Изложение содержания самостоятельной научной работы
Методика изложения самостоятельной научной работы может быть различной - описательной, в виде развернутого доказательства выдвинутой гипотезы, хронологического изложения фактов и т.п. Методика подачи материала раскрывает профессиональную подготовленность автора, общую его культуру, характеризует уровень языка и стиля.
Существуют два основных метода написания текста: конструктивно-синтетический и критико-аналитический. Конструктивно-синтетический метод служит для создания первоначального варианта. Когда накоплен материал для написания раздела или фрагмента, продуманы его план, основные мысли, система доказательств, важно все это зафиксировать на бумаге, не теряя общей нити изложения, его логики. Это своего рода общий набросок, предварительная компоновка всего материла. Вслед за этим применяется критико-аналитический метод, идет уточнение, корректировка отдельных частей и фраз, делаются необходимые дополнения и перестановки, убирается лишнее, иными словами «строительные леса». Наконец наступает этап авторского редактирования, когда идет работа над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык, уточняются ссылки, составляются справочный аппарат и библиография.
Стилистические требования, предъявляемые к самостоятельным письменным (печатным) работам, складываются из двух составляющих - требований современного русского литературного языка и требований так называемого академического этикета - научной речи.
Характерной особенностью языка письменной научной речи является формально-логический способ изложения материала. Он сводится к построению изложения в форме рассуждений и доказательств, к смысловой законченности и связности текста. Такой способ изложения материала достигается с помощью специальных языковых средств.
В качестве первого среди таких средств следует назвать функциональные связки -преимущественно вводные слова и обороты. На последовательность развития мысли указывают слова: прежде всего, вначале, затем, во-первых, во-вторых, значит, итак и т.п. Противоречивые отношения характеризуют слова-связки однако, между тем, в то время как, тем не менее. Причинно-следственные отношения определяются словами следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же и т.д. Переход от одной мысли к другой помогают осуществлять связки рассмотрим, прежде чем перейти к..., остановимся на..., рассмотрев, перейдем к..., необходимо остановиться на..., необходимо рассмотреть. Итог, вывод обеспечивают слова и обороты: итак, таким образом, значит, в заключении отметим, выше сказанное позволяет сделать вывод, подводя итоги, следует сказать и др.
Научный текст характеризуется прагматической направленностью на конечный результат. Поэтому словоупотребление в работе должно быть максимально точным, лишенным стилистических украшений. Подбор слов в предложениях должен отвечать требованиям их сочетаемости, характерной для деловой и научной речи (руководство - возлагать, осуществлять, укреплять и т.д.). Научный, деловой текст не требует эмоциональных средств выражения. Принципиальную роль здесь играют специальные термины, которые необходимо употреблять в их точном значении. Не допускается применение оборотов разговорной речи, профессионализмов, произвольных словообразований, не установленных правилами русской орфографии и государственными стандартами сокращений слов.
Что касается синтаксиса научного текста, то следует отметить, что логическая ценность и связность его частей вызывает необходимость широкого использования сложных предложений. Таким предложениям присуща разветвленная синтаксическая структура с обилием союзов и связок. Преобладают сложнопод чиненные предложения, поскольку они более глубоко отражают логические связи внутри текста. Однако синтаксическая структура предложений не должна быть чрезмерно сложной. Необходимо найти оптимальную синтаксическую форму.
Стиль научной работы - это стиль безличного монолога, лишенного субъективной окраски. Вместо местоимения «я» используется «мы»: нами установлено, мы приходим к выводу и т.д., используется также изложение авторской позиции от третьего лица (автор полагает, что...) и страдательный залог (разработан специальный подход к решению...).
При изложении обязательных требований в тексте должны применяться слова и словосочетания: должен, следует, необходимо, требуется, чтобы, разрешается только, не допускается, запрещается, не следует.При изложении других положений находят применение такие словосочетания, как могут быть, как правило, при необходимости, может быть, в том числе, если и др.