II. Закрепление изученного.
Ход урока
1.Организационный момент. Слово учителя Повторение по теме «Синтаксис» (графический диктант)
Учащимся на слух даётся тезис. Он может быть правильным или неправильным. Соответственно ученик либо соглашается (+), либо не соглашается (-). Свои ответы он рисует в строчку в виде графика со знаками + или -.
1. Предложение – это самая меньшая синтаксическая единица.
2. Словосочетание состоит из основного и зависимого слова.
3. Предложения могут быть простыми и сложными.
4. К односоставным предложениям относятся предложения определённо-личные, неопределённо-личные, назывные и распространённые.
5. Неполные предложения – это такие предложения, в которых нет зависимых слов.
6. Сложные союзные предложения могут быть сложносочинёнными, сложноподчинёнными.
7. Сложноподчинённые предложения употребляются с подчинительными союзами и союзными словами, состоят из главной и придаточной части.
8. Придаточные определительные отвечают на вопросы косвенных падежей, придаточная часть чаще относится к глаголу.
9. Придаточные изъяснительные отвечают на вопросы обстоятельства и относятся чаще ко всему главному предложению.
10. Есть сложноподчинённые предложения с двумя или несколькими придаточными.
Получается следующая запись:
- - + - - + + - - +
1 2 3 45 6 7 8 9 10 – номер вопроса
I. Работа над материалом урока.
1. Работа с предложениями на доске:
Лена так увлеклась работой, что не заметила брата.
Настал вечер, и затеплились звёзды.
За лесом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал.-- Что общего у этих предложений? (повествовательные, невосклицательные, сложные)
-- Чем они отличаются? (сложноподчинённое, сложносочинённое,….. бессоюзное)
2. Сообщение темы и целей урока.(Проговаривание целей, запись темы в тетрадь)
3.Работа с теоретическим материалом учебника.стр.160-161
Фронтальная работа:-- Чем отличаются бессоюзные сложные предложения?- Как найти их в тексте?Вывод:-- трудно определить смысловые отношения;--в устной речи смысловые отношения выражаются интонацией, на письме – знаками препинания.
4/Работа по таблице и карточкам. (устно)
Бессоюзное сложное предложение
Знак препинания | Смысловые отношения | Пример |
Запятая | Значение перечисления | В глазах у меня потемнело, голова закружилась, земля уходила из-под ног. |
Точка с запятой | Значение перечисления, если части предложения более распространены | Лягушата прыгают под ногами; уж, свернувшись в клубок, греется на солнце. |
Двоеточие | Вторая часть имеет значение причины (потому что) | Печален я: со мною друга нет. |
Вторая часть имеет значение пояснения (а именно) | Степь пестреет цветами: синеют колокольчики, белеет ромашка. | |
Вторая часть имеет значение изъяснения | Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти. | |
Тире | Первая часть имеет значение времени или условия (когда, если) | Настанет утро – двинемся в путь. |
Вторая часть имеет значение следствия, результата | Солнце дымное встаёт – будет день горячий. | |
Содержание второй части противопоставляется содержанию второй (а, но, да) | Чин следовал ему – он службу вдруг оставил. |
Карточка:
1.Не пугай, зима: весна придёт. (3)
2. Я знаю: в вашем сердце много гордости и чести. (4)
3.Солнце скрылось, ночные тени надвинулись со стороны леса. (1)
4.Было решено: в гости уезжаем завтра. (5)
5.Корень учения горек - плод его сладок. (8)
6.Растает последний снег - пробьётся первая травка. (6)
7.Начинается ветер - будет гроза. (7)
8. Птицы улетают на юг; прощаясь, они громко кричат. (2)
II. Закрепление изученного.
1.Работа над предложениями на доске.
Запись предложений под диктовку. Определить смысловые группы предложений.
Пашню пашут – руками не машут.
Не стыдно не знать – стыдно не учиться.
Плясать с молоду учись: под старость не получится.
Есть терпение – будет и умение.
Дрова все вышли – топиться нечем.
Я не видел вас целую неделю, я не слышал вас долго.
Пройдёт зима холодная, настанут дни весенние.
2.Назначение бессоюзных сложных предложений.
(речь более выразительна, применяются в основном в письменной речи)
III.Словарный диктант. (повторение орфограммы «О – ё после шипящих в различных частях слова различных частей речи» Мальчонка, большой, ежовый, бережёт, решённый, жёлтый, чёрточка, стережёт, шов, горячо, шёлк, ещё, шоколад, ручонка.
Вывод:
Приставка | Корень | Суффикс | Окончание |
Не бывает | Под ударением после шипящих слышим о, пишем ё, кроме исключений: Шоколад, шофёр, крыжовник, Шов, шоссе, обжора, шорник, Капюшон, жокей, чащоба, Шорох, чопорный, трущоба. | Под ударением у существительных, прилагательных пишем о. | У существительных , прилагательных под ударением пишем о. |
Под ударением у наречий пишем о, кроме исключения: ещё. | У глагола под ударением пишем ё. |
III. Итог урока.Узнали смысловые группы и назначение бессоюзных сложных предложений. Выяснили, чем они отличаются друг от друга и от других видов предложений.
V.Домашнее задание.Из текстов художественной литературы выписать бессоюзные сложные предложения с различными значениями. Резерв:
Задание 1.Укажите предложение, где на месте пропуска не должно стоять тире. Проанализируйте ответ.
1) Друг, достигший власти, _ потерянный друг.
2) Все это: жизнь, быт, отсутствие средств _ навалилось на семью.
3) В зеркале отражается тело, в глазах _ душа.
4) Сады _ есть обязательная принадлежность античных лицеев и академий.
Ответ: 4.
Задание 2. Переведите представленные ниже бессоюзные сложные предложения в сложноподчиненные с придаточными причины и следствия и проанализируйте двоеточие и тире, отражающие смысловые отношения частей в бессоюзных предложениях.
1) Гнездо птицы разорено - она жалобно кричит.
2) Птица жалобно кричит: ее гнездо разорено.
Задание 3. В каком предложении не ставится тире?
1) Далеко ли до ближайшей станции спросили мы у проводника.
2) Летние ночи короткие.
3) Ученье путь к уменью.
4) Хочешь есть калачи не лежи на печи.