Этап 10. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган
Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:
- до 1 января 2016 года – в Роструд (ч. 3 ст. 28 Закона);
- с 1 января 2016 года – в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).
6. Какие классы и подклассы условий труда существуют?
Напомним, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.
Подробнее о дополнительных тарифах см. Справочник "Страховые взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование"
Итак, по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона):
- оптимальные – 1 класс;
- допустимые – 2 класс;
- вредные – 3 класс;
- опасные – 4 класс.
Оптимальными являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают нормативов, установленных в качестве безопасных.
К допустимым относятся условия, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных факторов не превышают нормативов, а организм работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными признаются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные нормативы. При этом вредные условия труда делятся на подклассы:
- подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) – условия, при которых для восстановления организма работника нужно больше времени, чем до начала следующего рабочего дня (смены);
- подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) – условия труда, которые приводят к начальным формам профессиональных заболеваний или профессиональным заболеваниям легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающим после продолжительной экспозиции (пятнадцать и более лет);
- подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) – условия, которые приводят к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
- подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) – условия труда, которые способны привести к тяжелым формам профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Обратите внимание, если работники, занятые на местах с вредными условиями труда, применяют эффективные средства индивидуальной защиты, то класс (подкласс) может быть снижен на одну степень. Это может сделать комиссия по проведению специальной оценки условий труда на основании заключения эксперта организации, проводящей такую оценку (ч. 6 ст. 14 Закона). Кроме того, по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора допускается снижение класса (подкласса) более чем на одну степень (ч. 7 ст. 14 Закона). Порядок снижения классов (подклассов) осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Минтрудом по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящий момент эта методика не разработана.
И, наконец, к опасным условиями труда относятся такие, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.
7. Нужно ли работодателям, которые провели аттестацию рабочих мест, осуществлять специальную оценку в 2014 году?
Если до 1 января 2014 года работодатель провел аттестацию рабочих мест, то специальную оценку в отношении этих мест он может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения аттестации (за исключением случаев, в которых проводится внеплановая аттестация) (ч. 4 ст. 27 Закона).
В этом случае результаты аттестации используются в тех же целях, что и результаты специальной оценки.
Однако стоит отметить, что работодатель вправе не дожидаться, пока пройдут эти пять лет, и провести специальную оценку условий труда.
8. В какие сроки с момента вступления в силу Закона должна быть проведена специальная оценка?
Специальная оценка условий труда может быть проведена поэтапно, главное, чтобы она была завершена не позднее 31 декабря 2018 года (ч. 6 ст. 27 Закона). При этом не имеет значения, проводилась ли раньше аттестация рабочих мест или нет.
Однако указанное правило не распространяется на рабочие места:
- сотрудников, профессии, должности, специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- в связи с работой на которых предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- на которых по результатам ранее проведенных аттестаций рабочих мест были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом Закон не регламентирует сроки проведения специальной оценки в отношении указанных рабочих мест. По нашему мнению, она должна быть осуществлена по истечении пяти лет с момента проведения аттестации, а если она не проводилась, то в течение 2014 года.
9. Есть ли ответственность за не проведение специальной оценки?
Штрафы и ответственность
Для юридических лиц предусмотрен административный штраф от 30 000 до 50 000 рублей за нарушение требований законодательства об охране труда (ст. 5.27. КОАП РФ), также по решению инспектора возможна приостановка деятельности предприятия на срок до 90 дней.
С 1 января 2015 года:
За нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение для юридических лиц предусмотрен
· административный штраф от 50 000 до 80 000 рублей (ст. 5.27.1. КОАП РФ), а повторно - от 100 000 до 200 000 рублей или
· административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Невыполнение в установленный срок или ненадлежащее выполнение законного предписания должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, влечет наложение административного штрафа:
· на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей или дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет;
· на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 30 000 до
Рублей;
· на юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей (часть 23 статьи 19.5. КОАП РФ).
·
10. Почему работодателю выгодно проводить специальную оценку условий труда?
Ø Преимущества проведения специальной оценки условий труда для работодателя
Ø Получение скидки в размере 40% к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний;
Ø Снижение дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
Ø Обоснование финансирования мероприятий, в том числе за счет средств на обязательное социальное страхование от травматизма и профзаболеваний, направленных на улучшение условий и охраны труда;
Ø Минимизация налогообложения, связанная с расходами на оплату труда;
Ø Предупреждение административной ответственности за непроведение или нарушение порядка проведения процедуры и уголовной ответственности при несчастных случаях и профзаболеваниях работников;
Ø Получение официального заключения по вопросу назначения или отмены гарантий и компенсаций работникам;
Ø Установление периодичности проведения медицинских осмотров, обучения по охране труда;
Ø Урегулирование разногласий с работником, связанных с обеспечением безопасности на рабочих местах;
Ø Возможность участия в тендерах и конкурсах, на которых требуется заключение о соответствии условий труда требованиям безопасности.