Общие требования к оформлению и содержанию письменных работ

Эссе и любое другое письменное задание (реферат, контрольная работа, презентация и др.) должно быть написано самостоятельно, все используемые материалы требуют либо творческого осмысления и изложения своими словами, либо оформления в виде цитаты со сноской. При цитировании следует использовать подстраничные ссылки. Работа предполагает как обязательное обращение к исследованиям ведущих специалистов по данному вопросу, так и мнение автора, которое должно занимать большую часть работы и быть сформулировано и высказано логично и аргументированно. Текст размещается на стандартном листе бумаги в формате А4 (296x210 мм), размер полей должен составлять: левого – 35 мм, правого – 10 мм, верхнего и нижнего – по 20 мм. В работе используется редактор Microsoft Word. Шрифт Times New Roman Cyr, кегль – 14, междустрочный интервал – 1,5. Выравнивание заголовков – по центру, выравнивание основного текста – по ширине поля. Ссылки (автоматические, формат номера - арабскими цифрами, размер шрифта 10 пт, гарнитура Times New Roman Cyr, междустрочный интервал – 1) необходимо располагать внизу страницы. Нумерация ссылок постраничная. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту работы и составлять 1 см. Расстояние между названием главы и последующим текстом должно равняться междустрочному интервалу «три». Такое же расстояние выдерживается между заголовками глав и параграфов.

Каждый основной структурный элемент работы, включая введение, заключение, список литературы и приложения, начинается с новой страницы. Каждый новый параграф основной части (если таковые имеются) отделяется междустрочным интервалом «три». Названия разделов, заголовки вводной и заключительной частей и наименования параграфов должны быть выделены жирным шрифтом. Структура эссе предполагает наличие небольшого вводного раздела, основной части (которую можно, но не обязательно разбить на разделы), заключения, списка использованной литературы, списка иллюстраций и приложения в форме альбома. Заглавия разделов должны содержать в себе научную проблему, обозначая некоторую исследовательскую задачу, в конце заглавия точка не ставится. Работу могут сопровождать приложения, в которые выносятся сводные таблицы, графики и диаграммы, сопроводительные и справочные материалы или другая информация, не вошедшая в основную часть работы. В виде отдельного приложения оформляется альбом иллюстраций, ссылки на конкретные иллюстрации в тексте обязательны. Альбом может включать 1–5 иллюстраций. При наличии альбома к работе обязательно прилагается список иллюстраций. Приложения нумеруются по порядку.

Нумерация страниц эссе должна быть сквозной и включать титульный лист и приложения. Страницы нумеруются арабскими цифрами, на титульном листе номер страницы не указывается. Нумерация страниц от центра вверху листа. Иллюстрации и таблицы включаются в общую нумерацию страниц.

Титульный лист оформляется по установленному образцу (Приложение 1). После титульного листа помещается оглавление с указанием номеров страниц, на которых расположены основные структурные элементы работы (введение, основная часть, разделенная, если это необходимо, на главы, заключение, список литературы, список иллюстраций, приложения).

Во введении формулируется тема работы, определяются ее цели и задачи, анализируются основные труды по изучаемой проблеме. Объем введения не должен превышать 1–2 страниц. Структура и содержание каждого раздела должны отвечать его названию, при этом они предопределены общей темой работы. Следует обратить внимание на последовательность в рассмотрении вопросов и логику в распределении материала. Каждый раздел завершается обобщающими выводами. В заключении подводятся итоги работы, делаются выводы, его объем составляет не более 1 страницы.

При первом упоминании произведения искусства в тексте работы необходимо указывать год его создания, место хранения и приводить в скобках ссылку на иллюстрацию в альбоме (если она есть). Список использованной литературы должен (в зависимости от темы) включать не менее 3–5 трудов. Его общая структура зависит от избранной темы, однако, следует подчеркнуть: в списке должны преобладать научные труды, монографии, исследовательские статьи и т.д. Список литературы оформляется в алфавитном порядке с единой сквозной нумерацией, сначала приводятся справочники, общие труды, монографии, сборники, альбомы, далее – статьи и другие публикации в периодической печати. Аналогичным образом оформляется список литературы на иностранных языках, который помещается после библиографии на русском языке. Ссылки на сайты в Интернете помещаются в конце списка, однако, их количество (за исключением специфических тем, связанных с анализом ресурсов Интернета) не должно превышать 10% от общего количества упомянутых в списке использованной литературы трудов.

Эссе-описание

Формально-стилистический анализ одного произведения европейского изобразительного искусства эпохи Возрождения. Объём – около 8–10 тыс. печатных знаков.

В эссе необходимо отразить следующие аспекты:

1. Общая характеристика произведения. Автор, название, место и время создания произведения, можно добавить место хранения.

2. Вид искусства, жанровая принадлежность.

3. Техника исполнения.

4. Историческая основа изображенного. Сюжет и содержание произведения, персонажи, их роли и отношения.

5. Иконографические особенности трактовки данного сюжета.

6. Композиция, пропорции, ритмическая основа, организация пространства, горизонт, формат, масштаб, движение.

7. Рисунок, пластические характеристики, трактовка объёмов, массы.

8. Колористический строй работы.

9. Технические особенности создания произведения и их влияние на образный строй.

10. Место и роль произведения в отведенном для него пространстве (если известно, сохранилось или можно реконструировать).

11. Отношение зрителя к изображению, проблемы восприятия и интерпретации.

12. Влияния, взаимодействие с другими произведениями эпохи, место в искусстве периода и региона.

13. Выводы: как средства художественной выразительности формируют образ, что влияет на восприятие.

Эссе-сравнение

Сравнительный анализ двух произведений европейского изобразительного искусства XVII–XVIII веков. Объём около 10–12 тыс. печатных знаков.

Прежде, чем начинать сравнение на этапе выбора темы необходимо четко определить принцип и параметры сопоставления работ. Нужно выявить как черты отличия, так и аспекты сходства произведений, что их объединяет: сюжет, техника и материал, регион создания, имя мастера, стиль, манера работы и т.д. Сравнение необходимо проводить именно для того, чтобы выявить определённые характерные черты, которые становятся более очевидными именно в ходе сопоставления произведений искусства. Сравнивать можно по каждому из пунктов последовательно, но рациональнее будет дать подробный анализ отдельно произведениям, а в заключительном разделе провести их сопоставление по определенным параметрам.

В сравнительном анализе необходимо отразить следующие аспекты:

1. Общая характеристика каждого произведения. Причина выбора именно этих работ, принцип анализа, аспекты сравнения.

2. Автор, название, место и время создания произведения, можно добавить место хранения.

3. Вид искусства, жанровая принадлежность.

4. Техника исполнения.

5. Историческая основа изображенного, Сюжет и содержание произведения, персонажи, их роли и отношения.

6. Иконографические особенности трактовки данного сюжета в каждом произведении.

7. Композиция, пропорции, ритмическая основа, организация пространства, горизонт, формат, масштаб, движение, общее построение, акценты.

8. Рисунок, пластические характеристики, трактовка объёмов, массы.

9. Колористический строй работы.

10. Место и роль в отведенном для него пространстве (если есть подобная информация).

11. Технические особенности создания произведения и их влияние на образный строй.

12. Отношение зрителя к изображению, проблемы восприятия и интерпретации.

13. Влияния, взаимодействие с другими произведениями эпохи, место в искусстве периода и региона. Известные произведения со сходной иконографией и художественным решением, привести аргументы.

14. Сравнительный анализ произведений:

1) Развернутый сравнительный анализ произведений на основе сопоставления всех средств художественной выразительности, упомянутых выше. Сделать выводы о причинах сходства и различия произведений, если таковые имеются.

2) Как вид искусства отразился на трактовке сюжета?

3) Как региональные особенности отразились в произведениях?

4) Какие средства художественной выразительности работают в каждом случае? Сравните и сделайте вывод.

5) Как средства художественной выразительности влияют на восприятие зрителя в каждом случае? Сравните и сделайте выводы.

6) Какова дальнейшая перспектива развития данной темы. Есть ли влияние этих и аналогичных памятников на современное искусство? Аргументируйте.

15. Выводы: как средства художественной выразительности в каждом случае формируют образ, что влияет на восприятие. В чем сходство и в чем отличие произведений, особенности, причины.

Приложение 1

Наши рекомендации