Структура объектов интеллектуальной собственности
Объекты промышленной собственности | Объекты авторского права | Ноу-хау (секреты) |
Патенты на изобретения Свидетельства на полезные модели Патенты на промышленные образцы Свидетельства на товарные знаки (знаки обслуживания) Фирменные наименования (свидетельства о регистрации юридического лица) Свидетельства на право пользования наименованием места происхождения | Научные публикации, в том числе диссертации, монографии, статьи, отчеты о научно-исследовательских, конст-рукторско-технологических и проектных работах Литературные, драматические и музыкально-драматические, сценарные произведения Хореографические произведения и пантомимы Музыкальные произведения с текстом и без него Аудиовизуальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и иные произведения изобразительного искусства Произведения декоративно-прикладного искусства Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии Географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к разным научным дисциплинам Программы для ЭВМ, базы данных Топологии интегральных микросхем Другие произведения | Коммерческие Технологические Технические Финансовые Организационные Медицинские Биотехнологические Другие |
текущими экономическими выгодами для их владельца;
НМЛ, связанные с человеческим капиталом. Например, к этой категории относятся отобранная и обученная рабочая сила, договоры найма, соглашения с профсоюзами;
НМЛ, связанные с земельным участком. К ним относятся права на разработку полезных ископаемых, права на воздушное и водное пространство и т.д.;
НМЛ, связанные с деловой репутацией. К этой категории относится гудвилл организации, профессиональной практики, личный гудвилл специалиста, знаменитости и, наконец, общая стоимость бизнеса в качестве действующего предприятия.
Если попытаться свести все характеристики и свойства НМА к одному знаменателю, то можно утверждать, что мы имеем дело с различными формами знания (явного и неявного). И управление знаниями напрямую сопряжено с управлением нематериальными активами.
Кроме того, в современных условиях большая часть создаваемой обществом стоимости формируется благодаря знаниям о продуктах и услугах. Наряду с этим происходят рост наукоемкости самих конечных продуктов, доминирование на рынке собственно интеллектуальных товаров и услуг. Таким образом, нематериальные активы — это явные интеллектуальные ресурсы, знания в различной форме, которые принадлежат организации.
Нематериальные активы являются частью интеллектуального капитала компании1, значение которого непрерывно возрастает. Это также отражает все большую зависимость организаций от нематериальных активов. Каждый день возникают компании нового типа, располагающие только нематериальными активами. К ним можно отнести средства массовой информации и компании, основным ресурсом которых являются знания. Их продукты существуют в цифровой форме, а сами организации действительно могут быть названы компаниями XXI в.
Знание может использоваться по-разному. Самое очевидное использование — это акт обращения к нему, запрос. Чуть более содержательное — ознакомление или прочитывание. Еще более содержательное использование — запоминание знания, способность его воспроизвести, передать другому. И, наконец, самое содержательное использование знания — производство нового знания на базе использованного. Во всех случаях процессы эти считаются сложными и тонкими, требующими тщательной подготовки. Немаловажное значение в этих процессах имеет влияние организационной культуры — сведений многократного использования, долговременной памяти, совокупности неосознаваемых положений, ценностей, норм и моделей поведения, усвоенных людьми.
Анализ содержания, особенностей и характера практического использования знаний позволяет выделить конкретные разновидности, связанные с их потребительским характером и нацеленностью на воплощение знаний в конкретных товарах и услугах (группировка, связанная с действиями). В этой связи различают процедурные, декларативные, эпизодические, эвристические и мета-знания.
Процедурными считаются знания, применяемые для совершения действий и отвечающие на вопрос «как действовать?» Декларативные знания имеют дело с описанием и информацией, отвечающей на вопрос «что делать?». Эпизодические знания — это знания, которые используются исходя из схожести ситуаций, аналогичности тематики предыдущих эпизодов, событий или прецедентов, которые сохраняются, обобщаются и (в случае необходимости) вновь применяются в новой ситуации. Эвристические знания относятся к практическим правилам, выведенным на основе собственного опыта, и позволяют выявить разницу между специалистом и новичком. Мета-знания — это знания о способах и методах поиска и переработки информации, принятии решений о том, когда необходимо прибегать к тому или иному типу знаний; характеризуются более высоким уровнем абстракции по сравнению с процедурными, декларативными и эпизодическими знаниями.
Нередко выделяются так называемые организационные знания, на которых основаны способности организации к изменениям с целью выживания и развития. Организационные знания развиваются благодаря знаниям каждого сотрудника и включают спектр принципов, фактов, навыков, правил, методов, обеспечивающих деловую активность организации и ее кадровый потенциал. Структура организационных знаний включает практические, теоретические, стратегические, коммерческие и производственные знания. Они составляют интеллект организации, основанный на информационных технологиях, технологиях принятия решений и скорости восприятия нововведений. Организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью повышения качества выпускаемых изделий и удовлетворения запросов потребителя.
Структурированные знания оказываются понятными для многих; с неструктурированными знаниями приходится иметь дело, когда о предмете известно мало и явно недостаточен уровень теоретических исследований. Степень структурирования знаний определяет применяемую технологию их использования. Для повышения ценности знания его необходимо сделать доступным путем формализации.
Различия в трактовках определяются акцентами, расставляемыми в существующих исследовательских проектах и публикациях. В целом они сводятся к следующим главным моментам:
- знания становятся ключевым фактором роста наряду с капиталом и
трудом — концепция знаний как ресурса;
- производство знаний является наиболее важным и определяющим
«лицо» современной экономики — концепция знаний как продукта;
- кодифицированные знания становятся важнейшей компонентой экономических отношений — концепция кодифицированного знания;
-знания базируются на развитии и изменении информационных и коммуникационных технологий — концепция развития информационного общества.
Нельзя не учитывать того, что знание не поддается точному контролю или даже точному определению. Работа со знанием предполагает нестандартное мышление и учет влияния различных факторов, основными из которых являются человеческий фактор, лидерство, процессы, технологии, равные условия и возможности.
стандартного подхода к ним, схожесть и однотипность процессов несут
До последнего времени деятельность компаний в большинстве случаев оценивалась исключительно на основе количественных показателей, связанных с состоянием и изменением материальных активов. Однако выживание компании и придание ей отличительного преимущества в настоящее время можно обеспечить только за счет приведения в действие нематериальных активов.
Измерение влияния знаний на бизнес является одновременно и важным, и трудным делом. Первая трудность заключается в том, что окупаемость вложений в знания требует зачастую длительного периода.
Другой причиной трудности измерения влияния знаний на бизнес является то, что многие экономические преимущества от применения знаний являются нематериальными. Принятие эффективных решений, работа более высокого качества, умелое распределение рабочих заданий, улучшение морального климата и ориентация на потребителя — все это качественные показатели эффективности, которые во многих случаях не поддаются количественному измерению.
В зависимости от вида интеллектуальных активов методы их оценки могут различаться, и нередко довольно существенно. Если, например, речь идет о человеческих активах, то к методам оценки можно отнести следующие: интервьюирование, тестирование и аттестацию персонала, выявление знаний, оценку руководителем, оценку коллегами.
Важным критерием оценки использования интеллектуальных активов среди прочих являются показатели времени. Конкуренция на рынке постоянно растет, увеличивается скорость инноваций, так что знания должны развиваться и ассимилироваться быстрее.
Несмотря на то, что точный денежный эквивалент стоимости знаний в организации не может быть рассчитан, существуют некоторые критерии измерения их экономического значения. Разница между рыночной стоимостью компании и стоимостью ее материальных активов является одним из показателей стоимости нематериальных активов, большинство из которых представляют собой организационные знания. Как показывает практика, только от 6 до 30% стоимости компании приходится на активы, упоминаемые в традиционных балансовых отчетах, остальное — нематериальные активы. Вследствие этого до 50% инвестиций производственных компаний приходится на научные исследования и разработки, обучение и др. Многие крупные компании затрачивают на заработную плату большие средства, чем на другие статьи расходов, и платят определенным сотрудникам гораздо больше, чем остальным. Что же приобретает компания, неся такие высокие расходы? Профессиональный опыт и знания, которые вырабатывают эмпирические правила, формируют суждения и направляют поиск моделей и смысловых решений.
В интересах развития накопленного опыта и знаний в области производства и потребления, а также для исследования новых процессов и явлений формируется система индикаторов, отражающих уровень развития сектора повышенного спроса на интеллектуальные ресурсы и в целом экономики, основанной на знаниях. В проекте Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) содержатся следующие группы показателей:
-размер инвестиций в сектор знаний, включая расходы на высшее образование и научные исследования, конструкторские разработки (НИОКР), а также инвестиции в разработку программного обеспечения;
- наличие информационного и коммуникационного оборудования, программного продукта и услуг;
- численность занятых в сфере науки и высоких технологий;
-удельный вес высокотехнологичного сектора экономики в продукции обрабатывающей промышленности и услугах и инновационная активность;
-объем и структура венчурного капитала, который еще сохраняет роль основного источника финансирования новых, высокотехнологичных фирм;
-величина частного капитала в финансировании НИОКР;
-межстрановые потоки знаний, а также международное сотрудничество
в области науки и инноваций;
- состояние кооперации между фирмами, научно-исследовательскими организациями и университетами и ряд других.
При измерении НМА можно использовать методы количественных
оценок интеллектуального капитала.
1. Метод прямого измерения интеллектуального капитала. Такие оценки отображают стоимость нематериальных активов, определяя сначала их различные компоненты. Затем эти компоненты оцениваются — все вместе или по отдельности.
2. Метод капитализации рынка. Такие оценки подсчитываются в результате определения разницы между рыночной капитализацией компании и стоимостью ценных бумаг ее акционеров. Один из подходов — определение отношения рыночной цены (акции) к ее бухгалтерской оценке. Другой — отношение рыночной стоимости ценных бумаг фирмы к восстановительной стоимости ее активов.
3. Метод окупаемости активов. Фокусируется на средней величине доходов от нематериальных активов. Полученные до уплаты налогов доходы компании делятся на среднюю величину материальных активов. Результат сравнивается со средним объемом продукции компании, а разница затем умножается на среднюю величину материальных активов, чтобы получить средний годовой доход от нематериальных активов.
А. Метод счетных карт. Определяются различные индикаторы или показатели ряда компонентов нематериальных активов. Они могут быть представлены или как численные счетные карты, или в графическом виде.
В литературе встречается описание и других способов оценки нематериальных активов организации. В частности, вводится понятие «информационный менеджмент», обозначающее любые интеллектуальные действия, совершаемые в процессе управления фирмой: переговоры, I планирование, заключение контрактов, совещания и т.п. Рассчитываются «доход на менеджмент», «доход, добавленный информацией», «отдача на I информационные ресурсы». И наконец, производится оценка капитала I знаний:
Доход, добавленный информацией
Капитал знаний = —------------------------------------------------
Процентная ставка на акционерный капитал
В обыденной осязаемой форме материальный эквивалент успешного продуцирования знаний проявляется в повышении эффективности производства за счет внедрения новой техники, инноваций и открытий. Материализованный эффект развития знаний измеряется и представляется обычно в виде целого набора показателей, начиная от обобщающих показателей роста ВВП и подъема благосостояния населения и заканчивая указанными оценками эффективности знаний и разнообразными частными показателями эффективности, характеризующими развитие науки и техники, образования и культуры.
Отдельно измеряются и представляются влияние знаний на экономический рост и влияние экономического роста на развитие знаний. Программа такого рода измерений включает, в частности, оценки влияния знаний на ускорение темпов и повышение эффективности производства, в частности, влияния на них отдельно взятых составляющих знаний. Такого же рода развернутая программа измерений предполагает оценку влияния отдельно взятых экономических факторов на развитие знаний.
Пока мы не научимся управлять знаниями, нематериальными активами, в частности, не вовлечем в экономический оборот имеющуюся интеллектуальную собственность, мы не выйдем на инновационный путь развития — это с одной стороны. С другой стороны, именно инновации способствуют преобразованию продуктов интеллектуальной деятельности в нематериальные активы чрезвычайно высокой стоимости с дальнейшей их конвертацией в различные виды капитала.
Вопросы для повторения
1. Дайте определение компании с точки зрения накапливаемых и используемых ею интеллектуальных ресурсов.
2. Каковы основные различия между материальными и нематериальными активами?
3. Что относится к нематериальным активам компании, и какова их роль в обеспечении конкурентоспособности?
4. Какими характеристиками должна обладать интеллектуальная собственность как ресурс?
5. Какие существуют способы измерения нематериальных активов? В чём заключается сложность и специфика оценки нематериальных активов компании?