Изложение и аргументация выводов научной работы

Выводы, выражающие основное содержание полученного знания, должны быть сформулированы в соответствии с целями и задачами исследования и содержать решение поставленной проблемы. Это ответ на совокупность вопросов, заложенных в названных элементах научного исследования. Вывод должен быть изложен в тех понятиях и выражениях, посредством которых ставились вопросы, а также посредством понятий и выражений, чья связь с исходными может быть установлена в процессе аргументации выводов.

Аргументация – это процесс обоснования определенной точки зрения с целью их смысловой идентификации с исследуемой реальностью и принятия научным сообществом. В ходе аргументации нужно показать, во-первых, что действительно существуют исследуемые объекты, которые обладают зафиксированными свойствами, интенсивность и динамика которых зависит от структуры объекта, определенной совокупности воздействующих на него факторов, то есть показать, что содержащееся в выводах знание отражает реальное положение вещей.

Во-вторых, предстоит в такой мере повлиять на коллег, работающих по данной проблеме, а также на более широкий круг представителей научного сообщества, практиков, чтобы они приняли предлагаемую точку зрения как собственное убеждение, в определенной мере изменив свои прежние взгляды. Первый процесс составляет логико-гносеологический аспект аргументации, второй – ее логико-коммуникативный аспект.

Аргументация включает три элемента: тезис – положение или совокупность положений, которые требуется обосновать; аргументы (основания) – совокупность оснований, приводимых для подтверждения тезиса; демонстрация (доказательство) – способ связи аргументов между собой и тезисом.

Специфику тезиса часто характеризуют посредством вопроса «что аргументируется?». В реальном научном исследовании аргументации подлежит всё полученное знание. Аргументации или обоснованию подлежат формулируемые законы, гипотезы, теории.

Главную особенность аргументов выражают вопросом «Чем аргументируется тезис?». Данными о действительном положении вещей, которые фиксируются органами чувств человека, или совокупностью знаний, опосредованных чувственными данными? В первом случае аргументами выступают данные наблюдений и экспериментов, во втором – совокупность понятий, законов, теорий. Демонстрацию характеризуют вопросом: «Каким способом аргументируется тезис?». Это может быть прямое указание на данные непосредственных наблюдений и экспериментов, а также построение логичного доказательства, в рамках которого истинность (приемлемость) тезиса обосновывается положениями, истинность которых была доказана ранее.

Специфика каждого из элементов аргументации существенно влияет на общий характер процесса аргументации, в связи с чем выделяют ее типы и виды. Особенно важна в этом плане специфика аргументов. Ими могут быть действительные события, процессы, явления, т.е. реальное положение вещей, с одной стороны. С другой стороны – знания о реальном положении вещей, фиксируемые в виде законов, понятий, принципов, теорий.

Выделяют непосредственное и опосредованное подтверждение, доказательство и опровержение как особые типы аргументации, практикуемой не только в науке, а также эмпирическую и теоретическую аргументацию, интерпретацию и объяснение как виды научной аргументации.

Непосредственное подтверждение – это аргументация приобретенного знания путем прямого наблюдения объектов, существование и параметры которых составляют предмет исследования. Например, непосредственно можно наблюдать все открытые космические объекты и биологические виды, большинство экономических и социальных процессов.

Опосредованное подтверждение – это процесс аргументации приобретенного знания путем установления ею связей с совокупностью знаний, истинность которых была установлена ранее независимо от содержания аргументируемого знания. Обычно такого рода аргументация осуществляется путем выведения следствий из тезиса и их подтверждения.

Доказательство – это тип аргументации, представляющий собой логический процесс, направленный на обоснование истинности определенного положения с помощью других положений, истинность которых установлена ранее.

Опровержение – это тип аргументации, в процессе которого устанавливается ложность тезиса или средств его обоснования.

Эмпирическая аргументация – это обоснование приобретенного знания, непременно включающее ссылку на данные наблюдений и экспериментов. Например, о наличии нового биологического вида, повышении социальной и экономической стабильности.

Теоретическая аргументация – это обоснование приобретенного знания путем установления его связи с элементами знаний теоретического и метатеоретического уровней без непосредственного обращения к данным наблюдений и экспериментов. Это прежде всего интерпретация и объяснение знания, которые выделяют в качестве самостоятельных видов аргументации.

Интерпретация представляет собой процесс экстраполяции исходных положений формальной или математической системы на какую-либо содержательную систему, исходные положения которой определяются независимо от формальной системы. Она осуществляется в науках, использующих формально-математические методы. В более широком смысле интерпретация – это предписывание определенных значений исследуемому объекту или процессу.

Объяснение – это вид научной аргументации, ориентированный на выяснение сущности исследуемого объекта.

В современных исследованиях показано, что процесс творческого поиска неизбежно включает в себя процессы обоснования, которые корректируют творческие усилия, закрепляют промежуточные результаты, обеспечивают содержательную связь приращенного знания с исходным.

Создание научной публикации

Публикации являютсяважнейшим способомраспространениянаучных результатов внутри научного сообщества исреди широкой публики. Таким способом авторы объявляют результаты, за научную достоверность которых несут ответственность.

Публикации, которые сообщают о новых научных результатах, должны давать полное и исчерпывающее описание результатов и использованных методов, а также полный и точный отчет о собственной подготовительной работе и работе третьей стороны; результаты, которые были опубликованы ранее, следует повторять только в той мере, в какой это необходимо для понимания контекста.

Любые данные, которые подтверждают или ставят под вопрос представленные результаты, должны быть также обнародованы.

Если несколько ученых вовлечены в научное исследование и публикацию как результат этой работы, соавторами могут считаться только те,кто внес значительный вклад в разработку планаисследований или экспериментов, вычисление, анализ и интерпретацию данных и подготовку рукописи, причем они также должны дать согласие на ее публикацию.

Авторы несут совместную ответственность за содержание публикации; «почетное авторство» не разрешается.

Процесс написания и подготовки для издания научной статьи подчиняется формализации. Несмотря на многообразие форм научных письменных отчетов (доклады, краткие сообщения, тезисы выступлений на конференциях, регулярные и обзорные статьи, патенты, специальные популярные представления материала, чисто информационные выборки и т.д.), процедуру подготовки статей можно представить в виде общей схемы, включающей ряд последовательный этапов.

1. Появление замысла о публикации материала (формирование идеи публикации).

2. Консультации с возможными соавторами.

3. Принятие решения о публикации.

4. Доклад на научном семинаре.

5. Выбор места (журнала) для публикации.

6. Выбор лидеров (консультантов) подготовки статьи.

7. Написание варианта № 1.

8. Определение списка авторов и их очередности.

9. Чтение всеми лидерами варианта № 1 и подготовка последующих вариантов № 2, 3 и т.д.

10. Выявление принципиальных согласий или несогласий в изложении результатов и их обсуждение.

11. Постепенное уточнение положений статьи.

12. Постепенное снятие вопросов (путем итеративного прохождения через всех лидеров (консультантов) статьи).

13. Подготовка первого корректированного варианта.

14. Знакомство с подготовленным вариантом всех соавторов, акценты на тех или иных частях публикации (по мере заинтересованности соавторов, предполагаемой их компетентности и ответственности).

15. Дальнейшее устранение вопросов, возникающих у соавторов.

16. Выбор автора (или авторов) для переписки.

17. Составление окончательного варианта с полностью устраненными вопросами.

18. Подготовка рукописи статьи в соответствии с редакционными требованиями.

19. Отправка статьи в редакцию журнала.

20. Знакомство с решением редакции.

21. В случае заключения «отклонить»:

а) оповещение всех лидеров рукописи об ее отклонении; б) решение о дальнейшей судьбе данного материала.

22. В случае заключения «принять без поправок»: своевременное прочтение корректуры (этап 24).

23. В случае заключения «принять с поправками»:

а) оповещение лидеров статьи о заключении редакции; б) выработка решения по всем критическим замечаниям; в) написание нового варианта с учетом поправок; г) представление новой версии в редакцию журнала.

24. Чтение корректуры и внесение необходимых поправок.

25. Публикация.

Согласно Постановлению президиума Высшей аттестационной комиссии о повышении требований к специализированным научным изданиям научные статьи должны иметь необходимые элементы:

(1) постановка проблемы в общем виде и ее связь в важными научными или практическими заданиями;

(2) анализ последних исследований и публикаций, в которых начато решение данной проблемы и на которые опирается автор;

(3) выделение нерешенных ранее частей общей проблемы, которым посвящается данная статья; формулировка целей статьи (постановка задания);

(4) изложение основного материала исследований с полным обоснованием полученных научных результатов;

(5) выводы по данному исследованию и перспективы дальнейшего развития данного направления.

Перед тем как начать писать статью необходимо ответить на несколько ключевых вопросов.

1. Какова основная цель работы?

Ответ поможет четко определить и выдержать формат изложения:

(1) описывает ли статья новые и важные результаты исследований (экспериментальная статья – наиболее распространенный тип);

(2) дает ли статья новое толкование ранее опубликованным результатам (сводная аналитическая статья; используется для выдвижения и обоснования крупной гипотезы);

(3) является ли статья обзором литературы или крупной темы.

2. В чем состоит отличие этой работы от других работ по данной теме, ее новизна?

(1) Какой новый вклад в науку дают результаты?

(2) Печатался ли этот материал ранее?

(3) Какое он имеет отношение к другим работам в этой области?

3. Где будет опубликована статья, на кого она ориентирована?

Необходимо познакомиться с "Правилами для авторов", чтобы с самого начала стараться выдержать требования редакции конкретного журнала.

Следующий этап работы – определение идеи или основной гипотезы.

В идеале, в статье должен быть задан один вопрос и содержаться такой объем информации, который позволяет исчерпывающе на него ответить. Сформулируйте рабочие гипотезы, продумайте весь возможный спектр ответов на основной вопрос статьи.

Название является очень важным элементом статьи. Не вникнув в смысл названия статьи, многие просто не станут её читать. Основные достоинства названия – краткость и ясность. В большинстве рекомендаций длина заголовка ограничивается 10–12 словами. Работа над приданием заголовку краткости, содержательности и выразительности – работа непростая, поэтому не бойтесь переделывать заголовок много раз. Ключевые слова, отражающие суть работы, старайтесь ставить в начале. Название должно в большей степени характеризовать проблему, которой посвящена статья, чем полученные результаты.

Структура статьи.Экспериментальная статья обычно строится поединому стандарту:

(1) во введении должен быть дан ответ на основной вопрос – «Зачем нужно было проводить исследование и, соответственно, писать данную статью?»;

(2) раздел «Описание материала и методов работы" отвечает на вопрос, "Каким образом были получены результаты статьи?»;

(3) раздел «Результаты» отвечает на вопрос, «Что, где и когда наблюдается?»;

(4) в разделах «Обсуждение», «Заключение» и/или «Выводы» необходимо четко и внятно ответить на вопрос, «Почему это наблюдается, и что это означает?»;

(5) последним разделом любой публикации является список использованных источников.

Обычно статья включает также «Реферат» и «Ключевые слова».

В обзорных и аналитических статьях некоторые разделы могут быть опущены, а рубрикация может быть существенно сложнее.

Введение.Во введении необходимо:

(1) определить гипотезу;

(2) дать вводную информацию;

(3) объяснить, почему было предпринято данное исследование;

(4) критически проанализировать исследования в данной области;

(5) показать актуальность темы.

Иногда полезно писать «Введение» на последнем этапе, уже после изложения результатов и их обсуждения, то есть «под результат».

В любом случае необходимо проверить соответствие «Введения» остальным частям статьи после завершения работы. Однако следует помнить, что написание «Введения» в начале работы над статьей структурирует процесс мыслительной активности автора и дальнейшее изложение. Само «Введение» необходимо проанализировать по следующим ключевым пунктам:

(1) четко ли сформулированы цели и исходные гипотезы, если они существуют?

(2) нет ли противоречий?

(3) содержатся ли во введении ссылки на основную использованную литературу?

(4) сформулированы ли актуальность и новизна работы?

Методы исследований.Смысл информации,излагаемой в данномразделе, в том, чтобы другой ученый достаточной квалификации смог воспроизвести исследование, основываясь на приведенных методах. В статьях по экспертизе и оценке качества в этом разделе следует описывать место, время, условия проведения исследований, при необходимости объект исследований, объем и структуру материала, использованные лабораторные и статистические процедуры. Обязательно следует указать ограничения и допущения для использованных методов и пути их преодоления, если это предпринималось.

Отсылка к литературным источникам без описания сути метода возможна только при условии, что этот метод является стандартным или общеупотребительным, или же в случае написания статьи для узкоспециализированного журнала. При ориентации на широкий круг читателей, или при комбинации исследовательских подходов из нескольких научных дисциплин, методы должны быть изложены предельно подробно.

При использовании сложного экспериментального или аналитического оборудования, от работы которого существенно зависят последующие результаты, следует указывать марку прибора и фирму-производителя, также как и производителей уникальных веществ, программных продуктов и т. д. При необходимости в «Методах» следует давать определение используемых терминов.

Результаты.Это основной раздел,цель которого–показать,какими данными подтверждается рабочая гипотеза (гипотезы). При структуре статьи, включающей отдельные разделы «Результаты» и «Обсуждение», в результатах следует описывать только данные. К вопросам «Почему результаты таковы?» и «Что они означают?» следует обращаться только в том объеме, в каком это необходимо для сохранения логики повествования.

Результаты, как правило, наиболее насыщены иллюстрациями – таблицами, графиками, фотографиями, которые несут основную функцию доказательства, представляя в свернутом виде исходный, фактический материал. Данные иллюстраций не должны дублировать текст. В текстовой части должны приводиться только объяснения значений данных таблиц и рисунков и разъясняться логика перехода к последующему блоку данных или к следующему шагу анализа.

Оформление иллюстраций жестко регламентируется всеми журналами и редакциями, и излагается в «Правилах для авторов».

Некоторые общие рекомендации при подготовке иллюстративных материалов:

(1) надписи, цифровые и текстовые обозначения на рисунках должны быть пропорциональны масштабу изображения;

(2) для числовых данных в рисунках и таблицах (и в тексте) следует выбирать единицы измерения таким образом, чтобы максимум данных приходилось писать с минимальным количеством нулей до или после десятичного знака;

(3) все подписи, обозначения и сокращения в таблицах и рисунках должны быть расшифрованы.

Обсуждение результатов.Обсуждение результатов может бытьвынесено в отдельный раздел, но может входить и в раздел «Результаты». Важно, чтобы такое обсуждение было. Задача этого раздела объяснительная. Обсуждение должно показать, почему представленные результаты именно таковы, и как они соотносятся с основной идеей статьи. В «Обсуждении» надо указать характерные особенности результатов работы, оценить пределы работы, т. е. те рамки, в которых правомерны выводы из результатов работы.

Необходимо сравнить представленные в статье результаты с предыдущими работами в этой области. Такое сравнение лучше выявит новизну работы, чем словесные доказательства, неподтвержденные фактами.

В обсуждении уместно также сформулировать те гипотезы, которые следуют из полученных в работе результатов. Такая формулировка, во-первых, является заявкой на тематику исследования в будущем, и, во-вторых, позволяет претендовать на приоритет в трактовке результатов, в случае, когда подобными исследованиями параллельно занимается несколько исследовательских групп.

ЗаключениеиВыводы.В этом разделе необходимо сопоставитьполученные результаты с начальной целью проведения работы.

Насколько они совпадают? Чему способствует данная статья? Чем полученные результаты обогатили науку?

Важно в этом разделе определить значение результатов статьи для дальнейших исследований. Ответьте на вопрос, какие направления для будущей работы предполагают полученные результаты? Возможно, результаты выявили тупиковую ситуацию, и продолжение работ бессмысленно. Отрицательный результат является самым ценным – само знание бесперспективности дальнейших исследований позволит сэкономить время (и деньги) всем исследователям.

Реферат.Этот раздел готовится последним.Характерная чертахорошего реферата – освещение ключевых моментов без их детализации.

Большинство журналов ограничивают размер реферата, который должен строго соответствовать статье и отражать следующие моменты:

(1) цель исследования;

(2) использованные методы или технологии;

(3) основные результаты;

(4) авторские выводы.

Список использованных источников.Еще один очень важныйэлемент. Большинство журналов не примут Вашу статью, если список литературы будет составлен не по правилам. Причина этого понятна: если автор не справился даже со списком источников, что говорить о самой статье.

При финальной проверке статьи следует ответить на такие вопросы. Достаточно ли ясно сформулирована цель статьи – зачем вообще была проделана данная работа?

Достаточно ли полно изложены принципы и методы исследования для того, чтобы полученные результаты могли быть независимо проверены коллегами?

Достаточно ли полно представлены и описаны фактические данные

– по отношению к самим данным и последующим выводам?

Обсуждены ли именно те смысловые аспекты, вытекающие из представленных данных, которые хотелось бы или следовало бы обсудить?

Оформлена ли рукопись в соответствие с требованиями редакции? Требования к объему, содержанию, рубрикации и оформлению статей разные в разных журналах. Поэтому техническую доработку и оформление статьи необходимо проводить в соответствие с "Правилами для авторов". Эти правила регулярно публикуются журналами и, как правило, доступны в электронном виде.

Еще три практических совета.

1. После окончания работы над рукописью отложите её на неделю-две. Просмотрите ее свежим взглядом через неделю, две (или месяц).

2. Обсудите статью с коллегами, в частной беседе или на семинаре. «Свежий взгляд» коллег позволит устранить самые очевидные (и потому самые обидные) огрехи в логике изложения, в аргументации и в оформлении.

3. Не затягивайте усовершенствование до бесконечности, обязательно отправьте статью в редакцию. В науке не бывает результатов "второй свежести". «Передержав» рукопись вы рискуете утратить приоритет.

Как правило, первым опытом научной публикации для начинающего исследователя является не статья, а краткая публикация. Наиболее распространенный ее вид – тезисы доклада. В исходном понимании тезисы – это отнюдь не маленькая статья, а совершенно особый тип публикации. Тезисы обычно издаются до начала какого-либо научного мероприятия и позволяют ознакомиться с тем, что собирается высказать докладчик в своем сообщении. Таким образом, одно из отличий тезисов от статьи в том, что написание тезисов преследует цель заинтересовать собравшихся, обеспечить некоторую рекламу доклада и докладчика.

Соответственно они могут (но совсем не обязательно должны) быть более броскими,более провокационными.

Обычный формат тезисов доклада близок к формату «Реферата» научной статьи (цель исследования, методы, основные результаты, выводы). Но вполне допустимо, что в тезисах доклада не отражаются некоторые обязательные для статьи разделы, например, «Материалы и методы» или «Результаты», а акцент делается на формулировке проблемы или на изложение гипотезы, которую автор намерен доказать в своем выступлении. В кратких публикациях, издаваемых после научного мероприятия, которые также принято называть тезисами, свободы для творчества меньше, так как рекламная функция публикации отпадает.

5. Составление и оформление списка использованных источников

Регулярная научная работа обязательно основывается на предыдущих результатах, поэтому научные статьи и другие значительные по объему публикации обязательно содержат библиографические ссылки в качестве документального подтверждения знания этих результатов. Использование в работе чужих идей, данных, методов или воспроизведение текста без ссылки на их авторов является плагиатом, одним из главных нарушений научной этики.

Приводимые в публикации библиографические сведения дают возможность читателю быстро определить связь работы с предшествующими исследованиями, они во многих случаях позволяют составить представление о научных позициях автора, его принадлежности к определенной научной школе, проверить фактическую достоверность приводимых данных.

Практика показывает, что специалист, знакомясь с новой публикацией, часто просматривает ее в такой последовательности: «Название» – «Реферат» – «Список литературы» – «Выводы» – «сама публикация». Это свидетельствует о существенной важности правильного подбора и оформления ссылок и их библиографических описаний.

Ссылка производится в двух случаях:

(1) когда упоминается произведение,

(2) когда воспроизводятся чужой текст либо сведения в виде цитаты или переложения.

Ссылаться можно на публикацию, архивный документ, рукопись сочинения, личное сообщение. В последних двух случаях необходимо личное разрешение автора упоминаемого произведения или сообщения. В пристатейный список следует включать только цитированные источники. Прикнижный список может быть расширен за счет включения в него рекомендуемой литературы, вспомогательных, нормативных и других источников.

Следует подчеркнуть несколько желательных условий:

(1) со всеми работами, приводимыми в списке цитированной литературы, автор должен быть знаком лично;

(2) в виду ограниченного объема большинства публикаций, следует, прежде всего, цитировать самые важные работы, чему должен предшествовать определенный отбор источников;

(3) нет ничего хорошего в том, чтобы устраивать в тексте статьи «братские могилы» из 10–20 следующих в одной ссылке фамилий авторов цитируемых работ.

Главное требование при оформлении ссылок и списка библиографических описаний – никакого творчества. Необходимо постоянно сверяться с ГОСТами, справочниками, «Правилами для авторов», консультироваться со специалистами-библиографами.

Лекция № 7.

Магистерская диссертация как научное исследование

План

1. Положение о магистерской диссертации

2. Цели и тематика магистерской диссертации

3. Организация работы над диссертацией

4. Требования к содержанию и структуре магистерской диссертации

5. Подготовка к защите магистерской диссертации

6. Защита магистерской диссертации

Наши рекомендации