Нормирование транзитных потерь
Исходя из задач расчета тарифов суммарные потери электроэнергии в сетях АО-энерго должны быть разделены на две части:
1) потери от транзитных перетоков мощности ΔРтр и энергии ΔWТР, осуществляемых РАО «ЕЭС России» через сети АО-энерго;
2)потери от потребления мощности ΔРС и энергии ΔWС собственными потребителями АО-энерго.
Потери от транзитных перетоков (транзитные потери) относят на Оператора оптового рынка и учитывают при формировании тарифов на электроэнергию на Федеральном оптовом рынке электрически энергии и мощности (ФОРЭМ), устанавливаемых Федеральной Энергетической комиссией (ФЭК).
Потери от потребления энергии собственными потребителями АО-энерго являются одной из составляющих тарифов, устанавливаемых региональной экономической комиссией.
Исходя из очевидных интересов субъектов рынка иметь более высокие тарифы на свою продукцию, АО-энерго на стадии утверждения тарифов выгодно относить на транзитные потери как можно меньшую часть суммарных потерь (остальная часть должна увеличить внутренний тариф), а после утверждения тарифа показывал как можно более высокие фактические значения транзитных потерь для получения большей компенсации со стороны ФОРЭМ. Интересы Оператора ФОРЭМ имеют противоположный характер: на стадии установления тарифа выгодно показывать высокий уровень транзитных потерь в сетях АО-энерго, которые необходимо будет компенсировать ФОРЭМ (это увеличивает тариф на ФОРЭМ), а фактические их значения принимать затем как можно более низкими для уменьшения компенсации.
Ввиду противоречивости интересов сторон урегудирование вопросов расчета и учета потерь от транзитных перетоков должно осуществляться в нормативном документе, утвержденном па федеральном уровне.
Следует отметить, что все составляющие потерь являются частью затрат энергоснабжающих организаций на передачу и распределение электроэнергии и так или иначе будут включены в тарифы. Правильность расчета транзитных потерь практически не влияет на суммарный объем средств, получаемых АО-энерго и Оператором ФОРЭМ, но определяет объективность распределения оплаты общих потерь между потребителями, получающими электроэнергию из сетей собственного АО-энерго, и с ФОРЭМ.
Ввиду того, что РЭК являются, с одной стороны, антимонопольными структурами, а с другой - региональными, их интересы заключены в снижении местных тарифов, а следовательно, в том, чтобы транзитные потери на стадии формирования тарифа не были несправедливо уменьшены и местный тариф в связи с этим увеличен. На стадии работы АО-энерго по утвержденным тарифам сохраняются те же интересы РЭК - более высокие уровни транзитных потерь, компенсируемые из средств ФОРЭМ, увеличивают прибыль местной энергосистемы. Изложенное выше в систематизированном виде приведено в табл. 1.
В связи с наличием противоположных экономических интересов сторон расчет транзитных потерь перестает носить чисто технический характер. Как и в любых экономических вопросах, стороны придают большее значение ясности и понятности расчетов позволяющей расценивать их как справедливые, чем их точности, если она основана на применении методов, не совсем понятная одной из сторон.
Таблица 1.
Интересы сторон на различных стадиях расчета уровня транзитных потерь а сетях ДО-энерго («+»- предпочтение больших потерь;«-» - меньших)
Стадия | Интересы сторон в оценке транзитных потерь | ||
АО-энерго | ФОРЭМ | РЭК | |
Утверждение в РЭК тарифа на электроэнергию | - | + | + |
Компенсация потерь при работе по утвержденным тарифам | + | - | + |
Профессиональная подготовка в задаче расчета электрических режимов и знание реальных схем и режимов сетей АО-энерго находится приблизительно на одном уровне у специалистов АО-энерго и Оператора ФОРЭМ. Они в состоянии легко контролировать работу друг друга. В некоторых РЭК тоже имеются специалисты высокого класса в этой области (часто перешедшие на работу в РЭК из того же АО-энерго), однако им по роду деятельности трудно вести оперативный контроль за меняющимися режимами перетоков. В большинстве же РЭК нет специалистов такой квалификации. По мнению авторов, правильным является не привлечение в энергетические комиссии таких специалистов, а установление такого механизма проверки объективности расчета, который не требует столь высокой квалификации. Тем более что кроме этих специалистов никто опять же не в состоянии оценить их правильность.
Потери от транзитных перетоков составляют обычно 5-15 % суммарных потерь в сетях АО-энерго. Известные требования «равнопрочнсти» расчетов делают нелогичным применение более сложных методов расчета этих потерь и более простых для оценки остальных 85-95 %. Поэтому методология расчетов всех составляющих потерь при обосновании тарифов должна быть одинаково простой, а доверие к их результатам должно достигаться на уровне понимания работниками контролирующих организаций, к которым не должны предъявляться требования знания процессов на уровне специалистов по режимам АО-энерго или Оператора ФОРЭМ.
Определение нормативов потерь на основе нормативных характеристик удовлетворяет этому требованию. Оценка объективности, основания потерь на основе нормативной характеристики может быть сделана работником любой квалификации. Поэтому на этапе согласования тарифов использование результатов прямых расчетов потерь неоправданно ни для суммарных потерь, ни тем более для их части - транзитных потерь.
В процессе работы (при утвержденных тарифах) решается задача компенсации АО-энерго со стороны ФОРЭМ фактических потерь от транзитных перетоков. Компенсация осуществляется в виде снижения па значение этих потерь количества электроэнергии, приобретаемой дефицитным АО-энерго на ФОРЭМ, или увеличения количества электроэнергии, выдаваемой на ФОРЭМ избыточным АО - энерго. На этом этапе расчет транзитных потерь используете фактически для уточнения объемов продукции каждой из сторон требования к точности таких расчетов неизбежно возрастают. В то же время и стороны, производящие и оценивающие результаты таких расчетов, находятся на одинаковом профессиональном уровне. Поэтому на этом этапе использование прямых расчетов потерь технически точнее. Вместе с тем в целях прозрачности еще одного вида контроля - налогового, и недопустимости свободною «перебрасывания» транзитных потерь между двумя коммерческими структурами, приводящего к изменению их финансовых показателей, предпочтительнее и на этой стадии использовать нормативные характеристики.