Концовка. Наследники князя Олега.
Словарная работа
Волхвы (древнерусск.«кудесники», «волшебники», «гадатели») — мудрецы, или маги, пользовавшиеся большим влиянием в древности.
Хазары — тюркоязычный кочевой народ. Первый серьезный внешний враг Киевской Руси.
Дружина – княжеское войско.
Тризна– часть языческого погребального обряда у восточных славян.
Композиция
Вступление. Князь Олег с дружиной.
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам:
Их села и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.
Основная часть. Предсказание. Судьба князя Олега.
Предсказание:
«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое:
Твой щит на вратах Цареграда:
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.
Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю,
И холод и сеча ему ничего.
Но примешь ты смерть от коня своего».
Рис. 3. «Песнь о вещем Олеге». Худ. В. Васнецов (Источник)
Олег властен, недоверчив. Кудесник спокоен, смел, горд.
Прощание с конем:
«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга, Расстаться настало нам время: Теперь отдыхай! уж не ступит нога В твое позлащенное стремя. Прощай, утешайся — да помни меня. Вы, отроки-други, возьмите коня!
Покройте попоной, мохнатым ковром; В мой луг под уздцы отведите; Купайте, кормите отборным зерном; Водой ключевою поите».
Олегу грустно, жаль своего умирающего товарища, который не раз выносил его с поля брани живым и невредимым.
Концовка. Наследники князя Олега.
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега:
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
О событии не только повествуется, но создается определенный образ, влияющий на читательское восприятие героя.
Вот, что писал сам А. С. Пушкин о том сюжете, который лег в основу его «Песни о вещем Олеге»: «Товарищеская любовь старого князя к своему коню и заботливость о его судьбе есть черта трогательного простодушия, да и происшествие само по себе в своей простоте имеет много поэтического».
Вывод. А. С. Пушкин не только осмыслил политический смысл предания старины глубокой, но и донес до нас историю жизни и смерти вещего князя Олега, создал яркий, запоминающийся образ и характер.
«Песнь о вещем Олеге» была написана в 1822 году. Жанр — легенда.
Сюжетной основой «Песни о вещем Олеге» послужила легенда о смерти Олега, киевского князя, записанная в «Повести временных лет». Киевскому князю Олегу, прозванному в народе «вещим» за мудрость, волхв, «кудесник», предрекает: «примешь ты смерть от коня своего». Испугавшись страшного пророчества, князь расстается со своим верным боевым другом-конем. Проходит много времени, конь умирает, а князь Олег, вспомнив о предсказании, с гневом и горечью решает, что волхв обманул его. Придя на могилу старого боевого друга, Олег сожалеет, что им пришлось так рано расстаться. Однако оказывается, что кудесник не клеветал, и пророчество его исполнилось: ядовитая змея, выползшая из черепа коня, ужалила Олега.
В легенде о князе Олеге и его коне Пушкина заинтересовала тема рока, неизбежности предначертанной судьбы. Олег избавляется, как ему кажется, от угрозы смерти, отсылает коня, который должен, по предсказанию кудесника, сыграть роковую роль. Но через много лет, когда кажется, что опасность миновала — конь мертв, — судьба настигает князя.
В стихотворении звучит еще одна тема, чрезвычайно важная для поэта, — темапоэта-пророка, тема поэта — провозвестника высшей воли. Так, князь говорит кудеснику:
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня.
И слышит в ответ:
Волхвы не боятся могучих владык,
И княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.