Каналы сбыта стр-ной продукции и их особенности в стр-стве. Прямой сбыт
Ситуационный анализ рынка стр-ой прод-ии в наст. время позволяет сделать вывод, что в большей степени функционирует прямой сбыт, т.е. существует рынок «производителя — продавца». При реализации стр-ой прод-ии по сравнению с реал-ей потреб-их товаров каналы товародвижения и сбыта носят одно- или двухступенчатый хар-р, часто прямой: стр-ая орг-ия — потребитель-заказчик. Поэтому в процессе КД предприниматель-строитель сталкивается с проблемой реализации своей продукции. Анализ рын. условий хозяйствованияния, разработка путей и методов внедрения стр. пр-ции на тот или иной сегмент рынка и расширение объемов ее сбыта должны составлять особую заботу и направление в деят-ти стр. орг-ции. Осн. роль на этом этапе играет так называемый «портфельный анализ» — предлагаемая методика, в рамках кот. опред. виды стр. пр-ции орг-ции выступают в кач-ве стратегич. единиц бизнеса (СЕБ), а сама стр. орг-ция — как портфель таких стратег. ед-ц. При прямом сбыте данная модель предполаг. более четкие колич-ые критерии оценки, дает более ясные стратегич. рекомендации, а дополнение к модели содержит альтернативный вариант анализа рисков.
Реализ-ия стр-ных контрактов через торги
Наиболее распространенной в стр-ве явл-ся система продажи через собственную сбытовую сеть, которая дает строительной организации ряд преимуществ. Собственная сбытовая сеть сориентирована исключительно на реализацию своей продукции в соответствии с осуществляемой стратегией. Стремление к снижению стоимости и сокращению прод-ти стр-ва требует нового подхода по сравнению с прямым сбытом к орг-ии системы сбыта стр-ой прод-ии. Одним из эффективных путей снижения ст-ти и сокращения прод-ти стр-ва является конкурсная система заключения договоров строительного подряда.
Подр. торги можно разбить на след. осн. группы.
1. Архитектурно-стр. проектир-ние — обособленный тип инвестиц. процесса, куда, кроме разработки проектно-сметной док-ции, могут входить: обоснования инвестиций, разраб-ка стр. бизнес-плана, разраб-ка инвестиц. проекта, отдельного технико-эк. обоснования и т.п.
2. Проектно-стр-е работы — тип орг-ции инвестиц. процесса, при кот. поср-вом проведения торгов заказчик выбирает наиб. подходящую ему проектно-стр. фирму и заключ. с ней контракт.
3 Профессиональное упр-ние стр-вом — тип инвестиц. процесса, получивший в нашей стране распространение в сочетании с традиц. типом — вовлечением заказчика в процесс реал-ции инвестиц. стр. проекта.
Опыт заключения подрядных стр. договоров на основе конкурсного отбора подрядчиков показ., что снижение ст-ти стр-тва может достигать 10—25% по отнош. к среднерын. ценам. Примерно на столько же может быть сокращена и продолжите-ть стр-ва.
Целью и задачами орг-ции и проведения конкурсных торгов (тендеров) явл. поиск и выбор такого поставщика (подрядчика), стр. пр-ция, работы и услуги кот. в наиб. степени отвечают треб-ям, условиям и возм-тям заказчика.
Непрямой сбыт
Помимо наиболее распространенных систем продажи стр-ой прод-ии, таких как прямой сбыт, торги, , практикуется система сбыта ч/з независимых посредников — дистрибьюторов, джобберов, агентов, брокеров и торговые дома. Независимый посредник приобретает ПС на прод-ию. Зависимый посредник не приобретает ПС на продукцию и работает за комиссионное вознаграждение.
Дистрибьюторы— торг. фирмы, осущ-щие сделки на основе больших закупок у крупн. стр-но-монт. орг-ий и устанавливающие длит-ые контр-ые отношения с произв-ми.
Джобберыскупают отдельные виды продукции для быстрой перепродажи.
Агентыи брокеры— это фирмы или отдельные предприниматели, осуществляющие сбыт продукции на основе комиссионного вознаграждения.
Данная система сбыта имеет свои преим-ва в опред-ных ситуациях. Целесообразность ее исп-ния несомненна при внедрении стр-ой орг-ии на новые рынки сбыта, когда собственная сбытовая система еще не создана. В ряде случаев исп-ние независимой сбытовой сети необходимо и на основном рынке, если данная сеть представлена компаниями, которые могут составить сильную конкуренцию сбытовым подразделениям фирмы, как в силу финансовой мощи, так и по причине хорошего рынка и наличия тесных контактов с потребителями. Наконец, налаживание связей с независимыми сбытовыми организациями может способствовать вытеснению с рынка конкурирующих фирм, которые сотрудничают с теми же агентами на менее выгодных условиях.