Асчёты компоновок по моделям типа MP
Ниже представлены варианты математических моделей для расчёта оптимальной компоновки грузов одного типоразмера при определённых условиях их размещения на грузоносителе (поддоне) и рисунки схем рассматриваемых компоновок. Эти модели универсальны и могут быть применены для компоновки грузов на различных грузоносителях и в грузовых отсеках любых транспортных средств.
одель MP-1
Схема компоновки:
"l-L & b-B"
Грузы укладывают длинной стороной (l) по длинной стороне ГН
(L),
а короткой стороной (b) - по короткой стороне ГН (B).
Формулы для расчёта числа упаковок по модели МР-1:
· для однослойного пакета
, (4.1)
N1.1 → max
где n1.1 - число упаковок (здесь первый индекс-цифра указывает на привязку к номеру модели, второй - на вариант расчёта).
· для многослойного пакета
, (4.2)
N1.2 → max
где Hш – высота штабеля на поддоне (Hш=H–hд).
Примечание. Во всех формулах, где используется математическое выражение в квадратных скобках - [x], скобки указывают на целочисленное деление - антье (здесь, результат деления - это целое число без округления дробной части, которая отбрасывается - игнорируется). Иными словами, признаком, указывающим на целочисленное деление, является математическое выражение, заключённое в квадратные скобки.
При формировании многослойного пакета следует определить максимальное число слоёв не только по ограниченной высоте пакета, но и по массе, соблюдая условие:
Мгп = Мс ×n ≤ Мmax ,
где Мгп - масса грузового пакета;
Мс - масса слоя в пакете;
n - число слоёв в пакете;
Мгп_max - максимально допустимая масса грузового пакета.
Расчет компоновки грузов по рассмотренным в пособии моделям может выполняться как "вручную" (см. пример расчёта по модели MV-1), так и посредством пакета MS Excel.
Для каждой модели в соответствующем разделе приведены примеры форм окон "Исходные данные" и "Решение".
В частности, для модели МР-1 одноименные электронные формы окон в MS Office Excel представлены ниже (рис. 4.5; 4.6).
одель MP-2
Схема компоновки:
"b-L & l-B"
Грузы укладывают короткой стороной (b) по длинной стороне ГН (L), а длинной стороной (l) груз укладывают по короткой стороне ГН (B).
Формулы для расчёта числа упаковок по модели МР-2:
· для однослойного пакета:
. (4.3)
N1.1 → max
· для многослойного пакета
. (4.4)
N2.2 → max
Примеры электронных форм диалоговых окон "Исходные данные" и "Решение" для модели MP-2 в MS Office Excel приведены ниже (рис. 4.8, 4.9).
одель MP-3
Схема компоновки:
{"l-L & b-B" [r|s] qi + "b-L & l-B"[r|s] qi}
Слои в пакете чередуются, то есть, один слой укладывают по модели MP-1, а другой – по модели MP-2 и т.д.
Формулы для расчёта числа упаковок по модели МР-3:
· для однослойного пакета (чётный вариант)
(4.6)
N3.1 → max
· для однослойного пакета (нечётный вариант)
(4.7)
N3.2 → max
· для многослойного пакета (чётный вариант)
; (4.8)
N3.3 → max
· для многослойного пакета (нечётный вариант)
. (4.9)
N3.4 → max
Примечания:
1) Для расчёта по варианту 3 используются: формула (4.8), если в штабеле по высоте можно уложить чётное число слоёв грузов, и формула (4.9), при нечётном числе.
2) Размещение груза на поддоне с чередованием слоёв разной конфигурации ("внахлест") позволяет сформировать более прочный грузовой пакет, хотя не исключает дополнительного крепления пакета пленкой или бандажами.
3) Вариант 3 рекомендуется применять, когда при компоновке по двум предыдущим вариантам выполняется неравенство:
| nус1 - nус2 | ≤ 2 ,
где nус1, nус2 - число упаковок в слое нечётном и чётном, соответственно.
одель MV-1
Схема компоновки:
{"l-L & b-B"(ri|si) UL "b-L & l-B" (ri|si)} qi ,
где l, b – длина и ширина упаковки, соответственно;
L, B – длина, ширина поддона, соответственно;
ri – число рядов; si – число стэков в ряду;
qi – число слоёв;
i – номер (вид, идентификатор) груза (i = 1…n);
UL – знак компиляции (сборки) вариантов раскладки в одном слое по длине.
При расчёте компоновки многослойного пакета по модели MV-1 вначале рассчитывается компоновка упаковок на всей горизонтальной плоскости поддона (аналог расчёта по модели MP-1), то есть, при i = 0, см. формулу nv.1, а затем, последовательно, освобождая ряд за рядом (варьируя значения i в формуле nv.1), рассчитываются варианты заполнения части плоскости поддона упаковками по модели MP-1 ("l-L & b-B"), а части – по модели MP-2 ("b-L & l-B").
Такая методика называется: "метод вариаций компоновок по длине грузоносителя".
Эта методика предусматривает последовательный перебор возможных вариантов по рядам с целью выбора оптимального компоновочного решения.
Число упаковок, которое можно разместить на поддоне с вариациями компоновок по модели MV-1 рассчитывается по формуле:
(4.10)
Nv.1 → max
где , при условии, что l ≤ L,
i – коэффициент вариации;
m – максимальное значение коэффициента вариации;
nv.1 – число упаковок в пакете по модели MV-1;
Hгп – высота грузового пакета;
Hш – макс.высота штабеля упаковок в грузовом пакете;
h – высота упаковки.
Примечание. В качестве исходного условия принимается:
b < l ; h ≤ Hш, где Hш = H – hд
одель MV-2
Схема компоновки:
{"l-L & b-B"(Ri|Si) UB"b-L & l-B" (Ri|Si)} qi ,
где UB – знак компиляции (сборки) схем раскладки в одном слое по ширине.
[2]
При расчёте компоновки многослойного пакета по модели MV-2 вначале рассчитывается компоновка упаковок на всей горизонтальной плоскости поддона по модели MP-1 (то есть, при j = 0, см. формулу v.2), а затем, последовательно, освобождая стэки по глубине рядов (варьируя значения j в формуле nv.2), рассчитываются варианты заполнения части плоскости поддона упаковками по модели MP-1 ("l-L & b-B"), а части – по модели MP-2 ("b-L & l-B").
Такая методика называется: "метод вариаций компоновок по ширине грузоносителя".
Таким образом,эта методика предусматривает последовательный перебор возможных вариантов по глубине стэков с целью выбора оптимального компоновочного решения.
Формула для расчёта числа упаковок в многослойном пакете по модели MV-2:
, (4.11)
Nv.2 → max
где , при условии, что b ≤ B,
j – коэффициент вариации;
k – максимальное значение коэффициента вариации.
Кроме приведённых выше случаев компоновки не кантуемых грузов, возможно использовать технологии для кантуемых грузов. Для подробного ознакомления с этими технологиями следует обратиться к специальной литературе [4].
После определения наилучшего варианта компоновки посредством МТМ эта информация может быть использована для формирования грузовых пакетов. Для этого полученные результаты передаются в зависимости от технологии складирования:
· на индикатор, установленный на мобильном объекте или на рабочем месте комплектовщика;
· на индикатор или экран монитора на автоматизированном рабочем месте оператора;
· на пакетоформировочную машину.
Определение наилучшего варианта комплектации грузов на поддоне посредством математических моделей завершается формированием грузового пакета, то есть, когда грузы оптимальным образом уложены на поддоне и скреплены специальными бандажами или полиэтиленовой термоусадочной плёнкой.
Если же комплектация груза осуществляется в контейнере, то крепление груза осуществляется посредством распорок или надувных мешков.
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЗУЛЬТАТОВ КОМПОНОВКИ
Приведённые в разделе материалы позволят осуществлять мониторинг результатов управления материальными потоками. В частности, регистрируя результаты компоновочных решений на базе приведённых ниже расчётов и их анализа, оперативно вносить коррективы в организацию материального потока с целью повышения эффективности логистического процесса в целом.
4.3. Расчёт коэффициентов использования грузоносителей
Расчёт коэффициента использования грузоподъёмности контейнера
Для расчёта используйте формулу:
, (4.12)
где kg – коэффициент использования грузоподъёмности контейнера;
Мгк –масса груза в контейнере, кг;
Gк – грузоподъёмность контейнера, кг.
Расчёт коэффициента использования объёма контейнера
Для расчёта используйте формулу:
, (4.13)
где kV – коэффициент использования объёма контейнера;
Vгк – объём груза в контейнере, м3;
Vкв – объём (вместимость) контейнера внутренний, м3;
Расчёт коэффициента использования тары
Для расчёта используйте формулу:
, (4.14)
где kт – коэффициент использования тары;
Мгр – масса груза в таре, кг;
mТ – собственная масса тары.
Расчёт массы грузов на грузоносителе
Расчёт возможен по двум вариантам:
· эмпирический (практический) - по формуле
, (4.15)
где mi – масса единицы (упаковки) груза i-го типа, кг;
qi – число единиц (упаковок) i-го типа на грузоносителе, шт.;
n–количество единиц упаковок в пакете.
· теоретический - по формуле
(4.16)
где Vгр – объём груза i-го типа размещённого на ГН, м3;
ρi – объёмная плотность единицы i-го типа груза, кг/м3.
Кроме того, для оценки эффективного использования грузоносителя и ТС следует использовать формулы коэффициентов использования (29, 30):
1. Коэффициент использования грузоподъёмности грузоносителя или ТС
, (4.17)
где М1 – масса основного груза, перевозимого ТС;
– масса дополнительного i-го груза, в ТС или в ГН;
GТС – грузоподъёмность ТС или ГН.
2. Коэффициент использования объёма грузоносителя или грузового отсека ТС
, (4.18)
где V1 – масса основного груза, перевозимого ТС;
– масса дополнительного i-го груза, перевозимого ТС;
VГО – вместимость грузового отсека ТС.
По анализу показателей , принимается результирующее решение об эффективности использования грузоносителя и ТС, а как следствие этот анализ позволит внести коррективы в организацию технологического процесса транспортировки, например:
· изменить интервал времени поставки грузов;
· изменить количество объёма поставок;
· использовать другое ТС или грузоноситель по грузоподёмности;
· использовать другое ТС по вместимости грузов.
[1] вариационной – прил. от сл. вариация; в-ое исчисление – раздел математики, изучающий наибольшие и наименьшие значения переменных величин (экстремумы), зависящих от выбора одной или нескольких функций, методом вариаций, т.е. малых изменений аргументов и функций. Здесь, фактически выполняется дискретный перебор вариантов.
вариация – [< variation изменение] – видоизменение второстепенных элементов, частностей чего-либо, при сохранении того, что является основой.
[2] Возможность размещения упаковок в незаполненной по базовой раскладке зоне определяется третьим слагаемым в формуле v.2