

Чиновничья неразбериха

– Вы, кажется, присутствовали при этом?

– Нет, отсутствовал.

– Вот как! Вы были в отсутствии?

– Нет, я был в присутствии.

(«Сатирикон», 1908, № 19)

3) Неудачник

– Представь, Сонечка, Николай Константинович совсем потерял голову!..

– Бедняжка! А он только на днях купил себе новую соломенную шляпу.

(«Сатирикон», 1908, № 24)

4) Что чему подобно

Грядущий день подобен плохой кухарке: готовит черт знает что.

Заря подобна прилежному ученику: она каждое утро занимается. (Тэффи. «Сатирикон», 1908, № 28)

12. ВОПРОС ЭТИКИ: как бы поступили вы?[5]

Лариса, Иван, Лина, Ника и Алексей встретились на вечеринке, которую устроил факультет для первокурсников. В перерыве ребята начали рассказывать, откуда они приехали, где работали, учились и какую специальность хотят получить. Ивана очень увлекла беседа с Ларисой – он подумал, что она милая девушка, и захотел произвести на нее впечатление. Когда она упомянула, что участвовала в школьных театральных постановках и подумывает о том, что хорошо бы организовать на факультете студенческий театр миниатюр, он начал делиться с ней своим собственным опытом выступлений.

Все сначала вежливо и с интересом слушали, но он говорил и говорил. Наконец Ника прервала Ивана и сменила тему, за что остальная часть группы была ей очень благодарна. В продолжение их получасового разговора, если кто-то предлагал собственную тему, Иван немедленно вклинивался в разговор и рассказывал какие-то нелепые истории, которые не относились к делу. Он был не только скучен, но, казалось, что его истории выдуманы. Он был героем каждой – шла ли речь о его интеллекте или его силе. Кроме того, он давал совершенно неуместные комментарии, которые были неприятны всем.

Один за другим каждый из присутствующих находил повод удалиться. Скоро Иван остался один. Несколько минут спустя он услышал, как остальные четверо разговаривают в коридоре. Прежде чем Иван завернул за угол и попал в их поле зрения, он услышал, как один из них сказал:

– Не хотите ли вы, ребята, спуститься в кафе, где мы могли бы спокойно побеседовать? Того, что наговорил Иван, было чересчур, но я думаю, что мы можем избежать встречи с ним, если выйдем через боковую дверь. Без него мы сможем поговорить спокойно.

1. Говорили ли вы когда-нибудь с таким человеком, как Иван? В чем ошибка Ивана? Что он должен был сделать иначе?

2. Каков этический подтекст поступка Ларисы и остальной группы, заставивший их ускользнуть через боковую дверь, не сказав ничего Ивану? Аргументируйте свою точку зрения.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РОЛИ

Наши рекомендации