Формы (виды) самостоятельной работы и ее трудоемкость (час)
МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«КРЫМСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И ТУРИЗМА»
(ГБОУВОРК «КУКИиТ»)
Кафедра иностранных языков и межъязыковых коммуникаций
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий кафедрой
___________ ___________
«____» _____________ 2015 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ СТУДЕНТОВ
По направлению подготовки
Библиотечно-информационная деятельность
Магистерская программа
«Социология и психология библиотечно-информационного обслуживания:
теория и методология»
квалификация (степень) выпускника
«магистр»
Факультет «Музыкального искусства и социокультурной деятельности»
Рассмотрено и одобрено
на заседании кафедры
протокол № __ от _____
Автор-составитель: доц. И.Г. Матросова
Симферополь – 2016
Содержание
Введение
1. Введение. 3
2. Общие положения. 3
3. Формы (виды) самостоятельной работы и ее трудоемкость (час.) 4
4. Перечень основной и дополнительной литературы и перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». 5
5. Материально-техническая база, необходимая для осуществления образовательного процесса по дисциплине (модулю) 6
Введение
Самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса, связанного с формированием компетенций обучающихся. В учебном плане самостоятельной работе отводится около половины общего объема трудозатрат по изучению дисциплины (модуля).
Самостоятельная работа магистров – индивидуальная учебная или исследовательская деятельность, осуществляемая без непосредственного руководства научного руководителя (консультанта), в ходе которой, магистр активно воспринимает, осмысливает полученную информацию, решает теоретические и практические задачи.
Общие положения
Цель организации и проведения самостоятельной работы студентов – осуществление профессионального и личностного самообразования, проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры, участие в опытно-экспериментальной работе.
Основными задачами самостоятельной работы студентов являются:
— приобретение навыков работы с литературными источниками и формирование культуры умственного труда в поиске и накоплении новых знаний; углубление и расширение теоретических знаний;
— формирование умений работать со справочной и специализированной литературой;
— овладение навыками работы с информационно-коммуникационными средствами и самостоятельного решения практических задач в предметной области, связанной с изучаемой дисциплиной;
— развитие познавательных способностей и активности студентов;
— формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
— развитие исследовательских умений;
— формирование профессиональных компетентностей.
Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и образовании» обеспечивает:
— закрепление знаний, полученных студентами в процессе лекционных и практических / семинарских / индивидуальных занятий;
— формирование навыков работы с периодической, научно-технической литературой и технической документаций;
— приобретение навыков использования методов и приемов решения задач науки и образования на базе компьютерных технологий;
— формирование способности самостоятельно приобретать и применять новые знания и умения;
— обеспечение гармоничного развития магистранта и подготовки его к эффективной работе в условиях массового внедрения вычислительной техники во все сферы человеческой деятельности.
Самостоятельная работа является обязательной для каждого студента.
Формы (виды) самостоятельной работы и ее трудоемкость (час)
Трудоемкость освоения дисциплины «Компьютерные технологии в науке и образовании» составляет 72 часа часов, из них 36 часов аудиторных занятий и 36 часов, отведённых на самостоятельную работу студента.
Виды самостоятельной работы студентов,предусмотренные при изучении дисциплины «Компьютерные технологии в науке и образовании»:
1.Выполнение самостоятельных практических заданий.
2.Выполнение проектных заданий.
3.Изучение отдельных тем, вынесенных на самостоятельное рассмотрение.
4.Повторение разделов программы с целью подготовки к промежуточной и итоговой аттестации.
5. Подготовка электронных отчетов по практическим и самостоятельным работам.
Дисциплина «Компьютерные технологии в науке и образовании» состоит из практических и лабораторных занятий, завершается зачётом. Основная форма индивидуальной деятельности магистранта на практических занятиях заключается в подготовке обзорных и/или аналитических докладов по приложению КТ в науке и/или образовании.
Перечень тем самостоятельной работы студентов по подготовке к практическим занятиям соответствует тематическому плану рабочей программы дисциплины, трудоемкости.
На самостоятельное изучение выносятся следующие вопросы по темам и соответственно, указывается трудоемкость:
Основная форма индивидуальной деятельности магистранта на практических занятиях заключается в подготовке обзорных и/или аналитических докладов по приложению КТ в науке и/или образовании.
Трудоемкость освоения дисциплины Компьютерные технологии в науке и образовании составляет 72 часов, из них 36 часов аудиторных занятий и 36 часов, отведенных на самостоятельную работу студента.
Вид работы | Содержание (перечень вопросов) | Трудоемкость самостоятель-ной работы (в часах) | Рекомендации | |
Раздел № 1 Компьютерные технологии в научных исследованиях | ||||
Электронный отчет по самостоятельной работе: закрепление и расширение лекционного материала по рекомендуемой литературе | Составление аналитического обзора по современным тенденциям научных исследований в области«Библиотековедение, библиографоведение и книговедение». Использование когнитивной карты для составления аналитического обзора | Полнотекстовые диссертационные базы данных (ProQuest Dissertations & Theses), электронная библиотека российских научных журналов eLIBRARY.ru | ||
Подготовка е-отчета к практическому занятию № 1 | В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и образовании» | 1. Бьюзен Т., Бьюзен Б. Супермышление.— Мн.: ООО «Попурри», 2003.— 304 с.— (Серия «Живите с умом»). 2 Карты ума. MindManager / Авт.-сост. В. И. Копыл.— / В. И. Копыл.— Мн.: Харвест, 2007.— 64 с.— (Серия «Какие кнопки нажимать»). 3. Мюллер Х. Составление ментальных карт: метод генерации и структурирования идей.— М.: Омега-Л, 2007.— 126 с. www.mindmap.ru; www.mind-map.ru | ||
Итого | ||||
Раздел № 2 Виды научно-технической информации и их обработка | ||||
Подготовка е-отчетов к практическим занятиям №№ 1-4 | В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и образовании» | 0,5х2=1 | Защита отчетов по практическим занятиям, их оформление в соответствии с требованиями к е-отчетам | |
Сбор и анализ информации для магистерской работы. Наполнение базы данных «Библиотека» по теме своего исследования | 1. sciteclibrary.ru›Russian version›catalog/pages/6643.html 2. sbmtwiki.wikidot.com›wiki:mozilla Процесс и средства оформления научных работ. Используемые ПС. | |||
Итого | ||||
Раздел № 3 Компьютерная поддержка теоретических исследований | ||||
Подготовка е-отчетов к практическим занятиям № 6 | В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и образовании» | 0,5х1=0,5 | Защита отчетов по практическим занятиям, их оформление в соответствии с требованиями к е-отчетам | |
Процесс и средства оформления научных работ. Используемые ПС. | В соответствии с планом научно-исследовательской работы магистранта | 2,5 | Оформление электронного отчета, ответы на контрольные вопросы к гл. 3 базового учебника А. А. Изюмов Компьютерные технологии в науке и образовании | |
Итого | ||||
Раздел № 4 Компьютерная поддержка экспериментальных исследований | ||||
Подготовка е-отчетов к практическим занятиям №№ 7-12 | В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и образовании» | 0,5х6=3 | Защита отчетов по практическим занятиям, их оформление в соответствии с требованиями к е-отчетам | |
Индивидуальное задание по теме исследований | В соответствии с планом научно-исследовательской работы магистранта | Оформление текста отчета в соответствии с требованиями к оформлению отчетов НИР | ||
Итого | ||||
Раздел № 5 Методы применения современных компьютерных технологий для повышения эффективности учебного процесса | ||||
Подготовка е-отчетов к практическим занятиям №№13-14 | В соответствии с рабочей программой по дисциплине «Компьютерные технологии в науке и образовании» | 0,5х2=1 | Защита отчетов по практическим занятиям, их оформление в соответствии с требованиями к е-отчетам | |
Мультимедийные технологии в обучении. Разработка веб-сайта средствами облачного сервиса Google сайты Разработка презентации средствами облачного сервиса Prezi | Элективный курс «Информационные технологии в библиотечном деле» | Оформление электронного отчета, подготовка учебных скринкастов, ответы на контрольные вопросы к гл. 5 базового учебника А. А. Изюмов Компьютерные технологии в науке и образовании | ||
Подготовка зачетного доклада по одной из тем, представленных в рабочей программе в сопровождении презентации | Защита доклада по выбранной теме, оформление презентации в соответствии с требованиями к презентациям | |||
Итого | ||||
Итого | ||||
3.1. Структура, содержание и оформление электронных отчетов к практическим и самостоятельным работам
Электронный отчет к практической работе (е-отчет) это небольшой итоговый отчет, обобщающий проведенную студентом практическую работу, который представляют для защиты преподавателю.
Содержание отчета оформляется в программе Microsoft Word.
К е-отчетам предъявляется ряд требований, основным из которых является полное, исчерпывающее описание всей проделанной работы, позволяющее судить о полученных результатах, степени выполнения заданий и профессиональной подготовке студентов.
В е-отчет по практической работе должны быть включены следующие пункты:
- титульный лист;
- цель работы;
- краткие теоретические сведения;
- описание хода работы;
- результаты в виде рисунков, скриншотов или скринкастов;
- ссылки к файлам-исходникам;
- выводы.
Требования к содержанию отдельных частей е-отчета
Титульный лист является первой страницей любой научной работы и для конкретного вида работы заполняется по определенным правилам. Для практической работы титульный лист оформляется следующим образом.
В верхнем поле листа указывают полное наименование учебного заведения и кафедры, на которой выполнялась данная работа.
В среднем поле указывается: вид работы - практическая работа, номер работы; название дисциплины, по которому она выполнена и ниже, тема практической работы. Название практической работы приводится без слова тема и в кавычки не заключается.
Далее ближе к правому краю титульного листа указывают фамилию, инициалы, курс и группу студента, выполнившего работу, а также фамилию, инициалы, ученую степень и должность преподавателя, принявшего работу.
В нижнем поле листа указывается место выполнения работы и год ее написания (без слова год).
Цель работы должна отражать тему практической работы и задачи, поставленные студенту на период выполнения работы.
Краткие теоретические сведения. В этом разделе излагается краткое теоретическое описание изучаемого в работе явления, процесса или программной среды.
Описание хода работы. В данном разделе приводится пошаговое описание выполнения практической работы и подробно излагается методика проведения работы.
Результаты в виде рисунков, скриншотов или скринкастов
Помимо текстовой информации, е-отчеты могут содержать в себе изображения и видео, выполненные с помощью технологии «захвата» с экрана монитора. Изображения, полученные с помощью технологии «захвата» с монитора компьютера называются скриншотами (англ. ел. screenshot - снимок экрана). Видео, «захваченное» с экрана монитора на момент выполнения на компьютере каких-либо действий, называется скринкаст (англ. ел. screencast или video screen capture - видеозахват экрана).
Скриншот можно выполнить на любом персональном компьютере. Для этого необходимо «сфотографировать» изображение с экрана монитора в нужный момент времени.
На клавиатуре нажмите клавишу «Print Screen» для захвата изображения с экрана и вставьте полученные изображения в е-отчет • по выполненной работе (команда «Правка / Вставить» или сочетание клавиш «Ctrl V»).
Полученное изображение можно отредактировать в «Вид / Панель инструментов / Настройка изображения»: обрезать, развернуть, выполнить обтекание текстом и т.д.
Скринкаст выполняется посредством специальных программ для захвата видео с экрана.
В нашей практике мы будем использовать модуль системы IPBOARD Software - «Запись экрана» (рис. 1)
Для выполнения скринкаста выполните следующие действия:
- запустите программу «Запись с экрана», дважды кликнув правой клавишей мыши по соответствующему ярлыку (рис. 1);
- расположите окно программы «Запись с экрана» в нижний правый угол экрана монитора;
- нажмите кнопку «Начать запись»;
- для завершения записи вызовите с нижней панели экрана, свернутое окно «Запись с экрана» и нажмите кнопку «Стоп запись»;
- в окне «Сохранить как,..» выберите папку в которую нужно сохранить видео-файл.
- полученное видео можно проиграть, нажав на кнопку «Проиграть запись»;
- закройте программу «Запись с экрана».
Программа при выполнении захвата видео с экрана (выполнение скринкастов) позволяет сохранить полученное видео в стандартный видео-формат *.AVI. Этот формат видео проблематично вставлять на страницы е-отчета, выполняемого в Microsoft Word. Поэтому, рекомендуется вставлять на страницы е-отчета ссылки к видеофайлам (скринкастам).
Для вставки ссылки на видео выполните следующие действия:
- наберите на странице е-отчета название ссылки (напр., см. видео «Название видео...»);
- выделите курсором название ссылки и выполните коменду «Вставка / Гиперссьшка» или нажмите сочетание клавиш на клавиатуре «Ctrl К»;
- в окне «Добавление гиперссылки» укажите путь к скринкасту и подтвердите операцию, нажав кнопку «ОК».
Ссылки к файлам-исходникам. Практическим результатом выполнения практических работ являются файлы-исходники с определенным форматом файла, который поддерживается конкретной программой (напр., PSD, TIFF, JPEG - форматы программы Adobe Photoshop).
Для удобства поиска, студент должен указать ссылку на файлы, которые были разработаны и сохранены в результате выполнения практической работы.
Все материалы е-отчетов должны храниться в одной папке, что позволит открывать их по ссылкам без потери пути к файлам!
Выводы. В выводах кратко излагаются результаты проделанной работы.
Текст е-отчета оформляется средствами Microsoft Office на стандартном формате А4 с параметрами: верхнее поле - 2 см, нижнее - 2,5 см, правое - 1,5 см, левое - 2,5 см; гарнитура текста - Times New Roman; кегль (размер) - 14 пт; межстрочный интервал - 1,5 пт.
■