Основные требования к содержанию и структуре письменных работ

Оформление учебных, научных,

Проектных работ студентов

Методические указания

Новокузнецк 2012

УДК 004 (07)

ББК 74.58(2Рос-4Кем)

О – 91

  О – 91 Оформление учебных, научных, проектных работ студентов [Текст] : метод. указ. / И. А. Жибинова, С. Р. Зельцер, А. Н. Жибинов, О. В. Михайлова ; НФИ КемГУ. – Новокузнецк, 2012. – 91 с.

Приводятся требования к оформлению письменных работ студентов, обучающихся по специальности 230102.65 – «Автоматизированные системы обработки информации управления» и по направлению подготовки бакалавров 230100 – «Информатика и вычислительная техника». Значительная часть пособия посвящена освоению навыков правильного и быстрого оформления и выполнения рефератов, курсовых и дипломных работ на компьютере с использованием инструментов автоматизации редактирования и форматирования. Уделено внимание каждому моменту, с которым можно столкнуться при написании этих работ: от оформления титульного листа до создания автоматического оглавления и составления списка использованной литературы.

Предназначено для преподавателей и студентов, занимающихся оформлением различного вида письменных работ.

УДК 004 (07)

ББК 74.58(2Рос-4Кем)

Рекомендовано методической комиссией факультета информационных технологий 14 марта 2012 г. Основные требования к содержанию и структуре письменных работ - student2.ru Председатель методкомиссии Н. Б. Ермак Утверждено на заседании кафедры систем автоматизации управления 10 февраля 2012 г. Основные требования к содержанию и структуре письменных работ - student2.ru Заведующий кафедрой И. А. Жибинова  

© Новокузнецкий институт (филиал)
федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Кемеровский государственный университет», 2012

© Жибинова И. А., Зельцер С. Р.,
Жибинов А. Н., Михайлова О. В., 2012

Содержание

Введение. 5

1. Виды письменных работ. 7

2. Основные требования к содержанию и структуре
письменных работ. 9

2.1 Структура пояснительной записки (отчета) 9

2.2 Содержание разделов пояснительной записки (отчета) 10

2.2.1 Титульный лист. 11

2.2.2 Задание на курсовую, дипломную работу (проект),
отчет по практике. 13

2.2.3 Реферат. 14

2.2.4 Содержание. 15

2.2.5 Нормативные ссылки. 16

2.2.6 Определения, обозначения и сокращения. 16

2.2.7 Введение. 17

2.2.8 Основная часть. 18

2.2.9 Заключение и выводы.. 20

2.2.10 Список литературы.. 20

2.2.11 Приложения. 20

3. Требования к оформлению структурных элементов. 21

3.1 Общие требования к оформлению
пояснительной записки. 21

3.2 Нумерация страниц. 22

3.3 Оформление отдельных составных частей
пояснительной записки. 22

3.3.1 Заголовки. 22

3.3.2 Элементы текста. 23

3.3.3 Таблицы.. 30

3.3.4 Формулы и уравнения. 34

3.3.5 Приложения. 36

3.3.6 Графический материал. 37

3.3.7 Список литературы.. 49

4. Инструменты автоматизации форматирования. 52

4.1 Стилевое форматирование. 52

4.1.1 Создание нового стиля. 53

4.1.2 Применение стиля. 54

4.1.3 Изменение стандартного стиля. 54

4.2 Стили заголовков с нумерацией. 55

4.3 Создание оглавления. 56

4.4 Создание автоматической нумерации рисунков и таблиц. 57

4.5 Создание перекрестных ссылок. 58

4.6 Перекрестные ссылки на список литературы.. 59

4.7 Обновление автоматически созданных полей. 60

Список литературы.. 61

Приложение А Примеры оформления титульного листа
пояснительной записки................................................... 62

Приложение Б Примеры оформления листа задания
пояснительной записки................................................... 68

Приложение В Пример составления реферата пояснительной
записки выпускной квалификационной работы.......... 77

Приложение Г Пример оформления содержания
пояснительной записки к дипломному проекту.......... 78

Приложение Д Структура и состав одноуровневого
библиографического описания...................................... 80

Приложение Е Варианты оформления
библиографического описания...................................... 86

Введение

Важнейшим видом учебной работы студента является выполнение различных письменных работ: отчетов по научно-исследовательской работе и практике, рефератов, контрольных курсовых и дипломных работ или проектов.

Распределение заданий по выполнению такого рода работ по годам обучения студента определяется учебным планом данной специальности в учебном заведении и может отличаться от вуза к вузу. Конкретные требования, предъявляемые к работам, устанавливаются кафедрой, которая руководит их выполнением. В то же время существуют типичные особенности данных видов учебной и научной работы студентов, которые позволяют сформулировать общие методические рекомендации по их планированию, выполнению и оформлению.

Письменные работы студентов оцениваются по следующим параметрам:

Ú соответствие структуры работы методическим указаниям, выпущенным кафедрой, ответственной за учебную дисциплину;

Ú полнота охвата решаемой проблемы, глубина анализа, качество проектной части и умение грамотно изложить представляемые или выносимые на защиту материалы;

Ú своевременность представления материалов для проверки руководителю, решающему вопрос о допуске к защите или необходимой доработке материалов;

Ú качество оформления отчетных или проектных материалов.

Опыт руководства дипломным и курсовым проектированием, прозводственно-технологической и преддипломной практикой показывает, что вопросу качественного оформления материалов, представляемых на защиту, уделяется недостаточно внимания. В результате этого даже выходящие на защиту дипломных работ (проектов) студенты ‑ будущие дипломированные специалисты ‑ не всегда знают элементарные правила оформления научно-исследовательских и проектных материалов.

С первых дней учебы в вузе студент должен знать и помнить, что результаты учебных, научных, проектных работ должны оформляться в строгом соответствии с принятыми в учебном заведении (на кафедре) правилами, разработанными на основе действующих стандартов, которые в той или иной степени отражают отдельные вопросы, связанные с оформлением документации.

Практика показывает, что при оформлении письменных работ на компьютере студенты, как правило, выполняют форматирование вручную, используя прием «выдели текст и измени параметры», при этом приходится неоднократно изменять форматирование, потратив достаточное количество времени, чтобы добиться требуемого сочетания параметров текста.

В пособии представлен материал, который позволит более эффективно оформить работу по требованиям, используя средства автоматизации текстового процессора на всех этапах: от оформления титульного листа до создания автоматического оглавления и составления списка использованной литературы.

Виды письменных работ

Основными видами письменных работ являются: контрольные, расчетные и графические работы, рефераты, пояснительные записки к курсовым и дипломным работам, отчеты по практике.

Контрольные работы ‑ это индивидуальные задания, которые предусматривают самостоятельное выполнение студентом определенной практической работы на основе усвоенного теоретического материала. Контрольные работы, как и расчетные работы, могут включать некий иллюстративный материал.

Расчетные и графические работы (РР и ГР) – индивидуальные задания, которые предусматривают решение конкретной практической учебной задачи с использованием известного, а также (или) самостоятельно изученного теоретического материала.

Основную часть РР составляют расчеты, которые могут сопровождаться иллюстративным материалом: графиками, векторными диаграммами, гистограммой и т. д.

Основную часть ГР составляет графический материал, выполненный в соответствии с действующими нормативными требованиями и с обязательным применением компьютерной графики, если это определено задачей.

Реферат – форма самостоятельной учебной работы, направленная на детальное знакомство с какой-либо темой в рамках данной учебной дисциплины. Основная задача работы над рефератом по предмету – углубленное изучение и изложение в письменной форме определенной проблемы учебного курса, получение более полной информации по какому-либо его разделу.

Курсовая работа (КР) по учебной дисциплине – это индивидуальное задание, которое предполагает разработку совокупности документов (расчетно-пояснительной или пояснительной записки, при необходимости – графического, иллюстративного материала), и является творческим или репродуктивным решением конкретной задачи относительно объектов деятельности специалиста (устройств, оборудования, технологических процессов, механизмов, аппаратных и программных средств или их отдельных частей; экономических, социальных, лингвистических проблем и т. п.), выполненной студентом самостоятельно под руководством преподавателя в соответствии с задачей, на основе приобретенных по данной и смежным дисциплинам знаний и умений.

Курсовые проекты (работы) способствуют расширению и углублению теоретических знаний, развитию навыков их практического использования, самостоятельного решения конкретных задач.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) является формой итоговой аттестации студентов за весь период обучения и выполняет как обучающую, так и оценочную функцию.

ВКР инженера (бакалавра-инженера) по автоматизированным системам обработки информации и управления (АСОИУ) представляет собой законченную научно-исследовательскую, проектную или технологическую разработку, в которой решается актуальная задача по проектированию или исследованию одного или нескольких объектов профессиональной деятельности и их компонентов. Дипломная работа (проект) должна быть представлена в форме рукописи.

ВКР может выполняться в двух вариантах: в виде дипломного проекта и в виде дипломной работы.

Дипломный проект представляет собой комплекс проектно-технической документации, близкий по содержанию и оформлению к документации проекта системы автоматизации. Основной задачей дипломного проекта является разработка новой или модернизация действующей системы автоматизации или отдельных видов ее обеспечения (на базе известных типовых решений или систем-прототипов).

Дипломная работа представляет собой научно-исследовательскую (поисковую) работу, основной задачей которой является получение новых сведений о закономерностях функционирования объектов управления, об эффективности и качестве применения известных средств автоматизации в новых условиях, или новых средств автоматизации в известных условиях, и т. д.

Следует заметить, что элементы исследований должны присутствовать и в дипломном проекте, например, при обосновании выбора решений по автоматизации.

Характер ВКР (дипломный проект или дипломная работа) определяется студентом-дипломником и его руководителем.

Отчет по практике – оформленный в соответствии с установленными требованиями документ, содержащий сведения о конкретно выполненной студентом работе в период учебной, производственно-технологической, преддипломной практики.

Письменные работы, выполняемые студентами, могут иметь преемственность и являться последовательным научным или практическим развитием темы, представляющей интерес для студента и научного руководителя. В то же время отдельные квалификационные работы студента могут быть относительно независимыми друг от друга и выполняться под научным руководством разных преподавателей.

Основные требования к содержанию и структуре письменных работ

Курсовая работа, дипломная работа (проект), отчет по практике оформляются в виде пояснительной записки (текстового документа) и демонстрационной части (компьютерной презентации), состоящей из набора слайдов и их копий на бумажных носителях. Демонстрационные материалы используются во время защиты работ данного вида.

Рефераты и контрольные работы, как правило, содержат только текстовый документ, выполненный по тем же правилам, что и пояснительная записка к перечисленным выше работам.

Наши рекомендации