Структура учебной практики
Учебная практика
(практика по получению первичных профессиональных
Умений и навыков)
Методические указания для студентов по направлению подготовки:
23.03.03 - "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов"
очной и заочной форм обучения
Чебоксары 2016
УДК 621.86
Составитель: Иванов М.Ю.
Рецензенты:
Тончева Н.Н., зав. кафедрой «Машиноведение» ФГБОУ ВО «Чувашский государственный педагогический университет»
Васильев С.А., к.т.н., доцент кафедры «Автомобили и автомобильное хозяйство» ФГБОУ ВО «ЧГСХА»
Учебная практика (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков): методические указания для студентов по направлению подготовки 23.03.03 - "Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов" очной и заочной форм обучения / Сост. Иванов М.Ю. 2016. – 26 с.
Одобрено к изданию учебно-методическим советом ФГБОУ ВО ВФ МАДИ
© Иванов М.Ю., 2016
© ВФ МАДИ, 2016
Содержание
Введение | |
1. Объекты практики | |
2. Структура учебной практики | |
3. Содержание занятий на объектах практики | |
4. Структура отчета по практике | |
5. Вопросы теоретической части отчета по практике | |
6. Задания для выполнения практической части отчета по практике | |
7. Критерии оценки отчета по учебной практике | |
Заключение | |
Литература | |
Приложение 1 | |
Приложение 2 |
Введение
Целью учебной практики (практики по получению первичных профессиональных умений и навыков) является ознакомление студентов строительных специальностей с составом машинных парков и структурой эксплуатационных предприятий, изучение основ технической эксплуатации строительных и дорожных машин, а также закрепление знаний, полученных при прохождении лекционных и практических курсов
Студенты знакомятся с примерами использования машин в различных эксплуатационных условиях, основами диагностики, технического обслуживания и текущего ремонта.
Практике предшествует организационное собрание, на котором студентов знакомят с программой и графиком прохождения учебной практики, проводится инструктаж по правилам проведения и обеспечения безопасности на объектах.
Объекты практики
Местами практики являются:
• дорожно-строительные объекты;
• объекты строительства или реконструкции мостов и путепроводов, строительства или реконструкции взлетной полосы;
• цементобетонные заводы либо заводы для изготовления железобетонных изделий;
• асфальтобетонные заводы;
• управления механизации земляных работ;
• управления механизации работ по содержанию и ремонту дорожных покрытий
• учебно - производственная база Волжского филиала МАДИ
Структура учебной практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 3 зачетных единицы, 108 часов, 2 недели.
№ п/п | Виды учебной деятельности на практике по разделам (этапам), включая самостоятельную работу студентов | 2 семестр | |
Трудо-емкость (в часах) | Формы текущего контроля | ||
Подготовительный этап | |||
1. | вводная лекция | Собеседование | |
2. | инструктаж по технике безопасности | Запись в журнале | |
3. | индивидуальное собеседование | 1,25 | Собеседование |
Основной этап | |||
1. | выполнение возложенных функциональных обязанностей | Собеседование | |
2. | заполнение дневника практики | 2,5 | Собеседование |
Заключительный этап | |||
2. | написание отчета | Собеседование | |
3. | защита отчета по практике | 0,25 | зачет |
Всего часов | зачет |
Прохождение учебной практики (практика по получению первичных профессиональных умений и навыков) направлено на формирование общекультурных и профессиональных компетенций:
Таблица 1 – Компетенции, регламентированные ФГОС ВО и ОПОП ВО
Код | Содержание |
Профессиональные компетенции | |
ПК-7 | готовностью к участию в составе коллектива исполнителей к разработке транспортных и транспортно-технологических процессов, их элементов и технологической документации (ПК-7); |
ПК-11 | способностью выполнять работы в области производственной деятельности по информационному обслуживанию, основам организации производства, труда и управления производством, метрологическому обеспечению и техническому контролю (ПК-11); |
ПК-17 | готовностью выполнять работы по одной или нескольким рабочим профессиям по профилю производственного подразделения (ПК-17); |
Содержание занятий на объектах практики
Изучение эксплуатационных свойств и оценка качества топлива двигателей внутреннего сгорания дорожных машин в эксплуатационных условиях включает следующие работы:
• определение типа и оценка качества топлива по внешним признакам (по цвету определяют принадлежность топлива к определенному типу, изменение цвета топлива вызывается наличием смол и других нефтепродуктов);
• определение содержания воды в топливе;
• выявление содержания механических примесей;
• определение наличия смол в топливе;
• определение вязкости топлива.
При определении вязкости топлива обращается внимание на степень влияния этого параметра на эффективность процесса сгорания топлива.
Изучение эксплуатационных качеств масел и их оценка проходят в следующей последовательности. Вначале преподаватель дает, пояснения по процессам износа деталей в период их эксплуатации, о назначении и роли смазки. Студенты знакомятся с основными типами, марками и эксплуатационными свойствами масел, используемых в узлах, механизмах и системах дорожных и строительных машин.
Далее студенты выполняют следующие работы:
• оценка состояния масла по внешним признакам;
• оценка уровня загрязненности масла;
• оценка в полевых условиях вязкости масла;
• определение эксплуатационных свойств масел.
Работа, связанная с определением эксплуатационных свойств масел, включает этапы:
• определение кинематической вязкости масла;
• определение содержания воды в масле;
• определение весового состава механических примесей в масле;
• определение дисперсионного состава механических примесей;
• определение щелочных и кислотных чисел.
Студентов знакомят с методом спектрального анализа масел, устройством и принципом действия фотоэлектрической установки МФС-5. Для отдельных проб масла на установке МФС-5 оценивается состояние масла методом спектрального анализа.
Техническое обслуживание автомобильной техники проходит через изучение основ системы планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта машин- (ППР) и оборудования для проведения ТО.
Для поддержания автомобильной техники в исправном и работоспособном состоянии принята система ППР, включающая в себя ежедневное обслуживание (ЕО), периодическое (плановое) техническое обслуживание (ТО), сезонное обслуживание (СО), текущий и капитальный ремонты (Т и К).
При проведении ЕО производят очистку и мойку машины, осмотровые и крепежные работы, при необходимости, дозаправку машины топливом, смазочными материалами, рабочей жидкостью, водой, воздухом и т.д.
В состав ТО входят уборочно-моечные, диагностические, крепежные, регулировочные и смазочные работы. В зависимости от периодичности и трудоемкости ТО подразделяется на ТО-1, ТО-2, ТО-3. Для автогрейдера установлена следующая периодичность проведения ТО в моточасах: ТО-1-50, ТО-2-250, ТО-3-1000.
Сезонное техническое обслуживание проводится два раза в год, в зависимости от климатических условий.
Для проведения работ по техническому обслуживанию применяют различные инструменты и приспособления, которые входят в состав поста для проведения ТО.
Студенты выполняют работу в следующем порядке:
• под руководством преподавателя изучить основные мероприятия системы ППР;
• изучить планировку поста технического обслуживания дорожных машин и выполнить его эскиз с указанием установленного оборудования;
• изучить перечень и устройство инструментов и приспособлений для ТО; по указанию преподавателя выполнить эскизы, поясняющие их работу;
• пользуясь картой смазки грузового автомобиля, найти точки смазки непосредственно на машине;
• пользуясь инструментами, плакатами, операционно-технологическими картами и инструкцией по техническому обслуживанию грузового автомобиля, по указанию преподавателя провести ЕО, в следующей последовательности:
по двигателю.
• очистить двигатель;
• проверить комплектность;
• проверить отсутствие подтекания топлива и смазки;
• проверить крепление генератора и стартера;
• проверить и при необходимости отрегулировать натяжение ремней генератора;
• проверить уровень масла в картерах двигателя и топливного насоса;
• проверить надежности соединений в топливной системе;
• пустить дизель и убедиться в отсутствии посторонних стуков и шумов, проверить показания бортовых приборов;
по основным узлам,
• проверить путем внешнего осмотра комплектность автомобиля, отсутствие подтекания масла, топлива, тормозной, охлаждающей и рабочей жидкостей, электролита аккумулятора;
• проверить и при необходимости долить в бак отстоянное и профильтрованное топливо;
• проверить и при необходимости долить охлаждающую жидкость;
• проверить состояние шин и при необходимости подкачать их;
• проверить исправность рулевого механизма, колесных тормозов, электрооборудования и контрольно-измерительных приборов;
• промерить давление жидкости в подпорной магистрали гидротрансформатора и напорной магистрали гидросистемы;
• проверить температуру жидкости на выходе из гидротрансформатора;
• проверить на горизонтальном участке дороги "ведение" фрикционных муфт на нейтрали;
• проверить легкость переключения передач и диапазонов;
• проверить путем внешнею осмотра техническое состояние трубопроводов и рукавов высокого давления рулевого привода.
Учебно - производственная база Волжского филиала МАДИ.
При прохождении учебной практики на учебно-производственной базе Волжского филиала МАДИ студентам поясняют особенности конструкции автомобильной техники, назначение и технические характеристики основного оборудования и механизмов. В ходе практики студентам выдается индивидуальное задание, согласно которому он должен изготовить учебный стенд или макет агрегата в разрезе. Особое внимание необходимо уделить вопросам техники безопасности и охраны труда.
По окончании студенты составляют отчет, который должен содержать описание выполненных работ и соответствующие фотографии.