Нормирование транзитных потерь

Исходя из задач расчета тарифов суммарные потери электроэнер­гии в сетях АО-энерго должны быть разделены на две части:

1) потери от транзитных перетоков мощности ΔРтр и энергии ΔWТР, осуществляемых РАО «ЕЭС России» через сети АО-энерго;

2)потери от потребления мощности ΔРС и энергии ΔWС собствен­ными потребителями АО-энерго.

Потери от транзитных перетоков (транзитные потери) относят на Оператора оптового рынка и учитывают при формировании тари­фов на электроэнергию на Федеральном оптовом рынке электричес­ки энергии и мощности (ФОРЭМ), устанавливаемых Федеральной Энергетической комиссией (ФЭК).

Потери от потребления энергии собственными потребителями АО-энерго являются одной из составляющих тарифов, устанавливаемых региональной экономической комиссией.

Исходя из очевидных интересов субъектов рынка иметь более высокие тарифы на свою продукцию, АО-энерго на стадии утверждения тарифов выгодно относить на транзитные потери как можно меньшую часть суммарных потерь (остальная часть должна увеличить внутренний тариф), а после утверждения тарифа показывал как можно более высокие фактические значения транзитных потерь для получения большей компенсации со стороны ФОРЭМ. Интересы Оператора ФОРЭМ имеют противоположный характер: на стадии установления тарифа выгодно показывать высокий уровень транзитных потерь в сетях АО-энерго, которые необходимо будет компенсировать ФОРЭМ (это увеличивает тариф на ФОРЭМ), а фактические их значения принимать затем как можно более низки­ми для уменьшения компенсации.

Ввиду противоречивости интересов сторон урегудирование вопросов расчета и учета потерь от транзитных перетоков должно осу­ществляться в нормативном документе, утвержденном па федераль­ном уровне.

Следует отметить, что все составляющие потерь являются час­тью затрат энергоснабжающих организаций на передачу и распреде­ление электроэнергии и так или иначе будут включены в тарифы. Правильность расчета транзитных потерь практически не влияет на суммарный объем средств, получаемых АО-энерго и Оператором ФОРЭМ, но определяет объективность распределения оплаты общих потерь между потребителями, получающими электроэнергию из сетей собственного АО-энерго, и с ФОРЭМ.

Ввиду того, что РЭК являются, с одной стороны, антимонополь­ными структурами, а с другой - региональными, их интересы зак­лючены в снижении местных тарифов, а следовательно, в том, чтобы транзитные потери на стадии формирования тарифа не были не­справедливо уменьшены и местный тариф в связи с этим увеличен. На стадии работы АО-энерго по утвержденным тарифам сохраняют­ся те же интересы РЭК - более высокие уровни транзитных потерь, компенсируемые из средств ФОРЭМ, увеличивают прибыль мест­ной энергосистемы. Изложенное выше в систематизированном виде приведено в табл. 1.

В связи с наличием противоположных экономических интере­сов сторон расчет транзитных потерь перестает носить чисто технический характер. Как и в любых экономических вопросах, стороны придают большее значение ясности и понятности расчетов позволяющей расценивать их как справедливые, чем их точности, если она основана на применении методов, не совсем понятная одной из сторон.

Таблица 1.

Интересы сторон на различных стадиях расчета уровня транзитных потерь а сетях ДО-энерго («+»- предпочтение больших потерь;«-» - меньших)

Стадия Интересы сторон в оценке транзитных потерь
АО-энерго ФОРЭМ РЭК
Утверждение в РЭК тарифа на электроэнергию - + +
Компенсация потерь при работе по утвержденным тарифам + - +

Профессиональная подготовка в задаче расчета электрических режимов и знание реальных схем и режимов сетей АО-энерго нахо­дится приблизительно на одном уровне у специалистов АО-энерго и Оператора ФОРЭМ. Они в состоянии легко контролировать работу друг друга. В некоторых РЭК тоже имеются специалисты высокого класса в этой области (часто перешедшие на работу в РЭК из того же АО-энерго), однако им по роду деятельности трудно вести оператив­ный контроль за меняющимися режимами перетоков. В большин­стве же РЭК нет специалистов такой квалификации. По мнению ав­торов, правильным является не привлечение в энергетические ко­миссии таких специалистов, а установление такого механизма проверки объективности расчета, который не требует столь высокой квалификации. Тем более что кроме этих специалистов никто опять же не в состоянии оценить их правильность.

Потери от транзитных перетоков составляют обычно 5-15 % сум­марных потерь в сетях АО-энерго. Известные требования «равно­прочнсти» расчетов делают нелогичным применение более слож­ных методов расчета этих потерь и более простых для оценки ос­тальных 85-95 %. Поэтому методология расчетов всех составляющих потерь при обосновании тарифов должна быть одинаково простой, а доверие к их результатам должно достигаться на уровне понимания работниками контролирующих организаций, к которым не должны предъявляться требования знания процессов на уровне специалистов по режимам АО-энерго или Оператора ФОРЭМ.

Определение нормативов потерь на основе нормативных характеристик удовлетворяет этому требованию. Оценка объективности, основания потерь на основе нормативной характеристики может быть сделана работником любой квалификации. Поэтому на этапе согласования тарифов использование результатов прямых расчетов потерь неоправданно ни для суммарных потерь, ни тем более для их части - транзитных потерь.

В процессе работы (при утвержденных тарифах) решается задача компенсации АО-энерго со стороны ФОРЭМ фактических потерь от транзитных перетоков. Компенсация осуществляется в виде снижения па значение этих потерь количества электроэнергии, приобретаемой дефицитным АО-энерго на ФОРЭМ, или увеличения количества электроэнергии, выдаваемой на ФОРЭМ избыточным АО - энерго. На этом этапе расчет транзитных потерь используете фактически для уточнения объемов продукции каждой из сторон требования к точности таких расчетов неизбежно возрастают. В то же время и стороны, производящие и оценивающие результаты таких расчетов, находятся на одинаковом профессиональном уровне. Поэтому на этом этапе использование прямых расчетов потерь тех­нически точнее. Вместе с тем в целях прозрачности еще одного вида контроля - налогового, и недопустимости свободною «перебрасы­вания» транзитных потерь между двумя коммерческими структура­ми, приводящего к изменению их финансовых показателей, пред­почтительнее и на этой стадии использовать нормативные характе­ристики.

Наши рекомендации