Предметы крестьянской кухонной утвари Допетровской Руси: расскажите об их предназначении, какие действия можно было выполнять с их помощью и что кушать?
СТАНЦИЯ «О ЧЕМ РАССКАЗЫВАЮТ ВЕЩИ».
ОРУДИЯ ТРУДА и ПРЕДМЕТЫ КРЕСТЬЯНСКОЙ УТВАРИ.
В кабинете подготовлен иллюстративный ряд из книг, распечатанных материалов с изображениями предметов и вещей Допетровской эпохи. На интерактивной доске две презентации.
Ведущие, - учащиеся одиннадцатых классов, приветствуют детей, обучающихся шестых классов, рассказывают им о том, что цель современников сегодня – вспомнить предназначение забытых и утраченных вещей, вышедших из обихода в мире русской деревни.
1 Ведущий:
Земля была кормилицей для народа. Весной крестьяне выходили на пахоту. Земля должна была подсохнуть, чтобы рассыпалась под сохой при падении. Земледельцы выкликивали весну песнями. Соха бывала двузубой. Землю сначала пахали ею – получались частые и глубокие борозды с одинаковым наклоном с двух сторон. Главная часть сохи – рассоха – толстая длинная деревянная доска с раздвоением внизу – ногами, на которые надевали металлические наконечники – сошники. Соха то и дело выскакивала из земли, ее приходилось все время держать на весу.
2 Ведущий:
Также в качестве пахотного орудия применялся плуг. Он не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его. Плуг использовали на тяжелых почвах с глубоким плодородным слоем – в южных степных районах. На севере и северо-востоке Руси, где почвы бедные и глубокая вспашка не нужна, пахали сохой. Деревянный плуг имел толстый полоз, железный нож- резак, железный широкий лемех, горизонтально насаженный на полоз, и подрезающий пласт земли снизу.
1 Ведущий:
После вспашки землю боронили. Борону делали из решеток с зубцами-гвоздями. Борона называлась суковаткой: делалась из еловых бревен с довольно длинными сучками. Позже стали делать в виде решетки из деревянных брусьев, между которыми крепили деревянные или железные зубья. После бороны земля, как пух. Боронили при заделке семян или во время сева.
2 Ведущий:
Летом главным событием считался сенокос. Косить начинали к празднику Ивана Купалы. Косили косами. Сначала лопаткой из дуба выправляли и затачивали косы, это позволяло беречь лезвие дорогого орудия труда. Когда коса затупится, начнет застревать и ленивее ходить по траве.. если трава была высокой, косили горбушей – изогнутой на коротком черенке косой. Для низкой косы использовали большую косу на длинном черенке – литовку. Ворошить и сушить траву траву выходила на сенокос вся крестьянская семья. Переворачивали траву граблями, а укладывали вилами. Когда вдруг надвигалась тучка, сено сгребали в копны или скирды. Из высохшей травы делали стог, который перевозили домой.
1 ведущий:
В конце лета созревали хлеба и наступало время жатвы – с Ильина дня. Убирали хлеб серпами и косами. Если рожь вырастала высокой и густой, предпочитали серп, а не очень высокую и густую рожь косили косой. Косой работали утром, потому что сырое зерно от косы не осыпалось, а высохшее уже можно было жать серпом. Жатва серпом была очень тяжелым трудом. Крестьянка подхватывала охапку колосьев, сколько ухватит левая рука, а правой отрезала зубастым серпом этот ворошок. Бережно клала его к ногам и опять подхватывала колосья.
2 ведущий:
По окончании жатвы надо было отделить зерно от колосьев: подходило время молотьбы. Молотили на току или на ладони – площадке, смазанной жидкой глиной и специально утрамбованной. Снопы на ней расстилали в два ряда и начинали их бить цепом или колотилом. Колотило – это палка длиной до подбородка с привешенной к ней другой тяжелой палкой с утолщенным краем. Колотилом выбивали зерна из колосьев. За 19 часов работы надо было сделать 22 тысячи ударов этим очень тяжелым орудием. Отделенное зерно от соломы, мякины, колоса, сорных трав и пыли веяли. В старину муку делали из зерен, вращая жернова – огромные круглые плиты.
Далее ребята задают вопросы и задания на усвоение материала:
1 ведущий:
Какие орудия туда использовал крестьянин Допетровской эпохи? Какие работы выполнялись ими? Объясните, как пользоваться каждым из них. Нарисуйте наиболее заинтересовавшее орудие труда. Как пользоваться каждым из них?
2 ведущий:
Разложена мозаика из иллюстраций орудий труда: соха, плуг, борона, горбуша, литовка, грабли, вилы, серпы, косы, цеп-колотила, жернова. Нужно найти соответствующие предметы.
1 ведущий:
К ним идут загадки, пропущенные слова, пословицы и прибаутки.
Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:
С-ха Б-р-на М-л-тьба К-са Ж-рнова.
2 ведущий:
Загадки:
Бабушка Андреевна Сгорбившись стоит, Ноженьки в землюшку, Рученьки расширила, Все хочет схватить.(борона)
В поле едет на спине, А по полю на ногах.(грабли)
Зубасты, а не кусаются.(цепы для молотьбы).
1 ведущий:
В крестьянской избе не бывало ненужных лишних вещей, у каждого предмета было свое предназначение. У хозяйки хранились необходимые принадлежности для работы. Ухваты – это «рогатые» полукруглые приспособления для того, чтобы ставить горшки на печку. Низ горшка, или чугуна, входил между рогами ухвата. Чапельником доставали сковороды из печи: для этого посередине железной полосы делала отогнутый язык. Эти приспособления насаживали на деревянную рукоять. С помощью деревянной лопаты ставили в печь хлеб, а кочергой выгребали угли, золу. С помощью черпаков брали содержимое горшков.
2 ведущий:
На шестке стояли горшки. Был шкаф для хранения кухонной посуды – посудник. В избе была чистота. Рядом с печкой рукомойник – глиняный кувшин с двумя носиками: с одной стороны воду наливали, с другой – выливали. Грязная вода собиралась в лохань – специальное деревянное ведро. Воду носили тоже в деревянных ведрах на коромысле. Вся посуда в крестьянском доме была деревянной, а горшки и латки(низкие плоские миски) – глиняными. Чугуны делали из твердого материала – чугуна. Печные чугуны имели округлое туловище и узкое дно. Благодаря такой форме печной жар равномерно распределялся по поверхности горшков.
1 ведущий:
Жидкости хранили в глиняных крынках с круглым туловищем, небольшим донцем и вытянутым горлом. Для хранения кваса, пива использовались корчаги, ендовы (с носиком) и братины (без него). Наиболее распространенной формой ковша на Руси была плывущая уточка, носик которой служил ручкой. Глиняную посуду покрывали простой глазурью, деревянную украшали росписью т резьбой. В крестьянском хозяйстве широко использовались и бондарные изделия: бочки, кадки, чаны, ушаты, лохани, шайки. Ушат назывался так, потому что с двух сторон к нему приделывали ушки с дырочками. В них продевали палку, чтобы удобнее было носить в ушате воду. Шайки были с одной ручкой. Бочками называли большие емкости округлой формы с узким дном, а у кадок дно было широкое. Сыпучие продукты хранили в деревянных поставцах с крышками, берестяных туесах и бураках.
2 ведущий:
В ходу были плетеные изделия – лукошки, корзины, короба из лыка и прутьев. Всю утварь крестьяне делали с помощью незатейливых инструментов. Главным из них был топор. Были плотницкие, большие топоры и столярные, маленькие топорики. При долблении корыт, изготовлении бочек и кадок использовался особый топор – тесло. Для строгания и шкурения дерева применяли скобель – плоскую, неширокую, слегка изогнутую пластину с лезвием для рабочей части. Для сверления применяли буравы. Не сразу появилась пила: в древности все делали топорами.
Далее ребята задают вопросы и задания на усвоение материала:
1 ведущий:
Предметы крестьянской кухонной утвари Допетровской Руси: расскажите об их предназначении, какие действия можно было выполнять с их помощью и что кушать?
Нарисуйте предметы кухонной утвари и инструменты для работы.
2 ведущий:
Разложена мозаика из иллюстраций кухонной утвари: ухват, кочерга, чапельник, черпаки, чугунок, посудник, лампады, коромысло, рушники, крынки, корчаги, ендовы, братины, ковши, ставцы, кадки, ушаты, шайки, бочки, лохани, туесы, поставцы, тесла, скобель, буравы. Нужно найти соответствующие предметы.
1 ведущий:
К ним идут загадки, пропущенные слова, пословицы и прибаутки.
Перепишите, вставьте пропущенные буквы и объясните слова:
Л-хань К-ч-рга К-р-мысло Рук-мойник Т-пор П-ставец.
2 ведущий:
Загадки:
Ни свет ни заря пошел, согнувшись, со двора.
Основа – соснова, Уток – соломенный.
Два подъячих Водят Марью вертячу.
Черный конь Скачет в огонь.
Не бык, а бодает, Не ест, а еду хватает, Что схватит, отдает, Сам в угол идет.
С ушами, да не слышит.
Задания по презентациям выполняются в конце работы.