Общепринятая система условных знаков
При работе с первоисточником очень часто ведут сокращенную запись. Общепринятыми являются следующие:
1)Подчеркивание:
- прямая черта - важная мысль;
- волнистая линия - непонятное или против чего предполагается выступить;
- вертикальная черта на полях - особо важная мысль;
- две черты или восклицательный знак (!) - главная идея.
2) Использование цвета:
- красный цвет - основной тезис, главная идея;
- синий цвет - определение понятий, формулировки закона;
- зеленый цвет - фактический иллюстративный материал.
3) Знаки на полях:
NB - важно (сокращение латинского выражения nota bene, означающего «заметь хорошо»);
? - вопрос;
?? - сомнительно;
!!! - обратить внимание, интересно;
= - равенство;
> — больше;
< - меньше;
>< - более менее;
Ц - вставка, дополнение;
: - повтор;
∑ - итог.
Оформление цитат и ссылок
Необходимым элементом "оформления письменных самостоятельных работ с информацией явля ются цитирование и ссылки.
Цитаты- дословные выдержки из какого-либо текста научного или публицистического характера.
Цитаты в умеренном количестве украшают текст и создают впечатление основательности. Однако цитирование требует определенных навыков, поскольку на цитируемый источник нужно грамотно оформить ссылку. Отсутствие ссылки представляет собой нарушение авторских прав, а неправильно оформленная ссылка рассматривается как серьезная ошибка.
Цитата может включаться в основной текст, выделяться из текста, приводиться в сокращении.
Если цитата включается в текст, то первое слово из нее пишется со строчной буквы. Например: Н. Винер делает неожиданный вывод, что «государство глупее, чем большинство его членов» [42].
Если цитата выделяется из основного текста, то ее пишут с абзацного отступа через два интервала. Например:
«Патриотизм состоит не в пышных возгласах и общих жестах, но в горячем чувстве любви к родине...» (В.Г. Белинский. Поли. собр. соч. М., 1959. T.VI11. С.40).
Если цитата приводится в сокращении, т.е. в ней опускается часть текста, пропуск отмечается многоточием. Например: «Наука начинается... с тех пор, как начинают измерять» (Д.И. Менделеев).
Кроме соблюдения основных правил цитирования (нельзя вырывать случайные фразы из текста, искажать его произвольными сокращениями, цитату необходимо заключать в кавычки и т.п.) необходимо указывать на источник цитат. Существуют следующие способы указания источников цитат:
- в подстрочных примечаниях;
- внутритекстовые, т.е. вслед за цитатой;
- затекстовые, т.е. отсылка к списку используемой литературы.
В самостоятельных работах встречаются ссылкидвух видов: ссылки внутри текста (на различные рисунки, на страницы, формулы, таблицы, иллюстрации) и библиографические ссылки.
При ссылках на различные элементы самостоятельной работы применяются известные сокращения: с. - страница: гл. - глава; разд. - раздел; п. - пункт; табл. - таблица; рис. - рисунок; прил. - приложения и др. Ссылки делаются в строке текста или в круглых скобках. Если ссылка делается в круглых скобках, ее следует начинать сокращенным словом «см».
Библиографические ссылкиприменяются в форме затекстовых ссылок, при которых описание источников приводится за текстом е списке использованных источников.
При ссылке на источники в тексте приводится порядковый номер по списку использованных источников, заключаемый в квадратные скобки. Ссылаются на конкретную позицию списка, отдельный том, указывается страница. Например: [6]; [3, с.51]; [8, т.1, с.10]
Структура и содержание культуры чтения
Для отнесения читателя к категории культурногграмотного, «зрелого» читателя существует перечень соответствующих требований к знаниям, умениям и навыкам. Приведем некоторые из них:
1. Познавательные умения:
a) выделять главное в тексте, использовать «свернутые» записи (заметки, тезисы, конспекты и др.);
b) выявлять в тексте связи между явлениями;
c) привлекать в процессе чтения дополнительные источники;
d) формулировать гипотезы, намечать пути их проверки;
e) производить анализ, синтез, обобщение на материале изучаемого текста.
2. Проектировочные умения:
a) формулировать цель чтения и отдавать себе отчет в требованиях к читательской деятельности;
b) формулировать цели работы над различными источниками информации;
c) прогнозировать, к каким результатам можно прийти с помощью каких рациональных приемов работы с произведением;
d) определять задачи, темп и ритм чтения.
3. Конструктивные умения:
a) конспектировать кратко, сжато, своими словами и с элементами, цитирования;
b) цитировать, аннотировать, реферировать и рецензировать;
c) делать выводы и обобщения;
d) составлять план или тезисы своего выступления о книге.
4. Коммуникативные умения:
a) формулировать вопросы к изучаемому тексту;
b) внимательно воспринимать устные сообщения о книге, анализировать их;
c) самому активно участвовать в обсуждении книг, статей;
d) рассказывать другим об усвоенном, узнанном в процессе чтения;
e) строить логически законченное сообщение со вступлением к нему, заключением и выводами;
f) высказывать собственное отношение к прочитанному, формулировать и аргументировать свою оценку книги или статьи. ,
5. Организаторские умения:
a) организовывать свое время, контролировать пустые траты времени и избегать их;
b) организовывать читательскую деятельность: рабочее место, гигиенические условия чтения, контролировать утомляемость;
c) организовывать контакты с другими людьми для достижения искомых целей в русле читательской деятельности;
d) развивать в процессе чтения свои знания, умения и навыки, необходимые для дальнейшей успешной читательской деятельности;
e) организовывать накопленную в процессе чтения информацию таким образом, чтобы по окончанию чтения ею мсЬкно было воспользоваться.
Вопросы и задания
1. Какие существуют виды записи прочитанного?
2. По каким правилам выполняются выписки (цитаты)?
3. Приведите классификацию планов.
4. В чем основное назначение тезисов и конспектов?
5. Приведите систему условных знаков при записи прочитанного.
6. Каким образом оформляются цитаты и ссылки в тексте?