Развитие систем менеджмента безопасности ЦП в РФ
Одним из нормативных документов, принятых в сфере технического регулирования, является стандарт ГОСТ Р/ТК 355/ПК6 «Общие требования к цепям поставок. Руководство по применению». Руководство предназначено для всех организаций и предприятий (независимо от вида их деятельности, объемов поставляемой продукции или предоставляемых услуг), осуществляющих транспортировку, обработку грузов и послепродажный сервис. Положения руководства поддерживают и учитывают общепризнанные в мире стратегии и концепции всеобщего менеджмента качества и управления риском.
Важной особенностью, определяющей актуальность систем менеджмента безопасности, будет нацеленность на снижение потерь, особенно при транспортировке грузов и их защите от различных рисков. Систематически осуществляемые анализ и оценки направлены на выявление недостатков в процессах, происходящих в цепях поставок, и позволяют снизить общие издержки и потери
Факторы безопасности
Отраженный в международном стандарте ISO 28000 подход к менеджменту безопасности базируется на формате требований ISO, который совмещает подходы ISO 14001:2004 и ISO 9001:2000. Этот стандарт рекомендует использовать уже существующую систему менеджмента как площадку для развития системы менеджмента безопасности, основанной на управлении рисками. Следует учитывать рекомендательный характер международного стандарта, в котором «рекомендуемые практики» вырастают из «лучших практик» в сфере безопасности цепей поставок и могут являться конкурентной основой для оценки и развития систем менеджмента безопасности. Основой такого подхода является цикл PDCA (Plan-Do-Chek-Act).
Организация ИТ-поддержки
Поскольку менеджмент безопасности цепей поставок еще только формируется, законченных ИТ-решений для его поддержки пока нет. Из известных автору систем можно назвать Transtrack (Нидерланды), обеспечивающую мобильное управление безопасностью при перевозке наличных денег. Адаптацией этой системы для нужд российского бизнеса занята отечественная группа компаний «СИЛТЭК», разработавшая и внедрившая технологию защиты грузов на основе сигнального метода.
Для обеспечения комплексной безопасности ЦП требуется также интеграция процессов и электронных систем управления с уже функционирующими в организациях ИТ-системами. В идеале система менеджмента безопасности должна идентифицировать проблемы, относящиеся к обеспечению безопасности не только через качество продукции (услуг), но и оценку риска окружающей среды. Результатом применения систем менеджмента безопасности будет создание устойчивой системы доставки, обеспечивающей эффективный контроль за транспортируемым грузом, объединение в рамках единого информационного пространства различных звеньев цепи поставок в зависимости от приоритета потребителей.
Системный подход предполагает, что руководство организации должно использовать универсальную систему менеджмента безопасности как основной инструмент. Она основана на том, что в системах менеджмента, использующихся по отдельности, имеются общие элементы, которые могут управляться объединенным способом для получения больших преимуществ.
Выводы и рекомендации
Выработка новых стратегий и организационно-технических мер по обеспечению безопасности ЦП должна рассматриваться в современной деловой среде не только как ответственность государства, но и как средство повышения устойчивости и прибыльности самого бизнеса. Небезопасная цепь поставок не может надежно гарантировать полное выполнение обязательств перед заказчиком, а также перед природой и обществом. Важным является признание того факта, что никто не может действовать успешно в одиночку, если дело касается глобальных рисков. Результатом применения универсальной модели менеджмента безопасности цепи поставок будет создание более адекватного инструмента для противодействия современным угрозам, а это отвечает потребностям бизнеса и государства. Без безопасности нет бизнеса.