Выбор вида исходной заготовки и метода ее изготовления
Одним из основных условий определяющих оптимальный технологический процесс изготовления детали является выбор заготовки детали.
Метод получения заготовок для деталей машины определяется назначением и конструкцией детали, материалом, техническими требованиями, серийностью выпуска и экономичностью изготовления.
Любой материал, применяемый для изготовления деталей летательных аппаратов в авиационной промышленности проходит ряд испытаний и допускается к применению Всероссийским институтом авиационной промышленности (ВИАМ), а технология изготовления детали – Научно-исследовательским институтом авиационных технологий (НИАТ).
Для изготовления трубы лонжерона лопастей несущего винта вертолёта Ми-26 назначена конструкционная среднеуглеродистая деформируемая Сталь40ХН2МА-Ш, получаемая электрошлаковым переплавом, относится к группе улучшаемых сталей.
В авиатехнике широко используется большая группа улучшаемых сталей, применяемых после закалки и последующего отпуска, в большинстве случаев высокого. Такая обработка обычно называется улучшением. Улучшаемые стали хорошо деформируется в горячем состоянии, температурный интервал деформации равен 1180-800 оС, прокаливаемость d - до 50 мм. В эту группу входят стали с пределом прочности от 60 до 140 кгс/мм 2 и применяются для деталей, технология изготовления которых требует значительных пластических деформаций. Например, коленчатые валы, валы винта, шатуны двигателя воздушного охлаждения и прочих массивных и силовых деталей, работающих при температуре до 500° С.
Химический состав стали должен соответствовать указанному в табл.1 (ГОСТ 45436-71).
Табл. 1
Марка стали | Содержание элементов, % | ||||||||
С Углерод | Si Кремний | Mn Марганец | Cr Хром | Ni Никель | Mo Молибден | P, фосфор | S, cера | Cu, медь | |
не более | |||||||||
40ХН2МА-Ш | 0,37-0,44 | 0,17-0,37 | 0,5-0,8 | 0,6-0,9 | 1,25-1,65 | 0,15-0,25 | 0,025 | 0,015 | 0,25 |
Механические свойства Стали 40ХН2МА-Ш по ТУ14-1-950-74:
- состояние полуфабриката или контрольных образцов – термически обработанные по режиму: закалка с 850°±15° С в масле, отпуск при температуре 570-670° С, охлаждение в воде или масле;
- кгс/мм2 – условный предел текучести при растяжении, остаточная деформация 0,2% (1 кгс/мм2@9,8×10)
- кгс/мм2 - предел прочности при растяжении;
- - относительное удлинение после разрыва на длине l0 =5d0 ;
- - относительное сужение после разрыва;
- ан =10 кгсНм/см 2 - ударная вязкость при ударе образца размером 10х10х15 мм с полукруглым надрезом глубиной 2 мм и радиусом 1 мм (1 кгсНм/см 2 9,8Н106Дж/м2);
- Е=19500 кгс/мм2 - модуль нормальной упругости при растяжении, определяемый статическим методом при 200С.
Труба лонжерона изготавливается на Челябинском металлургическом комбинате методом проката и проводится следующая термическая обработка: нормализация при температуре 900 200С, высокий отпуск при температуре 670 150С (НВ dотп 3,7 мм), охлаждение в масле (НВ dотп = 3,45-3,2 мм).
Т.к. лонжерон лопасти - деталь особо ответственная и процесс её получения сертифицирован, то изменять вид заготовки и вносить изменения в техпроцесс её получения мы не можем.