Работа с основными понятиями и определениями в области делопроизводства
Практические работы.
Тема: « Современная структура управления документацией в России».
Рассматриваемые вопросы:
1. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии;
2. Федеральная архивная служба России.
Практическая работа №1.
(письменно дайте ответы на следующие вопросы)
1. В чем заключается роль Госстандарта России по совершенствованию документооборота в стране?
2. Каковы основные задачи Госстандарта России по обеспечению функционирования и развития системы стандартизации в сфере совершенствования документооборота?
3. В чем заключаются функции Госстандарта России в выполнении своих основных задач в сфере совершенствования документооборота?
4. Каковы место и роль стандартизации по унификации информационных показателей в документах?
5. На кого возлагается ответственность за функцию делопроизводства в организации (на предприятиях)?
6. Какая организация является исполнительным органом власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов архивного фонда Российской федерации?
7. Какие права имеют частные компании по хранению документов, образующихся в результате их деятельности в соответствии со ст. 13 Основ законодательства РФ об Архивном фонде Российской Федерации и архивах от 07.07.1993 № 5341-1, а также п. 10 Положения об Архивном фонде Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 17.03.1994 № 552 (с изм. на 01.12.1998)?
Тема: «Основные понятия и определения в области делопроизводства».
Практическая работа №2.
(письменно дайте ответы на следующие вопросы)
1. Что такое делопроизводство; документирование; документооборот?
2. Что такое документ; официальный документ; личный документ?
3. Что такое реквизит документа?
4. Что обусловливает юридическую силу документа?
5. Что понимается под унификацией и стандартизацией?
6. Что представляют собой система документов и Унифицированная система документов (УСД)?
7. С какой целью разработан и введен в действие ГОСТ Р 6.30-2003?
Тема: «Документы и их классификация»
Практическая работа №3.
(письменно дайте ответы на следующие вопросы)
1. По каким видам деятельности классифицируются документы?
2. В какую группу документов выделяются коммерческие виды документов?
3. Каковы характерные отличия индивидуальных документов от типовых?
4. Каковы конкретные сроки хранения документов долговременного и временного хранения?
5. Что такое черновик, оригинал, копия?
Тема: «Законы, госты и классификаторы на документы»
Практическая работа №4.
(письменно дайте ответы на следующие вопросы)
1. Какие основные законы регулируют документационное обеспечение управления?
2. Каковы основные положения Типовой инструкции по делопроизводству в министерствах и ведомствах РФ, утвержденной Росархивом 06.06.1992?
3. Какой стандарт РФ используется для оформления организационно-распорядительных документов?
4. Какие используются классификаторы об управленческих документах, задачах, решаемых в АСУ, видах деятельности, экономических и социальных показателях?
5. Какие используются классификаторы информации об организационных структурах?
6. Каковы содержание и структура классификатора технико-экономической и социальной информации (на примере общероссийского классификатора управленческой документации - ОКУД)?
Тема: «Организационно-распорядительная документация»
Рассматриваемые вопросы:
1. Требования к оформлению реквизитов документов в соответствии с ГОСТ; Р 6.30-2003, нормативными и законодательными актами РФ;
2. Бланки документов и требования к ним;
3. Организационные документы;
4. Распорядительные документы;
5. Информационно-справочные документы.
Практическая работа №5.
(письменно дайте ответы на следующие вопросы)
1. Каков порядок использования и оформления герба и эмблемы на бланках документов?
2. Какие требования предъявляются к оформлению реквизита «наименование организации»?
3. Что может быть включено в состав справочных данных организации?
4. Что представляет собой регистрационный номер документа и каков порядок его оформления?
5. Каковы возможный состав реквизита «Адресат» и требования к его оформлению?
6. Каковы варианты утверждения документа и требования к оформлению соответствующего реквизита?
7. Каковы назначение реквизита «Резолюция» и порядок его оформления?
8. Как оформить реквизит «Заголовок к тексту»?
9. Каковы общие требования к оформлению текста документов и порядок использования языков в официальном делопроизводстве России?
10. Какие требования предъявляются к оформлению реквизита «Отметка о наличии приложения»?
11. Что входит в состав реквизита «Подпись» и каков порядок его оформления?
12. Каковы требования к оформлению реквизитов «Гриф согласования документа» и «Визы согласования документа»?
13. Каковы назначение реквизита «Печать» и требования к простановке печати на документах?
14. Какие реквизиты могут вноситься в документ типографским способом?
15. Составной частью каких реквизитов является личная подпись?
16. Каким образом визируются исходящие документы?
17. В чем заключается особое значение системы организационно-распорядительной документации среди разнообразных систем управленческой документации?
18. Какие группы и виды документов входят в систему организационно-распорядительной документации?
19. Что представляет собой стандарт ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению», введенный в РФ с 1 июля 2003 г.?
20. Сколько реквизитов документа устанавливает стандарт ГОСТ Р 6.30-2003?
21. Как определяется соответствующий состав реквизитов каждого конкретного документа?
22. Каковы виды организационных документов и особенности их оформления?
23. Каковы виды распорядительных документов и особенности их оформления? Каковы структура приказа по основной деятельности, состав реквизитов, требования к оформлению?
24. Каковы виды информационно-справочной документации?
25. Что такое служебное письмо? Каковы виды писем, их реквизиты и структура?
26. В чем заключаются особенности языка и стиля служебных документов (на примере письма)?
27. Какие требования предъявляются к составлению и оформлению телеграмм, телетайпограмм, телефонограмм, факсов?
28. В чем заключаются особенности составления и оформления актов и протоколов?
29. Каковы особенности оформления докладной, служебной и объяснительной записок?
Тема: «Документирование трудовых правоотношений».
Рассматриваемые вопросы:
1. Трудовые договоры (контракты);
2. Приказы по личному составу;
3. Личная карточка (форма Т-2);
4. Личное дело;
5. Личный листок по учету кадров или анкета;
6. Автобиография;
7. Характеристика;
8. Резюме;
9. Дополнения к личному листку по учету кадров или анкете;
10. Трудовая книжка;
11. Меры взыскания и поощрения.
Практическая работа №6.
(письменно дайте ответы на следующие вопросы)
1. Какие виды документов относятся к документации по личному составу?
2. Какие документы предъявляются при оформлении на работу?
3. Чем отличаются приказы по основной деятельности от приказов по личному составу?
4. Какие требования предъявляются к составлению и оформлению характеристики?
5. Какие составные элементы и реквизиты должны быть отражены в автобиографии?
6. Какие документы должны входить в состав документов личного дела?
7. Каковы общие правила ведения и выдачи трудовых книжек?
Тема: «Документирование коммерческой деятельности предприятия»
Рассматриваемые вопросы:
1. Коммерческие письма;
2. Договоры;
3. Договор купли-продажи;
4. Договор поставки;
5. Протоколы разногласий к договорам поставки;
6. Коммерческие акты;
7. Претензия (рекламация);
8. Исковые заявления;
9. Кассационная жалоба (обжалование решения суда по исковому заявлению);
10. Работа с документами, содержащими конфиденциальные сведения.
Практическая работа №7.
(письменно дайте ответы на следующие вопросы)
1. Каково функциональное назначение коммерческих писем?
2. Какие функции выполняют договор купли-продажи, договор поставки?
3. В каких случаях оформляется протокол разногласий к договору поставки?
4. В каких случаях и как составляются коммерческие акты?
5. Как оформляются претензии (рекламации) предприятий по нарушению договорных обязательств?
6. Каковы содержание и функции искового заявления?
7. Каковы назначение кассационной жалобы и ее реквизиты?
8. Каковы принципы организации работы персонала предприятия с документами, содержащими конфиденциальные сведения?
Тема: «Делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан»
Рассматриваемые вопросы:
1. Письменные обращения;
2. Личный прием;
3. Контроль исполнения писем граждан;
4. Информирование граждан;
5. Обращения и запросы особого контроля.
Практическая работа №8.
(письменно дайте ответы на следующие вопросы)
1. Каковы основополагающие принципы работы с обращениями граждан?
2. Какими законодательными и нормативными актами регламентируется работа с обращениями граждан?
3. Каковы три основные вида обращения граждан?
4. Могут ли быть обращения граждан в устной форме? Обязан ли руководитель вести прием граждан по личным вопросам? Нужно ли документально оформлять результаты личного приема граждан?
5. Каковы сроки рассмотрения обращения граждан?
6. Делопроизводство по обращениям граждан в организации ведется отдельно от обработки других видов документов. Каким документом регламентируется эта работа в организации?
7. Каков порядок прохождения обращений граждан в организации? Как осуществляется учет и контроль?
8. Каким образом формируются дела по обращениям граждан? Сколько лет хранятся такие дела?
9. Каким образом оформляется деятельность по анализу работы с обращениями граждан?
Тема: «Организация документооборота»
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие документооборота;
2. Прием и первичная обработка документов;
3. Распределение поступивших документов;
4. Регистрация документов;
5. Контроль за исполнением документов;
6. Информационно-справочная работа;
7. Отправка документов;
8. Номенклатура дел;
9. Формирование дел;
10. Хранение дел;
11. Обработка дел для последующего хранения;
12. Сдача дел в ведомственный архив. Особенности хранения документов в настоящее время;
13. Должностной состав и обязанности работников делопроизводства.
Практическая работа №9.
(письменно дайте ответы на следующие вопросы)
1. Что такое документооборот?
2. Каковы основные функции делопроизводственного обслуживания?
3. Каковы основные операции процесса обработки входящих документов?
4. Каким образом осуществляется рекламация входящих документов?
5. Что такое исходящий документ?
6. Каковы основные этапы подготовки исходящих документов?
7. Какие исходящие документы оформляются в одном экземпляре?
8. Какие данные об исходящем документе записываются в журнал регистрации исходящих документов?
9. Кем подписываются исходящие документы?
10. Какие операции включает процесс контроля исполнения документа?
11. Как устанавливаются типовые сроки исполнения документов?
12. Как устанавливаются индивидуальные сроки исполнения документов?
13. Что такое номенклатура дел? Каковы ее виды?
14. Кто разрабатывает типовые и примерные номенклатуры дел? Кем они утверждаются?
15. Кто принимает участие в составлении индивидуальной номенклатуры дел?
16. Каким образом выявляется круг документов, подлежащих включению в номенклатуру дел?
17. В чем суть процесса формирования дел?
18. Как оформляется заголовок дела? Какие требования предъявляются к нему?
19. Какие элементы должен содержать заголовок дела?
20. По каким признакам могут группироваться документы в дела?
21. Какие требования необходимо выполнять при формировании дел?
22. В какой последовательности должны располагаться документы в деле?
23. Как осуществляется оперативное хранение документов?
24. Для каких дел составляется внутренняя опись?
25. В каких случаях используются лист-заместитель, карта-заместитель?
26. Каковы основные этапы работы по подготовке документов к архивному хранению?
27. Каким образом устанавливаются сроки хранения документов?
28. Какие дела, предназначенные для сдачи в архив, подлежат полному оформлению, частичному оформлению?
29. Какие операции включает процесс полного оформления дел для сдачи в архив?
30. Каков порядок подписания и утверждения описи дел структурного подразделения для архивного хранения?
31. В чем заключаются особенности хранения документов в архивах в настоящее время?
32. На основании какого документа уничтожаются дела с истекшими сроками хранения?
33. Каковы состав и обязанности работников подразделений делопроизводства?
Тема: «Автоматизация делопроизводства»
Рассматриваемые вопросы:
1. Понятие электронного документа;
2. Преимущества и недостатки электронного документа;
3. Составление документов;
4. Автоматизация работы с документами;
5. Автоматизированные рабочие места;
6. Электронные офисные системы;
7. Система автоматизации делопроизводства и документооборота «Дело»;
8. Система электронного документооборота и автоматизации делопроизводства компании «Интертраст»;
9. Система автоматизации делопроизводства, документооборота и управления деловыми процессами крупных организаций на базе DOCS Open и Work Route;
10. Система автоматизации конфиденциального документооборота и делопроизводства «Optima-Workflow»;
11. Система управления неструктурированной информацией предприятия на базе платформы «Documentum»;
12. Автоматизированная процедура работы с документами;
13. Регистрация документов;
14. Автоматизированный контроль исполнения документов;
15. Хранение документов в электронной форме.
Практическая работа №10.
(письменно дайте ответы на следующие вопросы)
1. Какие организационно-экономические возможности представляют системы автоматизированного делопроизводства по сравнению с традиционным?
2. Что такое электронный документ в соответствии с Федеральным законом «Об электронной и цифровой подписи» от 10.01.2002 № 1-ФЗ.
3. Каковы возможности электронной почты для работы персонала с электронными документами?
4. Каковы преимущества и недостатки электронного документа?
5. Какова принципиальная схема автоматизации работы с документом?
6. Каковы современные технические средства автоматизации информационно-управленческой деятельности?
7. Что представляет собой архитектура электронного офиса?
8. Что такое электронная офисная система?
9. Что такое система автоматизации делопроизводства и документооборота «Дело»?
10. Какие продукты включает в себя система электронного документооборота и автоматизации делопроизводства компании «Интертраст»?
11. Для каких основных процедур делопроизводства предназначена система документооборота «Optima — Workflow»?
12. Каковы этапы автоматизированной процедуры работы с документами?
13. Как осуществляется автоматизированный контроль исполнения документов в электронной системе документооборота?
14. В чем заключаются особенности хранения документов в электронной форме?
Работа с основными понятиями и определениями в области делопроизводства.
Расшифруй следующие понятия:
Автобиография —
Авторский признак —
Адресат —
Адресант —
Акт —
Архив предприятия —
Архивный фонд Российской Федерации —
Аудиовизуальный документ
Беловой документ —
Бланк —
Бланк документа —
Ведомственное хранение архивных документов —
Виды документов по личному составу —
Виза документа —
Владелец сертификата ключа электронной подписи —
Внешний документ —
Внутренний документ —
Внутренняя опись —
Входящий документ —
Выборочный прием документов на постоянное хранение
Выделение документов к уничтожению —
Выписка из приказа —
Выписка из приказа по личному делу —
Гарантийное письмо —
Географический признак —
Герб —
Гриф —
Гриф согласования
Гриф утверждения —
Группировка документов —
Группы документов документационного обеспечения предприятия —
Дата официального документа —
Дело —
Делопроизводство —
Децентрализованная форма регистрации документов —
Директивный документ —
Договор (контракт) —
Доклад —
Докладная записка —
Документ —
Документационное обеспечение управления (ДОУ) —
Документация —
Документ на машинном носителе —
Документ личного происхождения —
Документооборот —
Документы по личному составу —
Должностная инструкция —
Дополнение к личному листку по учету кадров —
Досье —
Дублетный документ —
Дубликат —
Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД) —
Единица учета архивных документов —
Единица хранения архивных документов —
Жалоба —
Журнал учета документов —
Заверенная копия документа —
Заголовок дела —
Заголовок официального документа —
Заголовок письма —
Заголовочная часть документа —
Задача документа —
Заключение —
Закрытый ключ электронной цифровой подписи —
Записка —
Запрос —
Заявка —
Заявление —
Зона унифицированной формы документа —
Извещение —
Инвентаризационная опись (ведомость) —
Индекс —
Индивидуальный срок исполнения документа —
Инструкция —
Интервал —
Информационное письмо —
Исковая давность —
Исковое заявление —
Источник комплектования —
Исходящие документы —
Картотека по личному составу —
Классификационный индекс —
Ключевые слова —
Контракт —
Контроль исполнения документов —
Корреспондентский признак —
Личное дело —
Личная карточка —
Личный листок по учету кадров —
Модем —
Номенклатура дел —
Объяснительная записка —
Основная цель контроля за исполнением —
Операции обработки исходящей документации —
Опись —
Организационно-распорядительная документация (ОРД) —
Организационные документы —
Организация работы с документами (документооборот) —
Первичный документ —
Первичная обработка входящих документов —
Письмо —
Письмо-извещение —
Письмо-напоминание —
Письмо-ответ —
Письмо-подтверждение —
Письмо-претензия —
Письмо-приглашение —
Положение —
Приказ (по основной деятельности) —
Принятие управленческого решения по конкретному делу —
Протокол —
Разделы текста резюме —
Распоряжение —
Регистрация документа —
Резюме —
Реквизиты —
Рекламное письмо —
Решение —
Смешанная форма регистрации документов —
Составление номенклатуры дел —
Сопроводительное письмо —
Справка —
Срочный договор —
Стандартизация —
Телеграмма —
Телефонограмма —
Трудовая книжка —
Трудовой контракт (договор) —
Указание —
Унифицированный документ —
Унифицированная система документации (УСД) —
Унифицированная форма —
Устав предприятия —
Факс —
Формирование дел —
Формуляр-образец —
Формы регистрации документов —
Характеристика —
Хронологический признак —
Централизованная форма регистрации документов —
Штатное расписание —
Экспертиза документов —
Экспертная служба —
Рекомендуемая литература к курсу ДУД.
Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации. — М.: Проспект, 2000.
2. Гражданский кодекс РФ (части I, II, III).— М.: Проспект, 2002.
3. Трудовой кодекс РФ. — М.: Проспект, 2002.
4. Уголовный кодекс РФ: Федеральный закон от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 07.07.2003).
5. «Об информации, информатизации и защите информации». Федеральный закон РФ от 20.02.1995 № 24-ФЗ (в ред. от 10.01.2003).
6. «Об электронной цифровой подписи». Федеральный закон от 10.01.2002 № 1-ФЗ.
7. Гост Р51141-98. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определение. — М.: Изд-во стандартов, 1998.
8. Гост Р6.30-2003. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. Утвержден постановлением Госстандарта РФ от 03.03.2003 № 65-ст. — М.: Изд-во стандартов, 2003.
9. СанПиН 2.2.2 / 2.4.1340-03. Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организация работы. Введены в действие постановлением Главного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118.
10. Государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ). Основные положения. Общие требования к документам и службам документационного обеспечения. Введена в действие приказом Главархива СССР от 25.05.1998 № 33. — М.: Главархив СССР, 1991.
11. ДР 191-98. Унификация текстов управленческих документов / Методические рекомендации ВНИИДАД ФАС РФ.
12. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления. Утверждены постановлением Минтруда РФ от 25.11.1994 № 72. — М., 1995 (копия).
13. Типовая инструкция по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти. Утверждена приказом Федеральной архивной службы России от 27.11.2000 № 68. - М., 2001.
14. «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». Постановление Госкомстата РФ от 06.04.2001 № 26.
15. Квалификационный справочник должностей служащих. Введен в действие постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 (с изм. и доп. от 1999-2002 гг.). - М.: ИНФРА-М, 2001.
16. Общероссийский классификатор управленческой документации ОК 011-93 (ОКУД). (Утвержден и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 30.12.1993 № 299 (с изм. и доп. от 1999-2002 гг.).
17. Основные правила работы государственных архивов. — М.: РОССПЭН, 2002.
18. Алтухова Н. В. и др. Документационное обеспечение коммерческих операций: Учеб. пособие. — Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2002. - 96 с.
19. Барихин А. Б. Делопроизводство на предприятии. — М.: Книжный мир, 2003. - 163 с.
20. Барченков А. И. Документоведение и защита конфиденциальной информации. Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. — 155 с.
21. Басаков М. И. Делопроизводство (документационное обеспечение управления): учеб. Пособие. — 3-е изд. — М.: изд. «Дашков и К°», 2004. - 336 с.
22. Басаков М. И., Замыцкова О. И. Делопроизводство: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д: Феникс, 2004. — 384 с.
23. Басаков М. И. Как правильно подготовить приказ: Учеб.-практич. пособие. — 2-е изд. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2003. - 128 с.
24. Березина Н. М. и др. Кадровое делопроизводство. — СПб.: Питер, 2004. - 105 с.
25. Васильева И. Н., Желнинский Г. С. Организация делопроизводства и персональный менеджмент: Учеб. пособие. — 2-е изд. — М.: Вузовский учебник, 2004. — 272 с.
26. Вялова Л. М. Документационное обеспечение деятельности кадровой службы: Учеб. пособие. — М.: Изд. центр «Академия», 2003. — 176 с.
27. Гутгарц Р. Д. Документирование управленческой деятельности: Курс лекций. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 185 с.
28. Демин М. Ю. Делопроизводство. Документационный менеджмент. — М.: БераТор, 2004. - 208 с.
29. Документоведение и документационное обеспечение управления: Учеб.-метод, пособие. — Волгоград: Изд-во ВолГу, 2002. — 77 с.
30. Документационное обеспечение современного управления: Учеб. пособие / Ю. Д. Бахтеев и др. — Пенза: Изд-во Пенз. Гос. ун-та, 2003 . - 124 с.
31. Журавлев А. А. Основы документационного обеспечения управления: Учеб. пособие. — М.: Изд-во Рос. экон. акад., 2001. - 84 с.
32. Зайцев С. В. Информационные технологии управления: Учеб. пособие для дистанц. обуч. и самостоят. работы. — Новосибирск: Сиб АТС, 2004. - 238 с.
33. Зайцев Т. А. Документирование управленческой деятельности: Учеб. пособие. — М.: Изд-во МГУКИ, 2002. — 139 с.
34. Зусьман О. М. Документоведение: Учеб. пособие / СПб гос. ун-т культуры и искусств. — СПб.: СПбГУКИ, 2003. — 108 с.
35. Ивасенко А. Г. Информационные технологии в экономике и управлении: Уч. пособие. - М.: КНОРУС, 2005. - 160 с.
36. Инструкция по организации работы архива в Уфимском государственном нефтяном техническом университете 3. А. Лалаева, С. М. Миннибаева. — Уфа, 2004. — 41 с.
37. Информационные технологии (для экономиста): Учеб. пособие / Под общ. ред. А. К. Волкова. - М.: ИНФРА-М. — 310 с.
38. Колесников И. М., Яснецкая В. Г. Делопроизводство на компьютере: Учеб.-метод, пособие. — М.: ИМПЭ им. А. С. Грибоедова, 2003. - 64 с.
39. Кирсанова М. В. Современное делопроизводство: Учеб. пособие. — 4-е изд. — М.: ИНФРА-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2005. - 312 с.
40. Кравец М. А. Электронные системы управления документооборотом: Учеб. пособие. — Воронеж: АОНО «Ин-т менеджмента, маркетинга и финансов», 2004. — 48 с.
41. Курноскина О. Г. Современное делопроизводство компании: постановка и ведение. — М.: Альфа-Пресс, 2005. — 208 с.
42. Лаврентьева Н. М. Документирование управленческой деятельности: Учеб. пособие. — Владивосток: Изд-во ДВГАЭУ, 2002. — 91 с.
43. Ларин М. В. Управление документацией в организации. — М.: Научная книга, 2002. — 288 с.
44. Медведева Т. А. и др. Основы документационного обеспечения управления: Конспект лекций. — СПб.: Политехника, 2001. — 96 с.
45. Молоткова Н. В. Информационные технологии в бизнесе: Учеб. пособие. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2002.
46. Мысин М. Н., Сушкова Л. М., Сушков С. А. Документооборот: от традиционного к электронному: Учеб.-практич. пособие. — Самара.: ООО «Офорт»; СИОТО, 2004. - 212 с.
47. Нечаева Е. В. Документоведение и документационное обеспечение управления. 1-я часть: Учеб. пособие. — СПб.: Изд-во СПбГПУ, 2003. - 84 с.
48. Никитина Т. П. Электронные системы управления документооборотом: Учеб. пособие. — Ярославль: МУБиНТ, 2002. — 103 с.
49. Организация работы с документами: Учебник / Под ред. проф. В. А. Кудряева. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. - 592 с.
50. Охотников А. В., Булавина Е. А. Документоведение и делопроизводство: Учеб. пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2005. - 304 с.
51. Охотников А. В. Новые требования к оформлению организационно-распорядительных документов: Учеб.-практич. пособие для предприятий и организаций всех форм собственности. — М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д, 2004. — 64 с.
52. Павлова Р. С. Делопроизводство и корреспонденция. — Ульяновск: УлГТУ, 2003. - 157 с.
53. Программа учебной дисциплины «Организация документооборота» для студентов специальности «Логистика» — 080506 / Сост. Л. А. Доронина. — М.: ГУУ, 2005. - 8 л.
54. Печников Т. В., Печникова А. В. Документационное обеспечение деятельности организации: Учеб. пособие. — М.: ЭКМОС, 1999. - 208 с.
55. Пшенко А. В. Документационное обеспечение управления (Делопроизводство): Учеб. пособие. — М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003. - 256 с.
56. Пшенко А. В. Основные нормативные требования к документам и документационному обеспечению управления: Учеб. пособие для вузов / ГУУ. — М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999. — 90 с.
57. Спивак в. А. Документирование управленческой деятельности (Делопроизводство). — СПб.: Питер, 2005. — 240 с.
58. Стенюков М. В. Делопроизводство (консп. лекций). — М.: ПРИОР-издат, 2005. - 144 с.
59. Стенюков М. В. Документы. Делопроизводство — 9-е изд., перераб. и доп. — М.: ПРИОР-издат, 2004. — 160 с.
60. Стенюков М. В. Образцы документов по делопроизводству (руководство к составлению). — М.: ПРИОР, 2002. — 144 с.
61. Стенюков М. В., Пустозерова В. М. Делопроизводство в управлении персоналом. — М.: Книга-сервис, 2003. — 112 с.
62. Стенюков М. В. Справочник секретаря. — М.: Книга-сервис, 2003. - 192 с.
63. Татарников М. А. Делопроизводство в учреждениях, организациях и на предприятиях. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 208 с.
64. Усольцев Л. А. Информационные технологии управления: Учеб. пособие. — Омск: Изд-во Сиб АДИ, 2001. — 53 с.
65. Чуковенков А. Ю., Янковая В. Ф. Оформление документов: Комментарий к ГОСТ Р 6.30-97 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов». — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2001. — 216 с.
66. Чуркин К. Е. Документационное обеспечение управления (делопроизводство). Учеб. пособие. — М. — Архангельск: МИУ, 2002. - 360 с.