Выбор вида исходной заготовки и метода ее изготовления

Одним из основных условий определяющих оптимальный технологический процесс изготовления детали является выбор заготовки детали.

Метод получения заготовок для деталей машины определяется назначением и конструкцией детали, материалом, техническими требованиями, серийностью выпуска и экономичностью изготовления.

Любой материал, применяемый для изготовления деталей летательных аппаратов в авиационной промышленности проходит ряд испытаний и допускается к применению Всероссийским институтом авиационной промышленности (ВИАМ), а технология изготовления детали – Научно-исследовательским институтом авиационных технологий (НИАТ).

Для изготовления трубы лонжерона лопастей несущего винта вертолёта Ми-26 назначена конструкционная среднеуглеродистая деформируемая Сталь40ХН2МА-Ш, получаемая электрошлаковым переплавом, относится к группе улучшаемых сталей.

В авиатехнике широко используется большая группа улучшаемых сталей, применяемых после закалки и последующего отпуска, в большинстве случаев высокого. Такая обработка обычно называется улучшением. Улучшаемые стали хорошо деформируется в горячем состоянии, температурный интервал деформации равен 1180-800 оС, прокаливаемость d - до 50 мм. В эту группу входят стали с пределом прочности от 60 до 140 кгс/мм 2 и применяются для деталей, технология изготовления которых требует значительных пластических деформаций. Например, коленчатые валы, валы винта, шатуны двигателя воздушного охлаждения и прочих массивных и силовых деталей, работающих при температуре до 500° С.

Химический состав стали должен соответствовать указанному в табл.1 (ГОСТ 45436-71).

Табл. 1

Марка стали Содержание элементов, %
С Углерод Si Кремний Mn Марганец Cr Хром Ni Никель Mo Молибден P, фосфор S, cера Cu, медь
не более
40ХН2МА-Ш 0,37-0,44 0,17-0,37 0,5-0,8 0,6-0,9 1,25-1,65 0,15-0,25 0,025 0,015 0,25

Механические свойства Стали 40ХН2МА-Ш по ТУ14-1-950-74:

- состояние полуфабриката или контрольных образцов – термически обработанные по режиму: закалка с 850°±15° С в масле, отпуск при температуре 570-670° С, охлаждение в воде или масле;

- Выбор вида исходной заготовки и метода ее изготовления - student2.ru кгс/мм2 – условный предел текучести при растяжении, остаточная деформация 0,2% (1 кгс/мм2@9,8×10)

- Выбор вида исходной заготовки и метода ее изготовления - student2.ru кгс/мм2 - предел прочности при растяжении;

- Выбор вида исходной заготовки и метода ее изготовления - student2.ru - относительное удлинение после разрыва на длине l0 =5d0 ;

- Выбор вида исходной заготовки и метода ее изготовления - student2.ru - относительное сужение после разрыва;

- ан =10 кгсНм/см 2 - ударная вязкость при ударе образца размером 10х10х15 мм с полукруглым надрезом глубиной 2 мм и радиусом 1 мм (1 кгсНм/см 2 Выбор вида исходной заготовки и метода ее изготовления - student2.ru 9,8Н106Дж/м2);

- Е=19500 кгс/мм2 - модуль нормальной упругости при растяжении, определяемый статическим методом при 200С.

Труба лонжерона изготавливается на Челябинском металлургическом комбинате методом проката и проводится следующая термическая обработка: нормализация при температуре 900 Выбор вида исходной заготовки и метода ее изготовления - student2.ru 200С, высокий отпуск при температуре 670 Выбор вида исходной заготовки и метода ее изготовления - student2.ru 150С (НВ dотп Выбор вида исходной заготовки и метода ее изготовления - student2.ru 3,7 мм), охлаждение в масле (НВ dотп = 3,45-3,2 мм).

Т.к. лонжерон лопасти - деталь особо ответственная и процесс её получения сертифицирован, то изменять вид заготовки и вносить изменения в техпроцесс её получения мы не можем.

Наши рекомендации