СТРУКТУРА учебной практики

Министерство здравоохранения Свердловской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

СТРУКТУРА учебной практики - student2.ru «Свердловский областной медицинский колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

После освоения

МДК 07.01. Теория и практика сестринского дела,

МДК 07.02. Безопасная среда для пациента и персонала

Профессионального модуля ПМ.07.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

Семестр

Для специальностей

Лечебное дело

СПО углубленной подготовки

очная форма обучения

Акушерское дело

СПО базовой подготовки

очная форма обучения

Профессионального модуля ПМ.04.

ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

Сестринское дело

СПО базовой подготовки

очная и очно-заочная формы обучения

Екатеринбург 2011

Одобрена на заседании кафедры сестринского дела протокол № 3 от 5 октября 2011 г.   заведующий кафедрой _________________ /Костылева Е.О./ Составлена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям: 060101 Лечебное дело 060102 Акушерское дело 060501 Сестринское дело    
Согласована Зам.директора по учебно-производственной работе _____________/Зинчук Т.В./   Зам.директора по учебной работе _____________/Бушуева Л.А./   на заседании ЦМС протокол № 3 от !9 октября 2011 г.   Зам. директора по НМР __________ /Ледянкина О.В./ Утверждаю: Директор ГОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж ______________/И.А. Левина/  

Составлена на основе примерной программы профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, разработанной Осиповой В.Л. (ГОУ СПО Медицинский колледж № 1 города Москвы).

Разработчики:

Зинчук Т.В. - зам. директора по учебно-производственной работе ГБОУ СПО «СОМК»

Горелова Е.В. – зав.отделом информационно-методического обеспечения специалистов практического здравоохранения ГБОУ СПО «СОМК»

Костылева Е.О. – зав.кафедрой сестринского дела ГБОУ СПО «СОМК»

Анисимова Т.Ф. – зам. директора по практическому обучению Новоуральского филиала ГБОУ СПО «СОМК»

Ерыкалова Е.С., Остапова Н.Н., Архипова М.В. – преподаватели сестринского дела

Каменск-Уральского филиала ГБОУ СПО «СОМК»

Рецензенты:

Курбатова И.М., заведующая кафедрой лечебного дела ГОУ СПО Свердловский областной медицинский колледж

Ушкова Н.Г., главная медицинская сестра ГУЗ «Свердловская областная клиническая больница № 1»

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка 4

Структура учебной практики 7

Содержание учебной практики 10

Контроль и оценка результатов учебной практики 16

Пояснительная записка

Рабочая программа учебной практики (далее рабочая программа) является частью рабочей программы профессионального модуля ПМ.07 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными для специальностей 060101 Лечебное дело (СПО углубленной подготовки, очная форма обучения), 060102 Акушерское дело (СПО базовой подготовки, очная форма обучения, ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными для специальности 060501 Сестринское дело (СПО базовой подготовки, очная и очно-заочная формы обучения) и преследует следующие цели:

- знакомство студентов с современным состоянием сестринского дела в учреждениях здравоохранения

- обучение технологиям сестринского ухода

- мотивация студентов на освоение профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными

- начальное освоение основных видов профессиональной деятельности (ВПД):

- решение проблем пациента посредством сестринского ухода

- участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса

- формирование профессиональных компетенций (ПК):

специальностей 060101 Лечебное дело, 060102 Акушерское дело

Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

ПК 7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса

ПК 8.1. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 8.2. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 8.4. Владеть основами гигиенического питания

ПК 8.5. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

специальности 060501 Сестринское дело

Решение проблем пациента посредством сестринского ухода

ПК 4.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

ПК 4.2. Соблюдать принципы профессиональной этики.

Участие в организации безопасной окружающей среды для участников лечебно-диагностического процесса

ПК 5.1. Обеспечивать инфекционную безопасность.

ПК 5.2. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

ПК 5.4. Владеть основами гигиенического питания.

ПК 5.5. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

- развитие общих компетенций:

ОК 1 Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2 Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3 Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4 Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6 Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7 Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8 Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение квалификации.
ОК 9 Ориентироваться в условиях смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10 Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11 Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12 Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.

С целью овладения указанными видами профессиональной деятельности, обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:

иметь практический опыт:

¾ обеспечения санитарных условий в учреждениях здравоохранения и на дому;

¾ применения средств транспортировки пациентов и средств малой механизации с учетом основ эргономики;

¾ соблюдения требований охраны труда и пожарной безопасности при уходе за пациентом;

уметь:

¾ организовывать общение с пациентом с учетом норм профессиональной этики;

¾ обеспечивать безопасную больничную среду для пациента, его окружения и персонала;

¾ проводить текущую и генеральную уборку помещений с использованием различных дезинфицирующих средств;

¾ использовать правила эргономики в процессе сестринского ухода и обеспечения безопасного перемещения больного;

знать:

¾ факторы, влияющие на безопасность пациента и персонала;

¾ принципы санитарно-гигиенического воспитания и образования среди населения;

¾ основы профилактики внутрибольничной инфекции;

¾ основы эргономики;

¾ права пациента.

Несмотря на то, что профессиональный модуль направлен на обучение профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, содержание профессионального модуля значительно шире профессионального поля деятельности младшей медицинской сестры по уходу за больными, определенного в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 25 августа 2010 г. Регистрационный N 18247).

Расширение содержания обучения профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными предусмотрено примерной программой профессионального модуля ПМ.04 Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными, разработанной в ГОУ СПО Медицинский колледж № 1, г. Москва, 2011 г.

На этом основании, а также с целью профессиональной мотивации в процессе учебной практики студенты знакомятся с содержанием работымедицинских сестёр, работающих в различных отделениях стационара.

Продолжительность учебной практики в соответствии с учебным планом ГБОУ СПО «Свердловский областной медицинский колледж» – 36 часов.

В течение всей учебной практики студенты ведут дневник практики установленной формы. Ежедневная самостоятельная работа студентов во время учебной практики представлена возможными видами заданий по проведению прикладных исследований, оформлению записей, составлению отчетов.

Учебная практика заканчивается дифференцированным зачетом, на котором проводится экспертная оценка (преподавателем, медицинскими сестрами) степени овладения общими и профессиональными компетенциями с учетом самооценки студента.

СТРУКТУРА учебной практики

Наименование отделения/ структурного подразделения отделения Должность специалиста со средним медицинским образованием (в соответствии с ЕКС) Осваиваемые профессиональные компетенции (в соответствии с ФГОС) Должностные обязанности специалиста со средним медицинским образованием (в соответствии с ЕКС) Содержание работы студентов Объем часов
Лечебное отделение стационара Медицинская сестра палатная (постовая)   ПК 7.1. Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности ПК 7.2. Соблюдать принципы профессиональной этики   ПК 8.1. Обеспечивать инфекционную безопасность ПК 8.2. Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала ПК 8.4. Владеть основами гигиенического питания ПК 8.5. Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте   Принимает и размещает в палате больных. Проверяет качество санитарной обработки вновь поступивших больных Проверяет передачи больным с целью недопущения приема противопоказанной пищи и напитков Осуществляет санитарно-гигиеническое обслуживание физически ослабленных и тяжелобольных. Принимая дежурство, осматривает закрепленные за нею помещения, проверяет состояние электроосвещения, наличие жесткого и мягкого инвентаря, медицинского оборудования и инструментария, медикаментов. Контролирует выполнение больными и их родственниками режима посещений отделения. Следит за санитарным содержанием закрепленных за нею палат, а также личной гигиеной больных, за своевременным приемом гигиенических ванн, сменой нательного и постельного белья. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики, условий проведения дезинфекции. Оказывает помощь в приеме и размещение больных в палате. Знакомит поступивших пациентов с устройством отделения. Знакомит поступивших пациентов с лечебно-охранительным режимом отделения. Оказывает помощь в проверке качества санитарной обработки вновь поступивших больных. Участвует в проведении контроля санитарного состояния тумбочек в палатах и холодильников для продуктов. Осуществляет санитарно-гигиеническое обслуживание физически ослабленных и тяжелобольных. Проводит смену нательного и постельного белья. Готовит дезинфицирующие растворы. Проводит текущую и генеральную уборки палат. Проводит проветривание палат. Проводит обеззараживание воздуха в палатах. Проводит транспортировку пациентов по назначению врача различными способами в зависимости от состояния. Оказывает помощь в проверке состояния электроосвещения, наличия жесткого и мягкого инвентаря, средств перемещения. Оказывает помощь медицинской сестре в контроле выполнения больными и их родственниками режима посещений. Следит за соблюдением больными и посетителями правил лечебно-охранительного режима отделения. Оказывает помощь в сборе медицинских отходов. Проводит обработку рук на социальном и гигиеническом уровнях. Рационально и правильно использует средства барьерной защиты (халат, перчатки, маска, фартук).
Процедурный кабинет Медицинская сестра процедурной Обеспечивает соблюдение правил асептики и антисептики в процедурном кабинете при проведении процедур. Стерилизует инструментарий и материал. Контролирует санитарно-гигиеническое содержание процедурного кабинета. Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции. Оказывает помощь в подготовке процедурного кабинета к работе (приготовление дезинфицирующих растворов, проведение текущей, генеральной уборок кабинета, обеззараживание воздуха, проветривание, получение в ЦСО стерильных расходных материалов). Оказывает помощь в подготовке изделий медицинского назначения к стерилизации. Оказывает помощь в стерилизации ИМН. Оказывает помощь в сборе медицинских отходов. Приглашает пациентов на инъекции, в/в вливания и взятие крови на исследование. Проводит обработку рук на гигиеническом уровне. Рационально и правильно использует средства барьерной защиты (халат, перчатки, маска, фартук).
Приемное отделение Медицинская сестра приемного отделения (приемного покоя) Осматривает больного на педикулез. Следит за качеством санитарной обработки больных. Следит за санитарным состоянием приемного отделения (приемного покоя). Осуществляет сбор и утилизацию медицинских отходов. Осуществляет мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении, правил асептики и антисептики, условий стерилизации инструментов и материалов, предупреждению постинъекционных осложнений, гепатита, ВИЧ-инфекции.   Оказывает помощь в приеме больных. Оказывает помощь в санитарной обработке больных. Осматривает больного на педикулез. Проводит обработку волосистой части головы при педикулезе. Проводит транспортировку пациентов по назначению врача различными способами в зависимости от состояния. Готовит дезинфицирующие растворы. Осуществляет обеззараживание воздуха. Проводит текущую и генеральную уборки помещений приемного отделения. Оказывает помощь в сборе медицинских отходов. Проводит обработку рук на социальном и гигиеническом уровне. Рационально и правильно использует средства барьерной защиты (халат, перчатки, маска, фартук).
Зачет
Итого

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ

День практики Наименование отделения/ структурного подразделения отделения Содержание работы студентов Объем часов
Приемное отделение Работа под руководством преподавателя Знакомство с устройством и функциями приемного отделения. Знакомство с документацией приемного отделения. Оказание помощи медицинской сестре в приеме больных. Оказание помощи медицинской сестре в санитарной обработке больных. Осмотр больного на педикулез. Обработка волосистой части головы при педикулезе. Транспортировка пациентов по назначению врача различными способами. Приготовление дезинфицирующих растворов. Обеззараживание воздуха. Текущая и (или) генеральная уборка помещений приемного отделения. Участие в сборе медицинских отходов. Обработка рук на социальном и гигиеническом уровне. Рациональное и правильное использование средств барьерной защиты (халат, перчатки, маска, фартук). Самостоятельная работа студента I. Зарисовать в дневнике план-схему приемного отделения стационара, подписать названия помещений. II. Записать в дневнике функции премного отделения. III. Записать в дневнике перечень документации, оформляемой медицинской сестрой приемного отделения. IV. Написать в дневнике отчет о проделанной за день работе.
Процедурный кабинет Работа под руководством преподавателя Знакомство с устройством и функциями процедурного кабинета. Знакомство с документацией процедурного кабинета. Знакомство с устройством и функциями ЦСО. Участвует в подготовке процедурного кабинета к работе (приготовление дезинфицирующих растворов для уборки помещений, обработки оборудования, ИМН многократного применения, приготовление моющих растворов, проведение текущей или генеральной уборки кабинета, обеззараживание воздуха, проветривание, получение в ЦСО стерильных расходных материалов). Участвует в подготовке изделий медицинского назначения к стерилизации. Участвует в сборе медицинских отходов. Приглашает пациентов на инъекции, в/в вливания и взятие крови на исследование. Проводит обработку рук на социальном и гигиеническом уровне. Рационально и правильно использует средства барьерной защиты (халат, перчатки, маска, фартук). проведенной генеральной уборки в журнале. Участвует в проведении контроля качества предстерилизационной очистки ИМН многократного применения. Постановка азопирамовой и фенолфталеиновой проб. Участвует в упаковке ИМН перед стерилизацией. Самостоятельная работа студента I. Проведение прикладных исследований, оформление результатов в дневнике.
  1. Провести анализ статей Этического Кодекса медицинской сестры России ориентированных на деятельность процедурной медицинской сестры.
II. Зарисовать в дневнике план-схему процедурного кабинета, обозначить расположение мебели и оснащения. III. Записать в дневнике перечень документации, оформляемой процедурной медицинской сестрой. IV. Записать в дневнике названия используемых кожных антисептиков, дезинфицирующих средств для обработки поверхностей, обработки ИМН. V. Записать в дневнике технологические карты по приготовлению дезинфицирующих средств, используемых для обработки ИМН. VI. Написать в дневнике отчет о проделанной за день работе.
Лечебное отделение стационара Работа под руководством преподавателя Знакомство с устройством и функциями лечебного отделения. Знакомство с документацией отделения. Самостоятельная работа студента I. Зарисовать в дневнике план-схему лечебного отделения стационара, подписать названия помещений. II. Записать в дневнике перечень документации, оформляемой палатной медицинской сестрой. III. Написать в дневнике отчет о проделанной за день работе.  
Лечебное отделение стационара Работа под руководством преподавателя Участвует в проверке состояния электроосвещения, наличия жесткого и мягкого инвентаря, средств перемещения. Участвует в приеме и размещении больных в палате. Знакомит поступивших пациентов с устройством отделения. Знакомит пациентов с лечебно-охранительным режимом отделения. Проводит транспортировку пациентов по назначению врача различными способами. Участвует в контроле выполнения больными и их родственниками режима посещений отделения. Участвует в проведении контроля санитарного состояния тумбочек в палатах и холодильников для продуктов. Проводит обработку рук на социальном уровне. Самостоятельная работа студента I. Проведение прикладных исследований, оформление результатов в дневнике. Составить план беседы с пациентом по вопросам устройства и лечебно-охранительным режимом отделения II. Написать в дневнике отчет о проделанной за день работе.
Лечебное отделение стационара Работа под руководством преподавателя Участвует в санитарно-гигиеническом обслуживании физически ослабленных и тяжелобольных (утренний туалет, мытьё рук, подмывание, полная и частичная санитарная обработка). Проводит смену нательного и постельного белья. Участвует в кормлении тяжелобольных. Проводит обработку рук на социальном и гигиеническом уровне. Рационально и правильно использует средства барьерной защиты (халат, перчатки, маска, фартук). проведенной генеральной уборки в журнале.   Самостоятельная работа студента I. Проведение прикладных исследований, оформление результатов в дневнике: Составить таблицу:
Положение больного в постели Способ смены белья
   

II. Написать в дневнике отчет о проделанной за день работе.

Лечебное отделение стационара Работа под руководством преподавателя Участвует в приготовлении дезинфицирующих растворов. Участвует в проведении текущей и (или) генеральной уборки палат. Проводит проветривание палат. Участвует в сборе медицинских отходов. Проводит обработку рук на социальном и гигиеническом уровне. Рационально и правильно использует средства барьерной защиты (халат, перчатки, маска, фартук). проведенной генеральной уборки в журнале. Самостоятельная работа студента I. Проведение прикладных исследований, оформление результатов в дневнике. Составить технологическую карту приготовления дезинфицирующих растворов, используемых для обработки помещений лечебного отделения. II. Записать в дневнике принятую в отделении цветовую маркировку уборочного инвентаря (тележки, емкости, швабры и т.д.), места хранения уборочного инвентаря различных функциональных помещений. III. Записать в дневнике технологию проведения текущей и генеральной уборок. IV. Написать в дневнике отчет о проделанной за день работе. Зачет по итогам учебной практики Подведение итогов учебной практики. Обмен мнениями о результатах учебной практики.

Наши рекомендации