II. Формирование новых умений и понятий.

1.Запись н а д о с к е:

день – дня

пень – пня

морозец – морозца

– Какая закономерность наблюдается в предложенных примерах?

Наблюдение и самостоятельная формулировка правила. (Упр. 106.)

– У буквы «Е» наблюдается склонность к непостоянству. Буква «И» отличается завидным постоянством.

Сравните: ключик – ключика, горошина – горошинка. Рассмотрите таблицу к упражнению 107.

– Как ведет себя гласный [и] при изменении слова во множественном и единственном числе?

– Что происходит с гласным [е]? Сделайте вывод о том, когда пишется -ик (-ек) в словах.

2. Уточнение сформулированных выводов по учебнику на с. 133.

3. Выполнение упражнений на применение знаний. (Упр. 109.)

II. Формирование новых умений и понятий. - student2.ru Физкультминутка

III. Закрепление.

1. Комментированная запись с проговариванием орфограмм.(Упр. 104.)

2. Объедините слова в группы с одинаковым суффиксом.

Запись н а д о с к е:

Снежинка, изюминка, осинка, корзинка, соломинка.

3. Самостоятельная работа. (Упр. 110.)

– Объясните правописание слов с суффиксами -ик, -ек.

IV. Итог урока.

– Что обозначает выражение «беглая гласная»?

– Объясните, как определить какую гласную, е или и, писать в суффиксе существительных.

Домашнее задание.Повторить словарные слова.

Урок 17 (2)

ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ -ик, -ек

Ц е л ь: формировать умения определять, какую гласную следует писать словах с суффиксами -ек, -ик.

Х о д у р о к а

I. Чистописание.

II. Формирование новых умений и понятий. - student2.ru

Каллиграфическая запись с проговариванием орфограмм. Деление слов для переноса. (Упр. 112.)

II. Формирование новых понятий и умений.

1. Задание:

– Запишите названия детенышей зверей в единственном числе. Выделите суффиксы.

2. Установление правописания слов с суффиксами -ик, -ек. Разбор по составу. (Упр. 115.)

3. Установление влияния суффикса на изменение значения слова с этим же корнем. (Упр. 114.)

II. Формирование новых умений и понятий. - student2.ru Физкультминутка

III. Закрепление.

Тест на внимание.

Если II. Формирование новых умений и понятий. - student2.ru – записываем 1.

Если II. Формирование новых умений и понятий. - student2.ru – записываем 0.

Учитель диктует медленно:

Шарики, сухарики, горшочек, совочек, проводочек, куличик, кирпичик, овражек, барашек, платочек, шнурочек.

Ответ: 0 0 1 1 1 0 0 1 1 1 1.

IV. Итог урока.

– Выберите верное утверждение:

1) Если при изменении слова гласный не выпадает, то следует писать суффикс -ик.

2) Если при изменении слова гласный выпадает, то следует писать суффикс -ик.

3) Суффиксы -онок, -ёнок используются при назывании детенышей.

4) Суффиксы -онок, -ёнок используются при назывании профессий.

Домашнее задание.Упражнение 116.

Урок 18 (3)

ОБУЧАЮЩЕЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Ц е л ь: развивать умение определять тему текста; озаглавливать его, составлять план, последовательно передавать содержание прочитанного.

Х о д у р о к а

I. Чтение учителем текста.(Упр. 111.)

1. Определение темы текста.

2. Озаглавливание текста.

3. Работа по заданию учебника.

Наши рекомендации