ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РЕКОНСТРУКЦИИ ЗДАНИЙ. Комплексный характер реконструкции действующих предпри­ятий предопределяет особый подход к классификации ее видов.

Комплексный характер реконструкции действующих предпри­ятий предопределяет особый подход к классификации ее видов.

Виды реконструкции можно классифицировать по таким призна­кам:

  • коэффициенту обновления производственных фондов;
  • харак­теру строительно-монтажных работ;
  • условиям стесненности вы­полнения СМР;
  • конструктивным особенностям реконструируемых зданий;
  • соотношению объемов внутри- и внецеховых реконструк­тивных работ;
  • ограничениям, накладываемым условиями выпол­нения СМР;
  • уровню требований техники безопасности; характе­ру совмещения СМР с деятельностью предприятия.

По коэффициенту обновления производственных фондов (К) раз­личаютреконструкцию:

  • большую (К > 0,40),
  • среднюю (0,20 <К< 0,40) и
  • малую (К< 0,20).

Коэффициент обновления производственных фондов представляет собой соотношение сто­имости вновь вводимых в действие основных фондов к общей сумме основных фондов после реконструкции предприятия.

По степени стесненности работы могут выполняться в следу­ющих условиях:

  • нестесненных
  • мало стесненных,
  • стесненных,
  • особо стесненных.

По конструктивным особенностям реконструируемых зданий различают реконструкцию

  • с возможностью применения индус­триальных конструкций;
  • без применения индустриальных кон­струкций.

По соотношению объемов внутри- и внецеховых работ реконст­рукцияможет быть

· с преобладанием внутрицеховых работ;

· с пре­обладанием внецеховых работ.

По ограничениям, накладываемым условиями выполнения работ, реконструкция может осуществляться

· без ограничений

· с огра­ничениями.

По уровню требований техники безопасности реконструкцияможет осуществляться

· с учетом обычных требований, предусмат­риваемых при новом строительстве;

· с повышенными требовани­ями, обусловленными условиями выполнения работ.

По характеру выполняемых строительно-монтажных работ раз­личаютреконструкцию:

· с изменением объемно-планировочных решений;

· без изменения объемно-планировочных решений;

· с за­меной и усилением несущих конструкций;

· без замены и усиления несущих конструкций;

· с широким применением средств механи­зации;

· с ограниченной возможностью применения средств меха­низации;

· с возможностью применения только средств малой механизации;

· со значительными объемами ручных работ;

· с не­большими объемами работ по разборке зданий;

· с большим рассре­доточением работ по территории предприятия.

По характеру совмещения строительно-монтажных работ сдеятельностью предприятия реконструкция может производить­ся:

· без остановки производства;

· с частичной остановкой производ­ства;

· с полной остановкой работы действующего предприятия.

Особенности производства СМР при реконструкции действу­ющего предприятия можно объединить в три группы:

1. вызванные эксплуатационной деятельностью реконструируемого предприятия,

2. характером застройки промышленной площадки

3. объемно-плани­ровочными и конструктивными решениями зданий и сооружений.

К первой группе относятся следующие факторы:

• превышение установленных норм санитарно-гигиенической среды реконструируемого предприятия (пыль, шум, загазованность и т.д.). Отрицательное воздействие санитарно-гигиенической сре­ды предприятия проявляется при производстве работ в действу­ющих цехах, отнесенных к разряду вредных, с большим тепло- и газовыделением, высокой концентрацией пыли в воздухе, значи-тельными источниками шума и вибрации. В таких условиях увели­чивается трудоемкость работ и снижается производительность тру­да, появляются дополнительные издержки строительного производ­ства. В результате внедрения мероприятий по технике безопаснос­ти обеспечиваются нормальные условия работы строителей (устройство теплоизоляционных экранов, водяных завес и т.д.);

• повышенная опасность в зоне проведения СМР (взрыво-, пожароопасность). В этих случаях запрещается ведение свароч­ных работ; укрупнительная сборка строительных конструкций и технологического оборудования проводится вне территории предприятия;

• особенности технологических схем и процессов реконструи­руемого предприятия. При последовательной непрерывной техно­логии остановка одного из цехов на проведение реконструкции вызывает прекращение деятельности всего предприятия. В связи с этим реконструкцию обычно осуществляют участками, поэтап­но. Поэтапная передача участков для производства СМР требует полного завершения работ на данном участке. Нередко это нару­шает непрерывность строительных процессов из-за неподготов­ленности фронта работ на последующем участке и приводит к увеличению непроизводственных затрат времени;

• насыщенность зоны реконструкции действующим технологи­ческим оборудованием и инженерными сетями. Это затрудняет применение имеющихся средств механизации, усложняет органи­зацию материально-технического снабжения, вынуждает произ­водить дополнительные работы по предохранению технологичес­кого оборудования от повреждений. Стесненность рабочей зоны приводит к резкому снижению эксплуатационной производитель­ности машин и механизмов, увеличению объемов немеханизиро­ванных работ;

• эксплуатация внутризаводских транспортных коммуникаций строителями и производственниками. Наличие широкой сети ав­томобильных дорог и железнодорожных путей на территории про­мышленного предприятия снижает объемы работ по возведению временных транспортных коммуникаций, однако при эксплуата­ции дорог и путей одновременно подрядной организацией и за­казчиком ограничивает время использования их строителями. За­частую доставка строительных конструкций, материалов и обору­дования в зону СМР возможна только во время перерывов в работе транспорта действующего предприятия;

• эксплуатация цехового грузоподъемного оборудования стро­ителями и производственниками. Для подъема и перемещения строительных конструкций и материалов часто используют цехо­вое грузоподъемное оборудование. В этом случае составляется гра­фик его совместной эксплуатации строителями и производствен­никами, которым выделяется определенное время на использова­ние оборудования.

Ко второй группе относятся:

• высокая плотность застройки территории предприятия. Это объясняется тенденцией увеличения производственной площади в пределах существующей территории. Из-за недостатка свобод­ных площадей строительные организации вынуждены оборудовать перевалочные базы вне территории предприятия, что вызывает потери рабочего и машинного времени. При невозможности со­здания площадок для укрупнительной сборки конструкций огра­ничиваются возможности монтажа. Следствием стесненности строительной площадки является нерациональная организация внутриплощадочных транспортных потоков, затрудняющих пере­движение рабочих, управление строительными машинами и ме­ханизмами;

• рассредоточенность реконструируемых объектов предприятия. Это приводит к нерациональному размещению временных зданий и сооружений на стройплощадке и увеличивает количество пере­сечений людских и грузовых строительных и эксплуатационных потоков, вызывает помехи в своевременной доставке строительных материалов, конструкций и технологического оборудования;

• насыщенность территории предприятия подземными комму­никациями. Существующая развитая сеть подземных коммуника­ций не позволяет использовать землеройную технику с полной производительностью, усложняет технологию производства работ и снижает уровень механизации земляных работ;

• узость проездов внутризаводской автодорожной сети. Увеличение производственных площадей, сети автомобильных и железных дорог в пределах существующей территории предпри­ятия приводит к сужению проездов, проходов, уменьшению ра­диусов поворота транспортных путей. Это затрудняет перевозку длинномерных строительных конструкций и перемещение стро­ительных машин, усложняет транспортные схемы доставки кон­струкций в зону монтажа.

К третьей группе относятся:

• сложная конфигурация реконструируемых зданий и сооруже­ний в результате многократных надстроек и пристроек здания и сооружения промышленных предприятий. При реконструкции таких зданий и сооружений усложняются трассы передвижения кранов, производится их многократный монтаж и демонтаж, что снижает эффективность использования строительной техники;

• индивидуальность объемно-планировочных и конструктив­ных решений реконструируемых зданий и сооружений. Генераль­ные планы большинства промышленных предприятий формиру­ются на протяжении нескольких десятилетий, что приводит к большой разнотипности объемно-планировочных и конструктив­ных решений зданий и сооружений даже на одном предприятии. В этих условиях трудно или невозможно использовать типовые технологические карты, типовые конструктивные элементы;

• недоступность элементов и конструкций реконструируемых зданий и сооружений для детального обследования. Вследствие это­го при разборке зданий и сооружений возникают непредвиденные работы по усилению и закреплению конструкций, не подвергаемых демонтажу. Для их выполнения приходится переводить людей с одного участка на другой, перемещать механизмы, что приводит к неритмичной работе.

В связи с этим по сравнению с новым строительством

· выра­ботка на одного работающего снижается на 20-35%,

· удельный вес заработной платы повышается на 30-45%,

· эксплуатационные рас­ходы на средства механизации увеличиваются в 1,5-2,5 раза,

· удельная себестоимость работ повышается на 15%.

При минимальной продолжительности остановки технологи­ческого процесса по выпуску продукции (или без нарушения рит­ма работы предприятия) главной задачей инженерной подготов­ки производстваявляется обеспечение создания необходимых и благоприятных условий для планомерного развертывания и осу­ществления основных строительно-монтажных работ (СМР) по реконструкции предприятия индустриальными методами с высо­кими технико-экономическими показателями (ТЭП).

Инженерная подготовка производства — комплекс взаимосвя­занных подготовительных мероприятий организационного, техни­ческого, технологического и планово-экономического характера, выполняемых до начала основных производственных процессов на строительной площадке и обеспечивающих своевременное проек­тирование, развертывание, осуществление и завершение реконст­рукции объекта в установленные сроки.

При этом подготовка и производство работ по реконструкции должны обеспечивать

  • минимальную продолжительность останов­ки технологического процесса по выпуску продукции, а при воз­можности — проходить без нарушения ритма работы предприятия.
  • Комплексное решение и увязка всех подготовительных меро­приятий и работ, связанных с реконструкцией, четкое определе­ние структуры и содержания создают необходимые предпосылки для их непрерывного и эффективного выполнения.

Процесс инженерной подготовки производства условно мож­но разделить на два этапа:

    1. организационный
    2. подготовительный.

На организационном этапе генпроектировщик, заказчик и генподрядная строительная организация выполняют организацион­но-технологические мероприятия, предшествующие началу под­готовительных работ на объекте реконструкции.

Генподрядчик в организационный период осуществляет разра­ботку проекта организации реконструкции (ПОС(р)). Порядок его составления и состав решаемых при этом задач регламентируют­ся Инструкцией по разработке проектов организации строитель­ства и проектов производства работ.

При разработке проекта реконструкции используются данные, полученные в процессе предпроектного обследования, а также сведения, предоставляемые заказчиком об этапах проведения ре­конструкции, возможной последовательности выполнения стро­ительно-монтажных работ, продолжительности остановки отдель­ных цехов предприятия для выполнения работ, об услугах, ока­зываемых реконструируемым предприятием строительным организациям.

Все организационно-технологические решения, принимаемые в проекте, генподрядчик согласовывает с заказчиком, генподрядной и при необходимости с субподрядными строительными орга­низациями.

В этот период заказчик решает следующие задачи:

• согласовывает, утверждает в установленном порядке и пере­дает генподрядчику разработанную проектно-сметную докумен­тацию;

• открывает финансирование и заключает договор с генподряд­чиком на проведение реконструкции объекта;

• получает фонды на материалы и производит размещение за­казов на поставку необходимого оборудования;

• выдает спецификации генподрядчику для заказа конструк­ций, изделий и оборудования;

• решает вопросы последовательности предоставления фронта работ строителям и обеспечения строительной площадки элект­роэнергией, паром, теплом, газом и др.

Генподрядная строительная организация в этот период:

• определяет состав субподрядных и специализированных орга­низаций;

• получает от заказчика, изучает и обрабатывает проектно-смет­ную документацию;

• передает ее своим исполнителям и субподрядчикам, разме­щает заказы на изготовление, поставку и комплектацию необхо­димых конструкций, изделий и материалов;

• осуществляет календарное планирование производства работ и обеспечения реконструкции материально-техническими и тру­довыми ресурсами;

• разрабатывает, согласовывает и утверждает проекты произ­водства подготовительных и основных СМР.

На подготовительном этапе выполняются мероприятия и ра­боты, связанные непосредственно с подготовкой строительной площадки и участков реконструкции к производству СМР.

Ос­новными задачами этого этапа являются:

  • создание необходи­мых технических, технологических и организационных усло­вий для выполнения основных СМР и их бесперебойного материально-технического обеспечения; осуществление меро­приятий по сочетанию работы действующего предприятия с выполнением работ по реконструкции;
  • обеспечение максималь­ного сокращения периода остановки промышленного производ­ства по выпуску продукции; создание безопасных условий производства работ по реконструкции и обеспечение безопас­ности работников предприятия от воздействия условий строи­тельного производства

В зависимости от места выполнения подготовительные рабо­ты разделяют на

  • внешнеплощадочные
  • внутри площадочные (раз­борка зданий, путей; отключение, демонтаж и перенос существу­ющих инженерных сетей, устройство проездов, расстановка вре­менных зданий и т.д.).

Внешнеплощадочные подготовительные работы выполняют за пределами территории предприятия и включают (при необходи­мости) строительство железнодорожных путей и автомобильных дорог; прокладку магистральных подземных коммуникаций, ли­ний электропередач, промежуточных баз складирования и укруп­нения конструкций и т.п.

Внутриплощадочные подготовительные работы осуществля­ют на территории предприятия и разделяют на внутрицеховые и внецеховые, относящиеся к реконструкции одного или не­скольких цехов.

В проекте производства работ (ППР) разрабатывается спе­циальный раздел «Производство подготовительных работ», в ко­тором отражаются

основные виды, место, последовательность и специфика их выполнения в действующих цехах, около действу­ющих агрегатов, оборудования, инженерных сетей и коммуни­каций; приводятся рабочие чертежи по устройству временных защитных покрытий, оснастки, завес и т.п. При необходимости составляется ППР(р) на разработку отдельных зданий и соору­жений; демонтаж существующего оборудования, усиление под­земных коммуникаций.

Этот раздел разрабатывает, как правило, генеральная проект­ная организация с обязательным согласованием с заказчиком, ген­подрядчиком и субподрядными строительными организациями.

По отдельным видам подготовительных работ вопросы техноло­гии и организации разрабатывают генподрядчик и субподрядчик.

При проектировании производства подготовительных работ, как и при новом строительстве, решают такие задачи:

  1. на стройгенплане указывают места расположения временных зданий производственного и бытового назначения,
  2. размещения стро­ительных машин, механизмов и оборудования,
  3. площадок скла­дирования конструкций и материалов от разборки зданий и де­монтированного оборудования,
  4. временных ограждений; после­довательность выполнения подготовительных и связанных с ними работ и процессов.

На графиках производства работ дополнительно указывают режим (сменность) работы строителей, последовательность выпол­нения фронта работ и порядок использования внутрицехового транспорта.

Дополнительно разрабатывают графики подачи кон­струкций и материалов в тесной увязке с транспортными потока­ми действующего предприятия.

ППР разрабатывается проектной организацией на основе:

1. СНиП 3.01.01—85* «Организация строительного производства»;

2. проектного задания;

3. проекта организации реконструкции пред­приятия;

4. рабочих чертежей (цехов);

5. сроков;

6. порядка выполнения работ в сроках остановки основного производства;

7. сведений о порядке и сроках обеспечения необходимыми конструкциями, материалами, механизмами;

8. данных о наличии и возможности использования средств предприятия; сведений о режиме работы предприятий; справки предприятия о всех организациях; действу­ющих нормативных документов.

ППР согласовывается с заказчиком, генподрядчиком и субпод­рядчиком.

Наши рекомендации