II. Формирование новых умений и понятий.
1.Запись н а д о с к е:
день – дня
пень – пня
морозец – морозца
– Какая закономерность наблюдается в предложенных примерах?
Наблюдение и самостоятельная формулировка правила. (Упр. 106.)
– У буквы «Е» наблюдается склонность к непостоянству. Буква «И» отличается завидным постоянством.
Сравните: ключик – ключика, горошина – горошинка. Рассмотрите таблицу к упражнению 107.
– Как ведет себя гласный [и] при изменении слова во множественном и единственном числе?
– Что происходит с гласным [е]? Сделайте вывод о том, когда пишется -ик (-ек) в словах.
2. Уточнение сформулированных выводов по учебнику на с. 133.
3. Выполнение упражнений на применение знаний. (Упр. 109.)
Физкультминутка |
III. Закрепление.
1. Комментированная запись с проговариванием орфограмм.(Упр. 104.)
2. Объедините слова в группы с одинаковым суффиксом.
Запись н а д о с к е:
Снежинка, изюминка, осинка, корзинка, соломинка.
3. Самостоятельная работа. (Упр. 110.)
– Объясните правописание слов с суффиксами -ик, -ек.
IV. Итог урока.
– Что обозначает выражение «беглая гласная»?
– Объясните, как определить какую гласную, е или и, писать в суффиксе существительных.
Домашнее задание.Повторить словарные слова.
Урок 17 (2)
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ик, -ек
Ц е л ь: формировать умения определять, какую гласную следует писать словах с суффиксами -ек, -ик.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Каллиграфическая запись с проговариванием орфограмм. Деление слов для переноса. (Упр. 112.)
II. Формирование новых понятий и умений.
1. Задание:
– Запишите названия детенышей зверей в единственном числе. Выделите суффиксы.
2. Установление правописания слов с суффиксами -ик, -ек. Разбор по составу. (Упр. 115.)
3. Установление влияния суффикса на изменение значения слова с этим же корнем. (Упр. 114.)
Физкультминутка |
III. Закрепление.
Тест на внимание.
Если – записываем 1.
Если – записываем 0.
Учитель диктует медленно:
Шарики, сухарики, горшочек, совочек, проводочек, куличик, кирпичик, овражек, барашек, платочек, шнурочек.
Ответ: 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 1.
IV. Итог урока.
– Выберите верное утверждение:
1) Если при изменении слова гласный не выпадает, то следует писать суффикс -ик.
2) Если при изменении слова гласный выпадает, то следует писать суффикс -ик.
3) Суффиксы -онок, -ёнок используются при назывании детенышей.
4) Суффиксы -онок, -ёнок используются при назывании профессий.
Домашнее задание.Упражнение 116.
Урок 18 (3)
ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ
Ц е л ь: развивать умение определять тему текста; озаглавливать его, составлять план, последовательно передавать содержание прочитанного.
Х о д у р о к а
I. Чтение учителем текста.(Упр. 111.)
1. Определение темы текста.
2. Озаглавливание текста.
3. Работа по заданию учебника.