Проектирование и изготовление изделий
Выбор темы проекта. Оценка возможностей осуществления проекта. Сбор и обработка информации по проекту. Разработка идеи проекта. Планирование деятельности. Работа над проектом. Защита проектов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В процессе обучения технологии учащиеся: познакомятся:
• с предметами потребления, потребительной стоимостью продукта труда, материальным изделием или нематериальной услугой, дизайном, проектом, конструкцией;
• с механизацией труда и автоматизацией производства; технологической культурой производства;
• с функциональными и стоимостными характеристиками предметов труда и технологий; себестоимостью продукции; экономией сырья, энергии, труда;
• с экологичностью технологий производства;
• с устройством, сборкой, управлением и обслуживанием доступных и посильных технико-технологических средств производства (приборов, аппаратов, станков, машин, механизмов, инструментов);
• с понятием о научной организации труда, средствах и методах обеспечения безопасности труда;
культурой труда; технологической дисциплиной; этикой общения на производстве;
овладеют:
• навыками созидательной, преобразующей, творческой деятельности;
• навыками чтения и составления технической и технологической документации, измерения параметров технологического процесса и продукта труда, выбора, моделирования, конструирования, проектирования объекта труда и технологии с использованием компьютера;
• основными методами и средствами преобразования и использования материалов, энергии и информации, объектов социальной и природной среды;
• умением распознавать и оценивать свойства конструкционных и природных поделочных материалов;
• умением ориентироваться в назначении, применении ручных инструментов и приспособлений;
• навыками подготовки, организации и планирования трудовой деятельности на рабочем месте; соблюдения культуры труда;
• навыками организации рабочего места;
Изучение технологии в основной школе обеспечивает достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами освоения учащимися основной школы курса «Технология» являются
• проявление познавательных интересов и активности в данной области предметной технологической деятельности;
• выражение желания учиться и трудиться в промышленном производстве для удовлетворения текущих и перспективных потребностей;
• развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
• овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
• самооценка умственных и физических способностей для труда в различных сферах с позиций будущей социализации и стратификации;
• осознание необходимости общественно полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации;
• бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
• готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
• проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
• самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы курса «Технология» являются:
• алгоритмизированное планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
• определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
• комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них;
• проявление инновационного подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
• поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы;
• самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию технических изделий;
• виртуальное и натурное моделирование технических объектов и технологических процессов;
• приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительную стоимость;
• выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных;
• использование дополнительной информации при проектировании и создании объектов, имеющих личностную или общественно значимую потребительную стоимость;
• согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
• объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
• оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
• диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
• обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
• соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
• соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.
Предметными результатами освоения учащимися основной школы программы «Технология» являются:
В познавательной сфере:
• рациональное использование учебной и дополнительной технической и технологической информации для проектирования и создания объектов труда;
• оценка технологических свойств сырья, материалов и областей их применения;
• ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда;
• владение алгоритмами и методами решения организационных и технико-технологических задач;
• классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергии, информации, объектов живой природы и социальной среды, а также соответствующих технологий промышленного производства;
• распознавание видов, назначения материалов, инструментов и оборудования, применяемого в технологических процессах;
• владение кодами и методами чтения и способами графического представления технической, технологической и инструктивной информации;
• применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументации рациональности деятельности;
• владение способами научной организации труда, формами деятельности, соответствующими культуре труда и технологической культуре производства;
• применение элементов прикладной экономики при обосновании технологий и проектов.
В трудовой сфере:
• планирование технологического процесса и процесса труда;
• подбор материалов с учетом характера объекта труда и технологии;
• проведение необходимых опытов и исследований при подборе сырья, материалов и проектировании объекта труда;
• подбор инструментов и оборудования с учетом требований технологии и материально-энергетических ресурсов;
• проектирование последовательности операций и составление операционной карты работ;
• выполнение технологических операций с соблюдением установленных норм, стандартов и ограничений;
• соблюдение норм и правил безопасности труда, пожарной безопасности, правил санитарии и гигиены;
• соблюдение трудовой и технологической дисциплины;
• обоснование критериев и показателей качества промежуточных и конечных результатов труда
• выбор и использование кодов, средств и видов пред ставления технической и технологической информации и знаковых систем в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения;
• подбор и применение инструментов, приборов и оборудования в технологических процессах с учетом областей их применения;
• контроль промежуточных и конечных результатов труда по установленным критериям и показателям с использованием контрольных и измерительных инструментов;
• выявление допущенных ошибок в процессе труда и обоснование способов их исправления;
• документирование результатов труда и проектной деятельности;
В мотивационной сфере:
• оценивание своей способности и готовности к труду в конкретной предметной деятельности;
• выраженная готовность к труду в сфере материального производства или сфере услуг;
• согласование своих потребностей и требований с потребностями и требованиями других участников познавательно-трудовой деятельности;
• осознание ответственности за качество результатов труда;
• наличие экологической культуры при обосновании объекта труда и выполнении работ;
• стремление к экономии и бережливости в расходовании времени, материалов, денежных средств и труда.
В эстетической сфере:
• дизайнерское проектирование изделия или рациональная эстетическая организация работ;
• моделирование художественного оформления объекта труда и оптимальное планирование работ;
• • эстетическое и рациональное оснащение рабочего места с учетом требований эргономики и научной организации труда;
• рациональный выбор рабочего костюма и опрятное содержание рабочей одежды.
В коммуникативной сфере:
• формирование рабочей группы для выполнения проекта с учетом общности интересов и возможностей будущих членов трудового коллектива;
• выбор знаковых систем и средств для кодирования и оформления информации в процессе коммуникации;
• публичная презентация и защита проекта изделия, продукта труда или услуги;
В физиолого-психологической сфере:
• развитие моторики и координации движений рук при работе с ручными инструментами и выполнении операций с помощью машин и механизмов;
• достижение необходимой точности движений при выполнении различных технологических операций;
• соблюдение требуемой величины усилия, прикладываемого к инструменту, с учетом технологических требований;
• сочетание образного и логического мышления в процессе проектной деятельности.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
Поскольку уроки носят практический характер, то существуют следующие виды контроля: текущий контроль, самоконтроль, взаимоконтроль, промежуточный, итоговый. Виды контроля: тестирование, зачет, контрольная работа.
Способы организации деятельности учащихся
В основе лежат практические занятия, реже - лабораторные, выполнение творческих, проектных работ, рефератов, сообщений, выполнение выборочных домашних заданий, контрольное тестирование.
Дифференциация обучения
В работе используется дифференцированный подход в обучении с каждым учеником.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Для учащихся
· Технология. Обслуживающий труд: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / [Крупская Ю.В., Кожина О.А., Синица Н.В.и др.]; под ред. Симоненко В.Д. – 3-е изд. перераб. – М.: Вентана-Граф.
· А также, соответствующие ему рабочие тетради.
Для учителя
· Волгоград: Учитель, 2007. УМК
· Кузнецов А.А., академик РАО Рыжаков М.В., академик РАО, Кондаков А.М., член-корреспондент РАО. Примерные программы по предмету «Технология. 5-9 классы», 2-е издание – М.:Просвещение, 2011.
· Баженов В.И. Материаловедение швейного производства. М.: Легкая Индустрия. 1972.
· Бушелева В. В. Поговорим о воспитании. Петрозаводск, «Карелия», 1991.
· Егорова Р. И. Учись шить. М., 1989.
· Ерзенкова II. В. Искусство красиво одеваться. Рига, 1992.
· Ерзенкова Н.В. Шьем-перешиваем Пенза, «Ваш дом». 1992
· Еременко Т. И. Иголка-волшебница. М.: 1988
· История костюма. Ростов н/Д, 1993.
· Каминская Н. М. История костюма. М., 1986.
· Кашкарова Е.Д. Руководство по рукоделию. М., 1993.
· Киреева Е. В. История костюма. М., 1976.
· Козлова Т. В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. М., 1990.
· Лукьянова Т. В. Перешиваем, шьем и вышиваем. М., 1993.
· Максимова М. Вышивка. Первые шаги. М., 1997.
· Метод проектов в технологическом образовании школьников (методические рекомендации) / авт. – сост. Е.Н. Кравцова, А.И. Шкирман, - Белгород: изд-во БРИПКиППС, 2008.
· Они И. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте. Л., Лениздат— «Человек», 1991.
· Панкеев, И. А. Обычаи и традиции русского народа. - 2-е изд. -М: ОМА-пресс, 1999
· Пимонова Т.И. Практическое руководство по шитью и рукоделию.
· Белгород, Крестьянское дело, 1994.
· Правила этикета - Краткий справочник под ред. Л. Васильевой-Гангус. М., Дельта-МКС, 1992.
· Скопцова М.Й Технология: Учебное пособие по обслуживающему труду для учениц 5-8-х классов. – Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 1997.
· Технология. 5 класс (для девочек) : Поурочные планы / Авт.- сост. И.В. Бобунова, - Волгоград: Учитель, 2003.
· Технология. 5 кл.: поуроч. планы по учеб. под ред. В. Д. Симоненко / авт.-сост. О. В. Павлова, Г. П. Попова. -
· Труханова А.Т. Технология женской и детской одежды: учебник для проф. учеб. Заведений. – 3-е изд., стер. М.: Высш. Шк., Изд. центр «Академия», 2001.
· Труханова Т. Иллюстрированное пособие по технологии легкой одежды. М.: Высш. шк., 2000.
· Ханус С. Как шить? М.: Легпром-бытиздат. 1991
· Ханус С. Секреты кроя и шитья. М.: «Легкая и пищевая промышл». 1984.
· Шаффер Клер Б. Энциклопедия быстрого шитья. М.: Аквариум, 1994.
· Шитье для женщин. М.: ООО «Фирма» изд-во ACT, 2000.
· Шитье и рукоделие: энциклопедия. - М.: БСЭ, 1994.
· Журнал «Школа и производство» 2000 - 2010
· Журнал «Бурда»
· Интернет-ресурсы
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6 класс
ДАТА | УРОК | ТЕМА УРОКА | ПРЕДПОЛАГАЕТСЯ ПРОВЕДЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ УРОКОВ |
1. | Вводное занятие. Техника безопасности. | ||
2. | Вводное занятие. Техника безопасности. | ||
3. | Гигиена девушки. Косметика. | + | |
4. | Гигиена девушки. Косметика. | ||
5. | Гигиена девушки. Косметика. | ||
6. | Гигиена девушки. Косметика. | ||
7. | Уход за одеждой и обувью. | ||
8. | Уход за одеждой и обувью. | ||
9. | Ремонт одежды. | ||
10. | Ремонт одежды. | ||
11. | Интерьер жилого дома. | + | |
12. | Интерьер жилого дома. | ||
13. | Интерьер жилого дома. | + | |
14. | Интерьер жилого дома. | + | |
15. | Основы проектирования | ||
16. | Основы проектирования | ||
17. | Черчение и Графика. | ||
18. | Черчение и Графика. | ||
19. | Бисероплетение. Вводная беседа. | + | |
20. | Цветовая гамма. Виды бисера. | ||
21. | Виды и способы плетения. | ||
22. | Изготовление изделия. | ||
23. | Изготовление изделия. | ||
24. | Окончательная обработка изделия. | ||
25. | Элементы материаловедения. | ||
26. | Элементы материаловедения. | ||
27. | Элементы машиноведения. | ||
28. | Элементы машиноведения. | ||
29. | Элементы машиноведения. | ||
30. | Элементы машиноведения. | ||
31. | Основы конструирования, введ. в историю одежды. | + | |
32. | Зрительные иллюзии в костюме. | ||
33. | Стиль в одежде. | ||
34. | Измерение фигуры человека. Снятие мерок. | ||
35. | Расчёт конструкции юбки. | ||
36. | Построение чертежа юбки. | ||
37. | Выполнение эскиза. | ||
38. | Моделирование юбки. | ||
39. | Раскройные работы. | ||
40. | Раскройные работы. | ||
41. | Подготовка деталей кроя к обработке. | ||
42. | Обработка деталей кроя. | ||
43. | Подготовка юбки к примерке. | ||
44. | Проведение примерки, исправление дефектов. | ||
45. | Стачивание юбки. | ||
46. | Стачивание юбки. | ||
47. | Обработка верхнего среза. | ||
48. | Обработка верхнего среза. | ||
49. | Обработка нижнего среза. | ||
50. | Обработка нижнего среза. | ||
51. | Обработка пояса юбки. | ||
52. | Обработка пояса юбки. | ||
53. | Обработка тесьмой «молния». | ||
54. | Обработка тесьмой «молния». | ||
55. | Обработка застёжки | ||
56. | Окончательная обработка юбки | ||
57. | Варианты отделки юбки. | ||
58. | Отделка юбки. | ||
59. | Выбор темы проекта. | + | |
60. | Оценка возможностей осуществления проекта. | ||
61. | Сбор и обработка информации по проекту. | ||
62. | Планирование деятельности. | ||
63. | Работа над проектом. | ||
64. | Работа над проектом. | ||
65. | Работа над проектом. | ||
66. | Оформление документации. | ||
67. | Защита проектов. | + | |
68. | Защита проектов. | + |