Назовите факторы успеха каждой фазы жизненного цикла спроса
1)Зарождение (Е) - бурный период становления отрасли, когда несколько фирм, стремясь к захвату лидерства, конкурируют между собой;
2)Ускорение роста (G1) - период, когда конкуренты, оставшиеся на рынке, пожинают плоды своей победы. В этот период спрос обычно растет, опережая предложение;
3)Замедление роста (G2) - когда появляются первые признаки насыщения спроса и предложение начинает опережать спрос;
4)Зрелость (M) - когда насыщение спроса достигнуто и имеются значительные избыточные мощности;
5)Затухание (D) - снижение объема спроса (иногда до нуля), предопределяемое долговременными демографическими и экономическими условиями (такими, как темп роста валового национального продукта или народонаселения) и темпом устаревания или уменьшения потребления продукта.
Зарождение (Е) – сосредоточение своего внимания на внутренних рынках своей страны, своевременно начатое освоение;
Ускорение роста (G1) - сосредоточение своего внимания на внутренних рынках своей страны, однородные изделия по самой низкой цене;
Замедление роста (G2) – дифференциация продукции в расчете на запросы потребителей, предвидение потребностей;
Зрелость (М) – обновление и сегментация рынков;
Затухание (D) – развитие НИОКР, предостережение от тиражирования технически устаревших изделий
C учетом перспектив роста, рассмотренных ранее, определите, на какой стадии (фазе) жизненного цикла спроса находится каждая из выбранных Вами СЗХ.
СЗХ-1 - замедление роста
СЗХ-2- ускорение роста
СЗХ-3 - замедление спад
СЗХ-4 - ускорение роста
СЗХ-5 - замедленный спад
Тема 5. МАТРИЦА БОСТОНСКОЙ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ГРУППЫ (БКГ) И ОЦЕНКА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ СЗХ В ВЫБОРЕ КОНКУРЕНТНЫХ ПОЗИЦИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
5.1. Матрица Бостонской консультативной группы (БКГ).
5.2. Оценка привлекательности СЗХ.
Данная тема предусматривает задания для индивидуальной и самостоятельной работы студента.
Параллельно с эволюцией организационных систем стратегического планирования специально разрабатывался и формировался и его методологический аппарат. В него вошли разнообразные приемы и методы планирования, программирования, стратегического анализа экономической и социально-политической информации. Системы стратегического планирования сформировались в рамках доминирования в стратегическом менеджменте рационалистической модели управления, отличающейся акцентированным применением формальных методов анализа в качестве основы для важнейших управленческих решений. Несомненно, использование таких методов несет в себе позитивное зерно организующего начала. Они фокусируют внимание на осязаемых пропорциях и параметрах рыночного воспроизводства и формируют современный инструментарий систем управления.
Матрица Бостонской консультативной группы
Практически наиболее популярные аналитические методики представляют собой двухмерные матрицы, на одной из осей которых располагаются оценки перспектив развития рынка, а на другой - оценки конкурентоспособности соответствующих СЗХ. Практика использования матрицы Бостонской консультативной группы (БКГ) показала, что она весьма полезна при выборе между различными зонами хозяйствования, определения стратегических позиций организации в той или иной СЗХ, а также для распределения стратегических ресурсов между ними на ближайшую перспективу.
По каждой СЗХ определите перспективы роста рынка (роста спроса) и относительную рыночную долю. Отнесите каждую СЗХ к той или иной категории ("звезда", "дикая кошка", "дойная корова", "собака").
СЗХ | Объем продаж | Темпы роста рынка, % | |
СЗХ-1 | 6,13 | ||
СЗХ-2 | 8,02 | ||
СЗХ-3 | |||
СЗХ-4 | 5,23 | ||
СЗХ-5 | 4,6 |
Для определения темпов роста рынка используется формула:
Темп роста рынка (ТРР) = (Объем продаж текущего года – Объем продаж предыдущего года) / Объем продаж предыдущего года*100%
ТРР(СЗХ1) =(24253000-22853000)/22853000*100%=6,13%
ТРР(СЗХ2) =(21056000-19493000)/19493000*100%=8,01%
ТРР(СЗХ3) =(18757000-17534900)/17534900*100%=7%
ТРР(СЗХ4) =(22050000-20954000)/20954000*100%=5,23%
ТРР(СЗХ5) =(27753000-26534000)/26534000*100%=4,6%
СЗХ | Объем продаж ОАО «Чебоксарский гормолзавод» | Объем продаж фирмы ближайшего конкурента-лидера | Относительная доля ОАО «Чебоксарский гормолзавод» на рынке |
СЗХ-1 | 0,67 | ||
СЗХ-2 | 0,7 | ||
СЗХ-3 | 0,65 | ||
СЗХ-4 | 0,53 | ||
СЗХ-5 | 0,8 |
Для определения относительной доли рынка используется формула:
Относительная доля рынка (ОДР) = Объем продаж СЗХ / объем продаж конкурента-лидера
ОДР(СЗХ1) =24253000/36198500 = 0,67
ОДР(СЗХ2) =21056000/30080000 = 0,7
ОДР(СЗХ3) =18757000/28856900 = 0,65
ОДР(СЗХ4) =22050000/41603700 = 0,53
ОДР(СЗХ5) =27753000/34691250 = 0,8
СЗХ | Объем продаж за 2011 год | ОДР в общем объеме производства | Радиус |
СЗХ1 | 0,21 | 0,26 | |
СЗХ2 | 0,18 | 0,24 | |
СЗХ3 | 0,16 | 0,23 | |
СЗХ4 | 0,19 | 0,25 | |
СЗХ5 | 0,24 | 0,28 | |
Итого |
R=√(ОДР в общем объеме/3,14)
ОДР(СЗХ1) =24253000/113869000 = 0,21 R(СЗХ1) = √(0,21/3,14) = 0,26
ОДР(СЗХ2) =21056000/113869000 = 0,18 R(СЗХ2) = √(0,18/3,14) = 0,24
ОДР(СЗХ3) =18757000/113869000 = 0,16 R(СЗХ3) = √(0,16/3,14) = 0,23
ОДР(СЗХ4) =22050000/113869000 = 0,19R(СЗХ4) =√(0,19/3,14) = 0,25
ОДР(СЗХ5) =27753000/113869000 = 0,24 R(СЗХ5) = √(0,24/3,14) = 0,28